Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»
Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение учащихся.
Цель урока для учеников: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, постижение художественного образа произведения, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас.
Формируемые УУД:
• регулятивные – учиться работать по предложенному учителем плану;
• познавательные – осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
• коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 29.1 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 2.2 МБ |
zadanie_dlya_raboty_v_gruppe.docx | 13.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»
Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение учащихся.
Цель урока для учеников: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, постижение художественного образа произведения, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас.
Формируемые УУД:
- регулятивные – учиться работать по предложенному учителем плану;
- познавательные – осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
- коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1 | Мотивация и самоопределе-ние к учебной деятельности | Презентация (слайд 2) Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять...(французский учёный-биолог и писатель Жан Анри Фабр)
Верно, путешествуя с героями учебника в историю русской детской литературы, мы открываем её новую страницу – мир природы. Чем же мы занимаемся, читая произведения данного раздела? На какие важные вопросы отвечаем, над чем задумываемся?
Судя по ответам, вы уже многое смогли понять и осмыслить. Главное – что нужно учиться видеть и чувствовать красоту природы и от этого становиться другим – добрее, душевнее.
| Мы исследуем…. Пополняем свой лексический запас… Учимся у художников слова замечать в обычном что-то необычное, открывать тайны природы… Учимся точно употреблять слова в речи, выражать свои чувства по отношению к прочитанному, развиваем творческое воображение К природе надо относиться так же бережно, как и к художественному слову | |
2 | Актуализация знаний | Начнём с маленькой творческой разминки. В течение нескольких дней мы наблюдаем приход зимы и учимся описывать его, используя художественные средства. Кто поделится сегодня своими маленькими открытиями?
Получилось «распутать» стихотворение? | Творческие импровизации учащихся Презентация (слайд 3) Читают наизусть по строфе из каждого стихотворения, называют автора | |
3 | Работа с текстом до чтения | Стр. 175 второй абзац – авторский текст. Сегодня мы оказываемся уже во второй половине XIX века. На страницы каких писателей приходит мир природы? С творчеством какого писателя мы познакомимся сегодня? Что узнали о Н.Некрасове из этого отрывка? Кто из вас знаком с этим писателем? Знаете ли вы стихотворение «Дед Мазай»? Какое впечатление осталось от встречи с текстом? Если нет, то чего ждёте? О чём вам говорит иллюстрация? Ещё до чтения скажите, о каком герое рассказал Некрасов. Сколько частей в тексте? Просмотровым чтением ознакомьтесь с текстом. Что заметили? «Охота была для пего не одной забавой, но и средством знакомиться с народом»... писала о Некрасове его сестра. В поэзии, этого без сомнения великого русского поэта, звучит все богатство русского языка, его напевность, выразительность, отражаются традиции русского народа и красота русской природы. На этом уроке мы поработаем лишь с первой частью стихотворения. Познакомимся с картинами русской природы в данном произведении. Какую цель поставите себе на урок? Узнать, какие средства использует автор для создания картин русской природы. В чём секрет яркости и образности картин природы в стихотворении Некрасова | Читают самостоятельно. Выборочное чтение Презентация (слайд4) Презентация (слайд 5) Формулируют тему и цель урока
| Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
4 | Работа с текстом во время чтения | 1. Первичное восприятие стихотворения.
Прочитайте описание летнего дождя. Как-то (!) особенно тихо(!) вдруг(!) стало, На небе солнце сквозь тучу играло. (Ещё солнце есть в небе, но уже что-то начинает происходить) Тучка была небольшая на нём, А разразилась жестоким дождём! (Уменьшительно-ласкательный суффикс, а дождь разразился – Проявиться сразу с большой силой, Внезапно начаться, произойти Подберите синоним (ударить, возникнуть, вспыхнуть, грянуть Восклицательное предложение!!!) Какой дождь можно назвать жестоким? С чем сравнивает автор струи дождевые? Как подчёркивается сила дождя? Побочные истории лишь придают изложению разговорную непринужденность. Речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Рассказчик ведет повествование с обстоятельностью балагура, стремящегося убедить своих слушателей в правдивости истории
Поработайте в парах. Найдите подтверждение этой мысли и определите, какими средствами автору удаётся убедить нас в этой «Любви до страсти»
| Прослушивание аудиозаписи Презентация (слайд 6) Презентация (слайд 7) | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
5 | Работа с текстом после чтения | А теперь мы разделимся на несколько творческих групп: 1 группа: исследует описание летней ночи. 2 группа: составляет цитатную характеристику дедушки Мазая 3 группа: готовится выразительно читать охотничьи байки. 4 группа: индивидуальная работа самых творческих и смелых людей. Написать этюд (небольшую зарисовку) «Летний дождь» Что изменилось бы, не будь в 1 части стихотворения картин природы? Что оно потеряло бы? Это стихотворение глубоко «народное», полное уважения и любви к человеку и природе. | Презентация (слайд 8) Представление выполненных в группе работ (Презентация (слайды 9 – 12) Картины природы, родной земли помогают поэту высказать свои патриотические чувства. Некрасов не просто любуется красотой российской природы, но видит в ней источник жизни, вдохновения. Но зато как близки у него жизнь природы, человека и России! | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД.
умение слушать и понимать речь других |
6 | Рассказ о писателе. Выход на концепт | Что можете сказать о Некрасове? Какие впечатления от знакомства? Он – дворянин, человек богатый. Знатный.. Но ещё при жизни его называли «крестьянским поэтом». Почему поэт любит природу? Что связывает его с природой? В чём секрет выразительности прочитанного сегодня произведения? Какие мысли? Свои первые стихи будущий поэт написал в семь лет. Отец Некрасова запрещал ему дружить с детьми крепостных крестьян, потому что сам он выходец из дворянской семьи, но мальчик, выбрав удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских детишек. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними ягоды, грибы, а когда наступала зима, и ребята уходили на Волгу кататься с крутых берегов на салазках, он и тогда не расставался со своими приятелями. Так любовь к полям, лесам своей родины, к её снегам и морозам зародилась у него ещё в детские годы. Любовь к природе и родному краю поэт сохранил на всю жизнь и конечно отразил в своих произведениях. Ярчайшие впечатления детства на протяжении всей творческой жизни питали его, вдохновляли на создание лирических произведений | Презентация (слайд 13) | |
8 | Рефлексия урока | Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца. Таков Некрасов – он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил красоту, выразительность, душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай.
«Мир - прекрасная книга, но бесполезная для того, кто не умеет читать» (Карло Гольдони, итальянский драматург XVIII века) Дома вы будете читать 2 часть стихотворения и подготовите рассказ о Мазае, опираясь на выбранные из теста цитаты. И ещё: в начале урока мы обратили внимание на то, что стихи 2 части не разбиты на отдельные строфы. Поразмышляйте, почему так решил автор? Спасибо за работу на уроке! | Презентация (слайд 14) Поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, Природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку. Презентация (слайд 15) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять ... (Жан Анри Фабр, французский учёный-биолог, писатель)
Уж тает снег, бегут ручьи Тёплый пар восходит от земли. Вихрем пыль летит с полей. Всё сердитей и смелей… Вон уж пчёл рои шумят. …Пёстрых бабочек отряд. А.Плещеев А.К.Толстой Ф. Тютчев Ф. Тютчев А. Майков А. Майков
Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Тема урока:
Составь цитатную характеристику деда Мазая 1. «Старый Мазай любит до страсти свой низменный край » 2. «Вдов он, бездетен, имеет лишь внука » 3. «Торной дорогой ходить ему - скука » 4. «За сорок вёрст в Кострому прямиком Сбегать лесами ему нипочём » 5. «Дня не проводит Мазай без охоты » 6. «Начал частенько Мазай пуделять » 7. «Впрочем, в отчаянье он не приходит » 8. «Знает он много рассказов забавных»
Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877)
«Мир - прекрасная книга, но бесполезная для того, кто не умеет читать» Карло Гольдони
«Природа… будит в нас потребность любви» Иван Тургенев
http://festival.1september.ru/articles/617605/img1.jpg http://www.libex.ru/dimg/1b49a.jpg http://s4.live4fun.ru/pictures/s3img_5222407_354_7.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/71/397/71397807_1298970610_0035051Taetsneg.jpg http://www.poetryclub.com.ua/upload/poem_all/00409126.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/84/700/84700167_30e506bab55379c1f556173526655571.jpg http://900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Vesna/0019-019-Ukhodi-Zima-sedaja.jpg ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ http://s.now.ru/content2/24/97/83/PR249783_Icon2.jpg http://content.foto.mail.ru/list/fot-ka/1/i-14606.jpg http://pushkin.ru/images/stories/museum/nekr7.jpg http://stat16.privet.ru/lr/0d2331de7066c76f91f6b0f71c27a57e http://open.az/uploads/posts/2012-04/thumbs/1334623344_224201-1024x768.jpg http://www.planetaskazok.ru/images/stories/nekrasov/mazai_i_zaitsy/02.jpg http://www.planetaskazok.ru/images/stories/nekrasov/mazai_i_zaitsy/03.jpg http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=133627243-40-72&n=21 http://www.planetaskazok.ru/images/stories/nekrasov/mazai_i_zaitsy/04.jpg http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/images/Levitan_vesna_bolshay_voda.jpg
Предварительный просмотр:
Задание для работы в группе № 1
Исследуйте описание летней ночи в стихотворении Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
- Перечитайте данный отрывок (стр. 178 от слов «Вечером пеночка….» до «…словно старуха во сне проворчит»
- Какие ночные звуки описывает поэт?
Мы услышали _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие сравнения находит?
Поэт употребил сравнения: _____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие эпитеты вам встретились в данном отрывке?
Нам встретились эпитеты: ____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие красивые и необычные слова находит поэт? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод: С каким чувством рассказывает Мазай о своих впечатлениях от ночного леса?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для работы в группе № 2
Составьте цитатную характеристику дедушки Мазая
Задание выполняйте в рабочей тетради (стр. 54, № 1)
Для этого перечитайте 1-ю часть стихотворения (стр. 177 – 179), подчеркните цитаты, характеризующие Мазая. Вставьте недостающие на места пропусков.
Сделайте вывод. Определите одним словом характер Мазая.
Задание для работы в группе № 3
Подготовьтесь выразительно читать охотничьи байки.
Первая – от слов «Кузя сломал…» до слов « … и грянет!»
Вторая – от слов «Ходит с ружьишком…» до слов «Вот так охотник!»
Расставь паузы, выдели логические ударения и постарайся прочитать так этот отрывок, чтобы каждый слушатель «от души хохотал»!
Задание для работы в группе № 4
Индивидуальная работа самых творческих и смелых людей.
Написать этюд (небольшую зарисовку) «Летний дождь» в «Рабочей тетради» стр. 54 № 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс
Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Два Мороза"
Технологическая карта урока литературного чтения Класс: 2 Тема: Сказка «Два Мороза» Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза» Задачи: Образовательная: отрабатыват...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Природа и мы. Урок-обобщение"
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Природа и мы. Урок-обобщение"...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения. Планируемые результаты:...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: И.А. Бунин стихотворение "Листопад"
Представленный материал содержит тезнологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по теме: И.А. Бунин стихотворение "Листопад". Проведение данного урока направленно на ознакомлени...