ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ по теме «Кот-ворюга»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Илькова Наталья Валерьевна

Цель: помочь учащимся понять сложность взаимоотношений человека с животными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit_chteniya_kot-voryuga_3_klass.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

по теме «Кот-ворюга»

Учитель:   Илькова Наталья Валерьевна.

Класс: 3 «В»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: помочь учащимся понять сложность взаимоотношений человека с животными.

Задачи:

Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику  действиям и поступкам героев.  
2.    Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
3.    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты:

Предметные:

  • воспринимать на слух художественное произведение, выражать первое впечатление;
  • уметь работать с текстом: читать, выделять эпизоды, отвечать на вопросы;
  • работать с композицией произведения.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

  • Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

– учиться работать в паре.

  • Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст и информацию, полученную на уроке;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная.

Методы работы: наглядный, беседа, подводящий диалог, поисковый метод (работа с информацией), работа с текстом.

Ресурсы: рассказ К.Г.Паустовского «Кот – ворюга»;

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация  «Паустовский», видеоклип «О доброте», песня о доброте, песня для физминутки «Кошка беспризорная».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

1. Организационный

Включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 1 слайд. 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
1.1 Тренинг «Огненный шар».

-Ребята, закройте глаза,  поднимите руки вверх, образно представьте, что вы держите над головой огромный огненный шар,  этот шар наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением. А сейчас вылейте его на себя.      Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок.

1.2 -Пожелайте друг другу удачи, похлопайте в ладоши.

1.3 -Подумайте, что вам пригодится для успешной работы.

1.4 -Прочитайте хором эпиграф на доске.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Выполняют задания тренинга.

Хлопают в ладоши и высказывают пожелания друг другу.

Комментируют, что им пригодится для успешной работы на уроке.

Читают хором эпиграф «С малой удачи начинается большой успех».

Регулятивные:

-нацеливать  на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формировать   умение слушать и слышать.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы и формулирование темы и задач урока. Подготовка к восприятию нового материала.

Проводить анализ, учить  слушать и понимать речь других.

2.1  2 Слайд. 

-Ребята! Сегодня  наш урок посвящается    важному, нужному  качеству  человека. Попробуйте определить, что это за качество, просмотрев видеоклип.

3 слайд.

 -А что такое доброта ?

Приём «Корзина мыслей».

Задание учителя: «Назовите как можно больше слов, выражений, связанных с этим понятием.

Условие – не повторять то, что уже было сказано другими». Все предложения  учащихся кратко записываются учителем в «Корзине мыслей»  на доске (без комментариев), даже если они ошибочны.

-Посмотрите, пожалуйста на портрет этого человека. Можете о нём сказать, что он добрый?

-А кем он может быть по профессии?

- Кто узнал этого писателя?

Рассказ о писателе.

 

Посмотрите на обложки книг К.Г.Паустовского. Узнаёте их? Кто читал эти произведения? Давайте вспомним, о чём они?

- Да, книги К.Г. Паустовского очень добрые, наполнены любовью к миру и людям.

Автор считал, что «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного».  

-А кто догадался, о какой струне пойдёт сегодня  речь на уроке?

- Конечно, о доброте.

2.3 «Жужжащее» чтение.

Прочитайте текст о котах, используя элементы приёма «Инсерт».  Поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

-О каком животном идёт речь в тесте?

-Что интересного отметили, что вас удивило?

- Как вы думаете, почему наш урок начали с текста о котах?

- Посмотрите на следующий слайд. Кого вы видите? Что общего у всех картинок?

- А кто нашёл отличие? А все ли кошки здесь одинаковые?

 Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для нас произведением Паустовского «Кот-ворюга»

- Предположите о чём будет это произведение?

-А кто такой вор?

- Есть ли разница между  словами вор и ворюга?

 -А какой оттенок имеет слово ворюга? Где можно узнать точное значение слов?

Кот – ворюга и качество человека, которое вы отгадали в начале урока «доброта». Как можно их связать?

-Определите задачи нашего урока.

Смотрят видеоклип о доброте, определяют качество человека «Доброта».

Называют слова и выражения, связанные с понятием «доброта»

Дети высказывают свои предположения.

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают текст о котах, используя элементы приёма «Инсерт», отвечают на вопросы учителя. Делают вывод: «Произведение, которое будем читать тоже о коте».

Отвечают на вопросы учителя.

-Одни коты самодовольные, спокойные, ухоженные,

а другие  голодные, уличные, брошенные.

Высказывают свои предположения, объясняют значения слов, используя толковый словарь. (Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.)

Определяют задачи урока:

  • Познакомиться с произведением.
  • Обсудить героев, события, поступки, мысли.
  • Понять, для чего автор написал произведение, чему хотел научить (тема и основная мысль)

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

- целеполагание,

- прогнозирование.

Коммуникативные:

- построение  понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

- участие в коллективном обсуждении.

3. Объяснение нового знания.

Работа с текстом.

Способствовать формированию читательской компетенции.

Воспитывать доброту, отзывчивость, милосердие.

1 часть (читает учитель), используя приём «Чтение с остановками», учит аргументировать свою точку зрения.

Вопросы после прочтения 1 части:

-Итак, перед вами действительно дерзкий преступник. Это не обычный деревенский кот, живущий в каждой избе, а кот-ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.

-Но есть ли у кота «смягчающие вину обстоятельства»?

- Волнуетесь ли вы за кота, за его дальнейшую судьбу?

-Оцените по 5-ти бальной системе своё волнение.

3.2 Прочитайте самостоятельно 2 часть. (Распечатана для каждого ученика на листе)

Анализ текста.

-Какие звуки вы услышали?

-Какие запахи почувствовали?

- Есть ли связь между описанием дома и главным героем?

 3.3 Физкультминутка.

3 часть (читают учитель и дети), используя приём «Чтение с остановками».

-Кот пойман, наказан, но автор пишет ещё одну часть. Как вы думаете, о чём она? Изменится ли кот или снова будет воровать?

4 часть (читает учитель), используя приём «Чтение с остановками».

- Как же превратился кот Ворюга в кота Милиционера? Заполним таблицу.

-Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения ворюги и бандита в благородного кота?

-А что могло произойти, если бы его наказали, изменился бы кот?

-Какую проблему поднимает автор в рассказе?

- Паустовский хочет, чтобы мы поняли, что нередко то, чего нельзя достичь путём зла, наказания, жестокости – легко достигается при помощи доброты.

3.7 15 слайд.

Работа в парах.

Выделим главную мысль рассказа К.Паустовского «Кот- ворюга ». Выберите формулировку, которая подходит к рассказу.

Приложение 6.

- В роли кота - ворюги может оказаться любой человек.                                       

  У каждого человека может быть какая-то плохая черта характера. Исправить его можно не только наказанием, плохим отношением, а сочувствием, добрым отношением.

3.8. 16 слайд.

Корзина мыслей.

Продолжите мысль: «Быть добрым – это значит…

«Почистить» корзину с ассоциациями к слову «доброта», удалив из неё всё не относящееся к теме урока.

Следят по тексту, отвечают на вопросы во время остановок.

Отвечают на вопросы.

-Кот никому не нужный, бездомный, вынужден вести бродячий образ жизни.

Отвечают на вопросы, строят монологические высказывания.

Читают 2 часть, отвечают на вопросы.

- О коте вспоминали, когда он «досаждал», а о доме, когда нужно было переночевать.

Заброшенный дом и никому ненужный кот.

Выполняют движения под музыку совместно с учителем под песню «Кошка беспризорная».

Следят по тексту за чтением учителя, читают отрывок 3 части, анализируют и обсуждают героев, их поступки. Строят монологические высказывания.

Следят по тексту за чтением учителя, отвечают на вопросы.

Совместная работа с учителем по заполнению таблицы «Превращение кота Ворюги в кота Милиционера»

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Работа в парах: рассуждают, выявляют авторскую позицию.

Анализируют и делают вывод «Быть добрым – это значит…»

«Убирают» из корзины слова, не относящиеся к уроку.

Познавательные:

-выделять особенности художественного текста, эмоции, чувства героев произведения и автора, воздействие на читателя, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

-характеризовать героев, используя схемы, опоры, высказывать суждения о поступках героев, поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

-определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные:

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;

-участвовать в диалоге с учителем и одноклассниками о произведении, книге.

Личностные:

-содействовать воспитанию бережного отношения к животным и чувства ответственности за всё живое на Земле;

-учить определять нравственную проблему, поставленную автором в рассказе.

4. Рефлексия.

Осуществлять самоконтроль.

Обеспечивать позитивный настрой на получение знаний

Учитель  акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какие задачи ставили на уроке?

- Всё ли получилось?

- Где можно применить новые знания?

 Заполните лист самооценки своих  достижений по литературному чтению.

   

 Д/з. На выбор:

1. Составить синквейн о коте.

2. Нарисовать рисунок и подготовить рассказ о коте.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Заполняют лист самооценки своих достижений.

Называют основные позиции изученного  материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Регулятивные:

1)осуществлять контроль деятельности;

2)оценивать уровень владения учебным материалом;

3)анализировать эмоциональное состояние, полученное от деятельности.

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Личностные:

проявлять интерес к изучению темы; оценивать собственную учебную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква с."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Согласные звуки [c], [c\'], буква с"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"

Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)

Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...