Как я учу детей краткому пересказу текста
статья по чтению (2 класс)

Калитюк Светлана Евгеньевна

     Что может быть важнее развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

     Мы, учителя начальных классов, работаем над процессом развития речи учащихся начиная с 1 класса. Процесс этот сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Однако он имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ya_uchu_detey_kratkomu_pereskazu_teksta.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Как я учу детей краткому пересказу текста.

     Что может быть важнее развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

     Мы, учителя начальных классов, работаем над процессом развития речи учащихся начиная с 1 класса. Процесс этот сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Однако он имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений.

     Большие возможности для речевого развития учащихся дают уроки чтения и развития речи.

     Редкий урок чтения проходит без пересказа. Будь это подробный (полный), выборочный или сжатый (краткий) пересказ.

     Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объеме. Ведь нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное. Школьнику приходится самому определять, что важно в прочитанном, а что не очень важно.

     В связи с этим хочется рассказать, как проходил урок чтения во втором классе.

     Тема урока: «Рассказ К. Паустовского «Барсучий нос» (2 ч). Одна из целей: учиться краткому пересказу текста.

     Предварительно дети читали текст дома и рисовали картинки к тексту: 1-й ряд – к I части; 2-й ряд – ко II части; 3-й ряд – к III части.

     Я решила провести этот урок в виде игры.

     У доски выставка рисунков к рассказу. Рисунки подписаны. Начинаю урок со слов:

     - Ребята, сегодня мы издаем книгу. Книга называется «Барсучий нос». Для этого нам нужно подобрать обложку для книги. (Дети из всех рисунков выбирают тот, который, по их мнению, больше подходит к обложке.)

     - На обложке мы потом напечатаем имя и фамилию писателя, название рассказа.

     Далее объясняю:

     - В книге должна быть такая страница, где напечатано оглавление (содержание) по частям (по главам). Давайте составим своё оглавление. В рассказе три части. Озаглавим каждую, запишем название глав (частей) на листке. (Один из учащихся все записывает на листке.)

     - Озаглавим I часть рассказа. Какова главная мысль? (Одним предложением.) Как озаглавим?

     Выслушиваются ответы детей. Наиболее удачное название дети записывают на листочках, а я – на доске.

     I часть – «Незваный гость».

После этого отбираются лучшие рисунки для 1-й главы (части).

     Такая же работа проводится со II и III частями.

     II часть – «Обожженный нос».

     III часть – «Барсук лечит свой нос».

     Продолжаю работу:

     - В книге должна быть страница, где печатается краткое содержание (аннотация, предисловие). Давайте и мы составим свою аннотацию к рассказу.

     Дети по плану, записанному мною на доске, подготавливаются к краткому пересказу всего текста. Можно пометить, сколько предложений относится к каждой части плана. Работа проводится коллективно. Затем можно выслушать у доски 2 – 3 учеников.

     - Что же у нас имеется для книги? – спрашиваю детей.

     - Обложка готова, рисунки есть, оглавление составили, устно кратко изложили текст (предисловие). Нет  страничек, где изложен текст (рассказ) по частям, - отвечают учащиеся.

     - Предисловие к рассказу запишем на уроке словесности. (Урок был в этот же день.) Лучшие работы отберем для книги. А дома составьте план к каждой части рассказа: 1-й ряд – к I части; 2-й ряд – ко II части, 3-й ряд – к III части.

     По этому плану на листочке запишите краткий пересказ своей части. Самые удачные работы будут составлять страницы нашей книги.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в 4 классе "Краткий пересказ текста (на материале сказки В. Катаева "Цветик-семицветик" )"

Урок разработан  для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом «Задержка психического развития церебрально-органического генеза»....

Работа над кратким пересказом по плану

Работа над кратким пересказом по плану...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Великие русские писатели.В. Берестов о А.С. Пушкине» Краткий пересказ произведения.

Цель: познакомить с биографией и творчеством А.С. Пушкина; развивать умение выразительно читать произведение, передавать интонацией настроение; умение находить информацию в текстеЗадача: составить рас...

Мастер-класс: как научить школьников краткому пересказу.

Пересказать текст кратко (сжато)-перечислить его основные события, исключив описание, детали, подробности....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА У ШКОЛЬНИКОВ С ТНР

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития связной речи у школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которая в настоящее время имеет тенденцию к значительному росту, и, в частности, формированию...

Краткий пересказ

Мастер-класс: как научить школьников краткому пересказу....