Программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Фёдорова Елена Борисовна

Скорректированная программа по литературному чтению. С 4-х часов перешли на 3-х часовую программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.cht_._4_kl._3ch_.doc282 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

городского округа Чехов Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Крюковская средняя общеобразовательная школа

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Крюковская СОШ

                                                                                                      _____________(Тюнькова Е.Н.)

Приказ  № __75/2__

от «29» августа 2019 года

ПРОГРАММА

по литературному чтению

102часа

4-а класс

                                                базовый уровень

                                                                   Составитель:

Федорова Елена Борисовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по   литературному чтению  для 4   класса разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009) с изменениями;
  • с авторской программой: Климановой Л. Ф.,  Горецкого В. Г. «Литературное чтение» 4 класс  (программа для 1-4 кл) -  М.: Просвещение, 2011;
  • с возможностями УМК: учебник  Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 4 класс – М. : Просвещение, 2018.

Место в учебном плане: планирование составлено с учетом 3 часа в неделю (102 часа в год), что соответствует учебному плану школы .

ПЛАНИРУЕМЫЕ  ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
  • использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
  • составлять план к прочитанному;
  • делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • озаглавливать иллюстрации и тексты;
  • вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  
  • ставить вопросы к прочитанному;
  • самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
  • принимать участие в конкурсах чтецов.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Тема раздела

Количество часов

в авторской программе

Количество часов

по рабочей программе

Основные виды учебной деятельности

1

Вводный урок.

1

1

Уметь находить оглавление, название разделов.

1

Летописи. Былины. Жития.

11 ч

5 ч

 Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

2

Чудесный мир классики.

22 ч

18 ч

Планировать работу на уроке,

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту. Понимать позицию писателя.

3

Поэтическая тетрадь.

12 ч

10 ч

Определять средства художественной выразительности.

Наслаждаться поэзией.

Определять самостоятельно интонацию. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Высказывать свое мнение.

Читать стихи выразительно.

4

Литературные сказки.

16  ч

13 ч

Планировать работу на уроке.

Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Составлять план сказки. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять и оценивать свои достижения.

5

Делу время – потехе час.

9  ч

7 ч

Различать сказки народные и литературные, высказывать оценочные суждения о прочитанном. Определять нравственный смысл произведения. Инсценировать произведение, распределяя роли. Пересказывать текст от лица автора. Готовить сообщение о писателе.

6

Страна детства.

8 ч

6 ч

Подбирать книги по теме. Определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора. Использовать в своей речи средства художественной выразительности. Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста.

7

Поэтическая тетрадь.

5 ч

4 ч

Подбирать любимые стихи к теме. Размышлять над содержанием текста. Определять тему.

Рассказывать об эпизодах своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов.

8

Природа и мы.

12 ч

9 ч

Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения. Определять отношение автора. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа.

Формулировать основную мысль.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.

9

Поэтическая тетрадь.

7 ч

6 ч

Подбирать сборники стихов к выставке книг. Определять настроение автора и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности.

10

Родина.

6 ч

5 ч

Читать стихи, передавая чувство гордости за своих предков. Рассказывать о своей Родине. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарии поэтического вечера.

Составлять рассказы о Родине. Участвовать в работе проекта.

11

Страна Фантазия.

7 ч

5 ч

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев. Придумывать фантастические истории.

Оценивать свои достижения.

12

Зарубежная литература.

15 ч

13 ч

Высказывать свое мнение о прочитанном.

Характеризовать поступки героев. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Итого

136 ч

102 ч

Авторская программа предусматривает 136 часов в год. На изучение предмета литературное чтение отводится 102 часа в год (в соответствии с учебным планом МБОУ Крюковской  СОШ). В рабочую программу внесены следующие изменения: уменьшено число часов по всем разделам.   Материал, предусмотренный при изучении литературного чтения,  используется и на других предметах: ОРКСЭ, окружающий мир, технология, музыка. При этом реализуются межпредметные технологии.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ      

     

№ п/п

№ в теме

Дата план

Скорр.

сроки

Тема

ВВОДНЫЙ УРОК ПО КУРСУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ(1Ч)

1

1

03.09

Введение. Знакомство с учебником.

ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, ЖИТИЯ (11Ч)

2

1

03.09

Вводный урок по разделу «Летописи, былины, жития». Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.

3

2

05.09

Летопись - источник исторических фактов. Сравнение летописи и исторических источников.

4

3

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».

5

4

07.09

Летопись - источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

6

5

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

7

6

10.09

Прозаический пересказ И.В. Карнауховой «Три поездочки Ильи Муромца».

8

7

Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри»(с.34).

9

8

12.09

Образ Сергия Радонежского в произведениях искусства. «Житиё Сергия Радонежского».

10

9

Картина М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоламею»(с.23).

11

10

14.09

Куликовская битва в произведениях искусства. Подготовка сообщения о Куликовской битве.

12

11

Создание календаря исторических событий. Проверочная работа.

ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ(22Ч)

13

1

17.09

Вводный урок по разделу «Чудесный мир классики».

14

2

П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Основные события литературной сказки. Сравнение народной и литературной сказок.

15

3

19.09

Характеристика героев сказки П.П. Ершова  «Конёк-горбунок».

16

4

21.09

Обобщающий урок по сказке П.П.Ершова «Конёк – горбунок».

17

5

24.09

А.Л.Слонимский об А.С.Пушкине. А.С. Пушкин  «Няне», «Туча».

18

6

26.09

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!». Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства.

19

7

28.09

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Структура сказочного текста, герои сказки.

20

8

01.10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

21

9

03.10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев.

22

10

05.10

КВН по сказкам Пушкина.

23

11

15.10

Вводный урок по творчеству М.Ю. Лермонтова. Статья А.Шан-Гирей.

24

12

Картины природы в стихотворении «Дары Терека».

25

13

17.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение  русской и турецкой сказок.

26

14

19.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Характеристика героев произведения.

27

15

22.10

Творчество Л.Н.Толстого.

28

16

Л.Н. Толстой «Детство». События повести.

29

17

24.10

Басня Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».

30

18

26.10

Рассказ А.П. Чехова «Мальчики».

31

19

29.10

Характеристика героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики».

32

20

31.10

Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики».

33

21

КВН «Чудесный мир классики».

34

22

02.11

Проверочная работа.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ(12Ч)

35

1

05.11

Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

36

2

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…». Средства выразительности для создания художественного образа.

37

3

07.11

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…». Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения.

38

4

09.11

А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении.

39

5

А.А. Фет «Бабочки». Ритм и интонация стихотворения.

40

6

12.11

Е.А. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шёпот моих лесов?»

41

7

14.11

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

42

8

16.11

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении.

43

9

26.11

Н.А. Некрасов «Школьник».

44

10

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…».

45

11

28.11

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах.

46

12

30.11

Контрольная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (16Ч)

47

1

03.12

Вводный урок по разделу «Литературные сказки».

48

2

В.Ф. Одоевский. Произведения для детей.

49

3

05.12

Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Особенности научно-познавательной сказки.

50

4

07.12

Композиция сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

51

5

10.12

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Специфические особенности жанра. Текст – описание в содержании сказки.

52

6

12.12

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Главная мысль сказки. Характеристика героев.

53

7

Написание отзыва о «Сказке о жабе и розе» В.М. Гаршина.

54

8

14.12

П.П. Бажов Сказ «Серебряное копытце».

55

9

17.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

56

10

19.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения и авторское отношение к ним.

57

11

21.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

58

12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народной сказки в литературной сказке.

59

13

24.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Сравнительная характеристика героев разных сказок.

60

14

26.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ.

61

15

28.12

Обобщение пройденного по разделу «Литературные сказки».

62

16

31.12

Контрольная работа по разделу «Литературные сказки».

ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС(9Ч)

63

1

09.01

Вводный урок по разделу «Делу время – потехе час».

64

2

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл сказки.

65

3

11.01

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Характеристика героев сказки. Инсценирование диалогов.

66

4

14.01

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористических произведений.

67

5

16.01

Смешное в произведениях В.Ю. Драгунского. Рассказ «Что любит Мишка».

68

6

18.01

Рассказ В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел».

69

7

Рассказ В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел». Характеристика героев.

70

8

21.01

Обобщение пройденного по разделу «Делу время – потехе час»

71

9

23.01

Контрольная работа по разделу «Делу время - потехе час».

СТРАНА ДЕТСТВА (8Ч)

72

1

25.01

Вводный урок по разделу «Страна детства».

73

2

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герои произведения.

74

3

28.01

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

75

4

30.01

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Сюжет и герои рассказа.

76

5

01.02

М.М. Зощенко «Ёлка». Характеристика героев произведения.

77

6

04.02

Проверочная работа.

78

7

Обобщение пройденного по разделу «Страна детства».

79

8

06.02

Контрольная работа по теме «Страна детства».

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ(5Ч)

80

1

08.02

Вводный урок по теме «Поэтическая тетрадь».

81

2

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». Развитие чувства в лирическом произведении.

82

3

11.02

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

83

4

13.02

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

84

5

15.02

Контрольная работа по теме «Поэтическая тетрадь».

ПРИРОДА И МЫ(12Ч)

85

1

25.02

Вводный урок по теме «Природа и мы».

86

2

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Смысл названия.

87

3

27.02

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».  Выборочный пересказ.

88

4

01.03

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

89

5

04.03

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Сравнение рассказов о животных А.И. Куприна, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева.

90

6

06.03

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героев.

91

7

М.М. Пришвин «Выскочка».  Отзыв о произведении.

92

8

11.03

Е.И. Чарушин «Кабан».

93

9

13.03

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

94

10

15.03

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Сюжет. Характеристика героев. Сравнение художественного и научно-познавательного текста.

95

11

15.03

Обобщение пройденного по разделу «Природа и мы».

96

12

18.03

Контрольная работа по теме «Природа и мы».

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ(8Ч)

97

1

20.03

Вводный урок по теме «Поэтическая тетрадь».

98

2

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Анализ стихотворения.

99

3

22.03

А.С. Клычков «Весна в лесу».

100

4

25.03

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Изображение картин природы в лирическом стихотворении.

101

5

27.03

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение картин природы в лирическом стихотворении.

102

6

28.03

С. А. Есенин «Лебёдушка».

103

7

Обобщение пройденного по разделу «Поэтическая тетрадь».

104

8

01.04

Контрольная работа по теме «Поэтическая тетрадь».

РОДИНА(8Ч)

105

1

03.04

Вводный урок по теме «Поэтическая тетрадь».

106

2

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Анализ стихотворения.

107

3

05.04

А.С. Клычков «Весна в лесу».

108

4

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Изображение картин природы в лирическом стихотворении.

109

5

15.04

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение картин природы в лирическом стихотворении.

110

6

17.04

С. А. Есенин «Лебёдушка».

111

7

Обобщение пройденного по разделу «Поэтическая тетрадь».

112

8

19.04

Контрольная работа по теме «Поэтическая тетрадь».

СТРАНА ФАНТАЗИЯ (7Ч)

113

1

22.04

Вводный урок по теме «Поэтическая тетрадь».

114

2

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Анализ стихотворения.

115

3

24.04

А.С. Клычков «Весна в лесу».

116

4

26.04

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Изображение картин природы в лирическом стихотворении.

117

5

29.04

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение картин природы в лирическом стихотворении.

118

6

С. А. Есенин «Лебёдушка».

119

7

01.05

Обобщение пройденного по разделу «Поэтическая тетрадь».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (17Ч)

120

1

03.05

Вводный урок по теме «Зарубежная литература».

121

2

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

122

3

06.05

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета.

123

4

08.05

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Характеристика героев.

124

5

10.05

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

125

6

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

126

7

13.05

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части.

127

8

15.05

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев. Сравнение с героями русских народных сказок.

128

9

17.05

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Средства художественной выразительности в сказке. Сравнение описаний в сказке и в былине.

129

10

20.05

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

130

11

22.05

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков.

131

12

24.05

С. Лагерлеф «Святая ночь».

132

13

С. Лагерлеф «Святая ночь». Характеристика героев.

133

14

27.05

С. Лагерлеф «В Назарете».

134

15

С. Лагерлеф «В Назарете». Характеристика героев.

135

16

29.05

Контрольная работа по теме «Зарубежная литература».

136

17

31.05

Обобщение пройденного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...