Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Моисеенкова Татьяна Анатольевна

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»

Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение учащихся.

Цель урока для учеников: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, постижение художественного образа произведения, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас.

Формируемые УУД:

•  регулятивные – учиться работать по предложенному учителем плану;

•  познавательные – осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

•  коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»

Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение учащихся.

Цель урока для учеников: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, постижение художественного образа произведения, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас.

Формируемые УУД:

  • регулятивные – учиться работать по предложенному учителем плану;
  • познавательные – осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
  • коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

№ п/п

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Мотивация и самоопределе-ние к учебной деятельности

Презентация (слайд 2)

Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять...(французский учёный-биолог и писатель Жан Анри Фабр)

  • Почему именно с этих строк мы начинаем наш урок?

Верно, путешествуя с героями учебника в историю русской детской литературы, мы открываем её новую страницу – мир природы.

Чем же мы занимаемся, читая произведения данного раздела? На какие важные вопросы отвечаем, над чем задумываемся?

  • Нужны ли эти умения вам в жизни?

Судя по ответам, вы уже многое смогли  понять и осмыслить. Главное – что нужно учиться видеть  и чувствовать красоту природы и от этого становиться другим – добрее, душевнее.

  • Хотите познакомиться с ещё одним произведением? Значит,  мы начинаем.

Мы исследуем….

Пополняем свой лексический запас…

Учимся у художников слова замечать в обычном что-то необычное, открывать тайны природы… Учимся точно употреблять слова в речи, выражать свои чувства по отношению к прочитанному, развиваем творческое воображение

К природе надо относиться так же  бережно, как и к  художественному  слову

2

Актуализация знаний

Начнём с маленькой творческой разминки. В течение нескольких дней мы  наблюдаем приход зимы и учимся описывать его, используя художественные средства.

Кто поделится сегодня своими маленькими открытиями?

  • Произведения каких писателей мы уже прочли  в данном путешествии?
  • Какое задание выполняли  к уроку?

Получилось «распутать» стихотворение?

Творческие импровизации учащихся

Презентация (слайд 3)

Читают наизусть по строфе из каждого стихотворения, называют автора

3

Работа с текстом до чтения

Стр. 175 второй абзац  – авторский текст.

Сегодня мы оказываемся уже во второй половине XIX века. На страницы каких писателей приходит мир природы?

С творчеством какого писателя мы познакомимся сегодня?

Что узнали о Н.Некрасове из этого отрывка?

Кто из вас знаком с этим писателем?

Знаете ли вы стихотворение «Дед Мазай»?

Какое впечатление осталось от встречи с текстом?

Если нет, то чего ждёте?

О чём вам говорит иллюстрация?

Ещё до чтения скажите, о каком герое рассказал Некрасов.

Сколько частей в тексте? Просмотровым чтением ознакомьтесь с текстом. Что заметили?

«Охота была для пего не одной забавой, но и средством знакомиться с народом»... писала о Некрасове его сестра.

В поэзии, этого без сомнения великого русского поэта, звучит все богатство русского языка, его напевность, выразительность, отражаются традиции русского народа и красота русской природы.

На этом уроке мы поработаем лишь  с первой частью стихотворения. Познакомимся с картинами русской природы в данном произведении.

Какую цель поставите себе на урок? Узнать, какие средства использует автор для создания картин русской природы. В чём секрет яркости и образности картин природы в стихотворении Некрасова 

Читают самостоятельно.

Выборочное чтение

Презентация (слайд4)

Презентация (слайд 5)

Формулируют тему и цель урока

 

Регулятивные УУД: 

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД: 

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: 

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других

4

Работа с текстом во время чтения

1. Первичное восприятие стихотворения.

  1. С какой картины начинается стихотворение?

Прочитайте описание летнего дождя.

Как-то (!) особенно тихо(!) вдруг(!) стало,

На небе солнце сквозь тучу играло.

(Ещё солнце есть в небе, но уже что-то начинает происходить)

Тучка была небольшая на нём,

А разразилась жестоким дождём!

(Уменьшительно-ласкательный суффикс, а дождь разразился – Проявиться сразу с большой силой, Внезапно начаться, произойти

Подберите синоним (ударить, возникнуть, вспыхнуть, грянуть Восклицательное предложение!!!)

Какой дождь можно назвать жестоким?

С чем сравнивает автор струи дождевые?

Как подчёркивается сила дождя?

Побочные истории лишь придают изложению разговорную непринужденность. Речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Рассказчик ведет повествование с обстоятельностью балагура, стремящегося убедить своих слушателей в правдивости истории

  1. Какую вторую картину рисует автор (Деревенька) Нравится ли ему это место? А старый Мазай как относится  к своему краю? (Любит до страсти)

Поработайте в парах.  Найдите подтверждение этой мысли и определите, какими средствами автору удаётся убедить нас  в этой «Любви до страсти»

  1. Как назовёте вы третью картину? (Каким видит лес Мазай днём и ночью?)
  2. О чём пишет Некрасов после описания леса? (Деревенские байки)
  3. Кроме указанных картин природы мы попутно узнаём что-то о Мазае: что любит, с кем живёт, чем занимается. Начинаем собирать материал для характеристики главного героя стихотворения.

Прослушивание аудиозаписи

Презентация (слайд 6)

Презентация (слайд 7)

Регулятивные УУД: 

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Познавательные УУД: 

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД: 

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы. 

5

Работа с текстом после чтения

А теперь мы разделимся на несколько творческих групп:

1 группа: исследует описание летней ночи.

2 группа: составляет цитатную характеристику дедушки Мазая

3 группа: готовится  выразительно читать охотничьи байки.

4 группа: индивидуальная работа самых творческих и смелых людей. Написать этюд (небольшую зарисовку) «Летний дождь»

Что изменилось бы, не будь в 1 части стихотворения картин природы? Что оно потеряло бы?

Это стихотворение глубоко «народное», полное уважения и любви к человеку и природе.

Презентация (слайд 8)

Представление выполненных в группе работ

(Презентация (слайды 9 – 12)

Картины природы, родной земли помогают поэту высказать свои патриотические чувства. Некрасов не просто любуется красотой российской природы, но видит в ней источник жизни, вдохновения. Но зато как близки у него жизнь природы, человека и России! 

Регулятивные УУД:

  • мотивация  совместной деятельности учащихся и учителя по достижению результата,
  • самоконтроль понимания концептуального смысла прочитанного,
  • планирование дальнейшей читательской деятельности

Познавательные УУД:

  • представление о природе литературы как искусства слова, диалоге писателя и читателя,
  • знакомство с писателями, поиск  дополнительной информации

Коммуникативные УУД.

  • оформление  своих мыслей в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста),
  • ведение читательского дневника,

умение слушать и понимать речь других

6

Рассказ о писателе.

Выход на концепт

Что  можете сказать о Некрасове? Какие впечатления от знакомства?

Он – дворянин, человек богатый. Знатный.. Но ещё при жизни его называли «крестьянским поэтом». Почему поэт любит природу? Что связывает его с природой?

В чём секрет выразительности прочитанного сегодня произведения?

Какие мысли?

Свои первые стихи будущий поэт написал в семь лет. Отец Некрасова запрещал ему дружить с детьми крепостных крестьян, потому что сам он выходец из дворянской семьи, но мальчик, выбрав удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских детишек. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними ягоды, грибы, а когда наступала зима, и ребята уходили на Волгу кататься с крутых берегов на салазках, он и тогда не расставался со своими приятелями. Так любовь к полям, лесам своей родины, к её снегам и морозам зародилась у него ещё в детские годы. Любовь к природе и родному краю поэт сохранил на всю жизнь и конечно отразил в своих произведениях.

Ярчайшие впечатления детства на протяжении всей творческой жизни питали его, вдохновляли на создание лирических  произведений

Презентация (слайд 13)

8

Рефлексия урока

Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца. Таков Некрасов – он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил красоту, выразительность, душевную щедрость  таких самобытных натур, как дедушка Мазай.

  • Что было важным для каждого из вас?
  • Почему Некрасова можно поправу назвать поэтом-гражданином?
  • Достигли ли мы цели на уроке?

 «Мир - прекрасная книга, но бесполезная для того, кто не умеет читать» (Карло Гольдони, итальянский драматург XVIII века)

Дома вы будете читать 2 часть стихотворения и подготовите рассказ о Мазае, опираясь на выбранные из теста  цитаты. И ещё: в начале урока мы обратили внимание на то, что стихи 2 части не разбиты на отдельные строфы. Поразмышляйте, почему так решил автор?

Спасибо за работу на уроке!

Презентация (слайд 14)

Поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу,

Природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку.

Презентация (слайд 15)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ» Автор – Моисеенкова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 МО город Горячий Ключ Урок литературного чтения в 4 классе

Слайд 2

Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять ... (Жан Анри Фабр, французский учёный-биолог, писатель)

Слайд 3

Уж тает снег, бегут ручьи Тёплый пар восходит от земли. Вихрем пыль летит с полей. Всё сердитей и смелей… Вон уж пчёл рои шумят. …Пёстрых бабочек отряд. А.Плещеев А.К.Толстой Ф. Тютчев Ф. Тютчев А. Майков А. Майков

Слайд 5

Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Тема урока:

Слайд 11

Составь цитатную характеристику деда Мазая 1. «Старый Мазай любит до страсти свой низменный край » 2. «Вдов он, бездетен, имеет лишь внука » 3. «Торной дорогой ходить ему - скука » 4. «За сорок вёрст в Кострому прямиком Сбегать лесами ему нипочём » 5. «Дня не проводит Мазай без охоты » 6. «Начал частенько Мазай пуделять » 7. «Впрочем, в отчаянье он не приходит » 8. «Знает он много рассказов забавных»

Слайд 13

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877)

Слайд 14

«Мир - прекрасная книга, но бесполезная для того, кто не умеет читать» Карло Гольдони

Слайд 15

«Природа… будит в нас потребность любви» Иван Тургенев

Слайд 16

http://festival.1september.ru/articles/617605/img1.jpg http://www.libex.ru/dimg/1b49a.jpg http://s4.live4fun.ru/pictures/s3img_5222407_354_7.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/71/397/71397807_1298970610_0035051Taetsneg.jpg http://www.poetryclub.com.ua/upload/poem_all/00409126.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/84/700/84700167_30e506bab55379c1f556173526655571.jpg http://900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Vesna/0019-019-Ukhodi-Zima-sedaja.jpg ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ http://s.now.ru/content2/24/97/83/PR249783_Icon2.jpg http://content.foto.mail.ru/list/fot-ka/1/i-14606.jpg http://pushkin.ru/images/stories/museum/nekr7.jpg http://stat16.privet.ru/lr/0d2331de7066c76f91f6b0f71c27a57e http://open.az/uploads/posts/2012-04/thumbs/1334623344_224201-1024x768.jpg http://www.planetaskazok.ru/images/stories/nekrasov/mazai_i_zaitsy/02.jpg http://www.planetaskazok.ru/images/stories/nekrasov/mazai_i_zaitsy/03.jpg http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=133627243-40-72&n=21 http://www.planetaskazok.ru/images/stories/nekrasov/mazai_i_zaitsy/04.jpg http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/images/Levitan_vesna_bolshay_voda.jpg



Предварительный просмотр:

Задание для работы в группе № 1

Исследуйте описание летней ночи в стихотворении Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

  1. Перечитайте данный отрывок (стр. 178 от слов «Вечером пеночка….» до «…словно старуха во сне проворчит»

  1. Какие ночные звуки описывает поэт?

Мы услышали _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие сравнения находит?  

Поэт употребил сравнения:   _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие эпитеты вам встретились в данном отрывке?

 Нам  встретились эпитеты: ____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие красивые и необычные слова находит поэт? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Сделайте вывод: С каким чувством рассказывает Мазай о своих впечатлениях от ночного леса?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание для работы в группе № 2

Составьте  цитатную характеристику дедушки Мазая

Задание выполняйте в рабочей  тетради (стр. 54, № 1)

Для этого перечитайте 1-ю часть стихотворения (стр. 177 – 179), подчеркните цитаты, характеризующие Мазая. Вставьте недостающие на места пропусков.

Сделайте вывод.  Определите одним словом характер Мазая.

Задание для работы в группе № 3

Подготовьтесь   выразительно читать охотничьи байки.

Первая – от слов «Кузя сломал…» до слов « … и грянет!»

Вторая – от слов «Ходит с ружьишком…» до слов «Вот так охотник!»

Расставь паузы, выдели логические ударения и постарайся прочитать так этот отрывок, чтобы  каждый слушатель «от души хохотал»!

Задание для работы в группе № 4

Индивидуальная работа самых творческих и смелых людей.

Написать этюд (небольшую зарисовку) «Летний дождь» в «Рабочей тетради» стр. 54 № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Два Мороза"

Технологическая карта урока литературного чтения Класс: 2 Тема: Сказка «Два Мороза» Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза» Задачи: Образовательная: отрабатыват...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Природа и мы. Урок-обобщение"

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Природа и мы. Урок-обобщение"...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя:  формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения.   Планируемые результаты:...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: И.А. Бунин стихотворение "Листопад"

Представленный материал содержит тезнологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по теме: И.А. Бунин стихотворение "Листопад". Проведение данного урока направленно на ознакомлени...