Технологическая карта урока литературного чтения по теме: И.А. Бунин стихотворение "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Волкова Любовь Романовна

Представленный материал содержит тезнологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по теме: И.А. Бунин стихотворение "Листопад". Проведение данного урока направленно на ознакомление обучающихся со стихотворением И.А. Бунина "Листопад". Структура урока соответствует типу урока освоения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. студента: Волкова Любовь Романовна.

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад»

Класс: 4 «Г».

Цель урока: ознакомление учащихся со стихотворением И.А. Бунин «Листопад».

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад»;
  • совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.

Развивающие:

  • развивать образное мышление, речь, воображение;
  • развивать навык сознательного, правильного, выразительного чтения.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы.

Ресурсы урока: хрестоматия «Произведения школьной программы по литературе для 3-го и 4-го классов» Юдаева М.В., презентация к уроку, аудиозапись «Октябрь» из цикла «Времена года» Чайковского, карточки для рефлексии, тексты стихотворения и т.д..

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интегративное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Органи-зацион-ный этап.

Вклю-чить в учеб-ную деяте-льность.

Словес-ные методы.

- Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть!  Меня зовут Любовь Романовна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Эмоционально настраиваются на работу.

Фронтальная работа. Тех-нология сот-рудничества и концентри-рованного обучения.

Презентация по теме урока, мультимедий-ное оборудование.

Внутренний самоконтроль учащихся, фронтальное наблюдение преподавателя.

Проявлять личный интерес к изучению предмета.

Коммуникатив-ные: контролировать свои действия в процессе обучения.

Готовности целенаправ-ленно использо-вать знания.

Акуали-зация знаний.

Подгото-вить учащих-ся к восприя-тию материа-ла;

разви-вать интерес к пред-мету.

Словес-ные и нагляд-ные методы.

Работа по обсуждению музыкальных произведений, картин, личного опыта обучающихся.

- Послушайте композицию из цикла «Времена года». Какие чувства у вас вызвало данное произведение?

Определите, какому месяцу посвящено произведение?

- На этой неделе ваш класс побывал на экскурсии в осеннем парке. Расскажите, что вы видели в парке.

Рассмотрите картины на доске (Исаак Левитан «Осень», Василий Поленов «Золотая осень»). Похож ли пейзаж на то, что вы видели? Чем?

Слушают композицию.

Высказывают свои чувства.

- Октябрь.

Описывают то, что видели в парке.

Рассматривают картины.

- Похож (поясняют).

Фронтальная и индивидуаль-ная формы работы. Личностно-ориентирован-ные, диалоговые, информационно-коммуникатив-ные технологии. Технология интегрирован-ного обучения, технология сотрудничест-ва.

Презентация к уроку, аудиозапись «Октябрь» из цикла «Времена года» Чайковского.

Устный, индивидуальный и фронтальный, недифференцированный контроль. Внутренний самоконтроль учащихся.

Описывать свои чувства от прослушивания музыкального произведения, устно описывать природу в осеннее время года, сопоставлять свои воспоминания с представленными картинами.

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия; контролировать свои действия в классе.

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности.

Постано-вка цели и задач урока. Мотива-ция учебной деятель-ности учащих-ся.

Обеспечить готовность детей к восприятию материала.

Словес-ные и нагляд-ные методы.

- Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать стихотворение?

- Предположите, как может называться такое стихотворение.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина и прочитаем стихотворение «Листопад».

- Об осени.

Высказывают предположения.

Фронтальная и индивидуаль-ная формы работы. Инфо-рмационно-коммуникатив-ные, диалого-вые техноло-гии, техноло-гия сотрудни-чества.

Презентация по теме урока, мультимедий-ное оборудование.

Устный, индивидуальный и фронтальный, недифференцированный контроль. Внутренний самоконтроль учащихся.

Предполагать тематику стихотворения, выбирать название для стихотворений.

Коммуникативные: контролировать свои действия в классе.

Регулятивные: понимать выделенные ориентиры действия.

Познавательные: устанавливать аналогии.

Готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности.

Первич-ное усвое-ние новых знаний.

Дать учащимся конкретные представления об основной теме изучаемого материала; обеспечить правильную организацию восприятия.

Словес-ные и нагляд-ные методы.

Органихация первичного чтения, проверки восприятия произведения, проведение физической разминки.

- Послушайте стихотворение, следите за чтением по тексту и подчеркните непонятные слова и выражения.

Преподаватель читает стихотворение выразительно наизусть.

- Итак, ребята, вы прослушали произведение, каковы ваши впечатления?

- Какие образы вы представили?

Физкультминутка.

- Давайте немного отдохнем. Встаньте со своих мест и повторяйте движения

- Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз - наклон, два - наклон,

Зашумел листвою клен.

Слушают чтение учителя, следят по чтению, подчеркивают непонятные слова и выражения.

Рассказывают о своих впечатлениях от стихотворения.

Повторяют движения за педагогом.

Фронтальная и индивидуаль-ная формы работы. Здоро-вьесберегающие, личностно-ориентирован-ные, диалого-вые техноло-гии, техноло-гия сотрудни-чества и кон-центрирован-ного обучения.

Хрестоматия «Произведения школьной программы по литературе для 3-го и 4-го классов» Юдаева М.В., презентация к уроку, тексты стихотворения, мультимедий-ное оборудование.

Устный, индивидуальный и фронтальный, недифференцированный контроль. Внутренний самоконтроль учащихся.

Осознанно слушать чтение произведения, следить по тексту за чтением учителя, выделять для себя непонятные выражения и слова, описывать свои впечатления от произведения.

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия.

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения, осуществлять пошаговый контроль своих действий.

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Общее представление о моральных нормах поведения, готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Первич-ная провер-ка понима-ния.

Установить уровень усвоения новых знаний и выявление причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и уме-ниях; сформировать у детей навыки правильного воспроизведе-ния своих знаний.

Словес-ные и нагляд-ные методы.

организация вторично-го чтения, совместно-го анализа произведения.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение. Будьте готовы ответить на вопросы по содержанию.

- Какое настроение выражено автором?

– Чем восхищается автор? О чем это стихотворение?

– Как вы думаете, для чего Бунин написал его?

– Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, то есть основная тема стихотворения? Выскажите свое мнение.

Самостоятельно читают стихотворение, представляют картины к каждой части.

- В стихотворении И. Бунина два настроения. С одной стороны, автор показывает осень яркой, пышной. С другой – бледной, увядающей.

– Стихотворение об осени. О красоте осенней природы. О чувствах от увиденной красоты.

– Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею.

– Автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем как упасть с деревьев, необыкновенно красивые.

Фронтальная и индивидуаль-ная формы работы. Технологии сотрудничес-тва, продуктивного чтения, концентрирова-нного обучения, развивающего обучения, личностно-ориентирова-ные технологии.

Хрестоматия «Произведения школьной программы по литературе для 3-го и 4-го классов» Юдаева М.В., презентация к уроку, тексты стихотворения, мультимедий-ное оборудование.

Устный, индивидуальный и фронтальный, недифференцированный контроль. Внутренний самоконтроль учащихся.

Выполнять осознанное самостоятельное чтение, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять настроение, пояснять о чем повествует произведение, предполагать цель создания произведения.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной формах, принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, интерес к учебному материалу.

Первич-ное закреп-ление.

Закрепить в памяти необхо-димые знания, умения

Словес-ные и нагляд-ные мето-ды. Орга-низовать перечитывание произведения, рабо-ту по раз-витию ре-чи.

- Прочитайте еще раз стихотворение. Вообразите картины, представленные в каждой части стихотворения.

- Расскажите устные картины к каждой части.

- Постарайтесь наиболее выразительно прочитать, понравившуюся вам часть стихотворения.

Снова читают стихотворение. Представляют картины к каждой части стихотворения.

Рассказывают устные картины к каждой части. Разбирают значение отдельных образных выражений.

Выразительно читают стихотворения по частям.

Фронтальная и индивидуаль-ная формы работы. Техно-логия устных картин. Техно-логии продук-тивного чте-ния, развиваю-щего обуче-ния, личнос-тно-ориенти-рованные.

Презентация к уроку, тексты стихотворения, мультимедий-ное оборудование.

Устный, индивидуальный и фронтальный, недифференцированный контроль. Внутренний самоконтроль учащихся.

Выполнять осознанное самостоятельное чтение, составлять устные описания по воображенным картинам, выполнять выразительное чтение произведения.

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия.

Регулятивные: принимать учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Инфор-мация о домаш-нем задании, инструк-таж.

Разъяснить метод выполнения домашнего задания.

Словес-ные и нагляд-ные методы.

- Вашим домашним заданием будет выучить стихотворение наизусть.

По желанию вы можете создать иллюстрации к данному стихотворению, за это вы получите дополнительные оценки.

Записывают домашнее задание.

Фронтальная работа. Технология сотрудничест-ва, личностно-ориентирован-ные технологии.

Презентация по теме урока, мультимедий-ное оборудование.

Внутренний самоконтроль учащихся, фронтальное наблюдение преподавателя.

Проявлять личный интерес к изучению предмета.

Коммуникатив-ные: контролировать свои действия в процессе обучения.

Готовности целенаправ-ленно использо-вать знания.

Подведе-ние итогов. Рефлек-сия.

Повторить и обобщить новую информацию; формировать у ребенка осмысление результатов деятельности.

Словес-ные и нагляд-ные методы.

Подведение итогов с помощью вопросов.

Рефлексия через заполне-ние карточек.

- С какими стихотворениями Бунина мы познакомились?

-Понравились ли вам стихотворения? Чем понравились?

- Заполните каточки, лежащие у вас на парте, опишите в них свои мысли, относительно урока. Вам нужно закончить предложения: «Мне было интересно…», «Мне было трудно …», «Я расскажу дома …». Заполненные карточки оставьте на краю стола.

- А наш урок подошел к концу. Мне было очень приятно работать с вами. До скорых встреч!

Отвечают на вопросы.

Заполняют карточки для рефлексии.

Фронтальная и индивидуаль-ная формы работы. Личностно-ориентирован-ные, развивающие, диалоговые технологии.

Презентация по теме урока, мультимедий-ное оборудование, карточки для рефлексии.

Устный, индивидуальный и фронтальный, недифференцированный контроль. Внутренний самоконтроль учащихся, фронтальное наблюдение преподавателя.

Высказывать свои впечатления относительно прочитанного произведения.

Проявлять личный интерес к изучению предмета.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, воспринимать различные точки зрения.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Познавательные: владеть общим приёмом решения предложенных задач.

Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква с."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Согласные звуки [c], [c\'], буква с"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"

Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)

Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...