Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Природа и мы. Урок-обобщение"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Пирогова Ольга Александровна

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Природа и мы. Урок-обобщение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий  урок  по литературному чтению

по теме «Природа и мы» (4 класс).

Цели урока:  

  • повторение и обобщение  изученного  материала;
  • содействие развитию у детей умений осуществлять самоконтроль учебной деятельности;
  • продолжить формирование работать в команде;
  • воспитание  любви к природе, воспитывать интерес к чтению, к урокам чтения.

Задачи:

  • развивать у детей  внимание, память и устную речь;
  • формировать ОУУН: сопоставление, обобщение, анализ, наблюдение;
  • развивать самостоятельность в выполнении заданий и коммуникативные навыки учащихся, умение   обсуждать, принимать правильные решения, отстаивать свою точку зрения.

  • Планируемые результаты:
  • Предметные:  развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения; закрепить навык акцентного вычитывания; воспитывать коммуникативные навыки.
  • Личностные: проявлять желание читать произведения; проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения
  • Тип урока: урок-обобщение
  • Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2015, презентация, карточки с отрывками произведений раздела, картинки для игры «Угадай-ка», карандаши, оценочные линейки.

       

                                                        Ход урока

Ι. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

 

Посмотри мой милый друг,                    Поле, речка и трава,

 Что находится вокруг?                           Горы, воздух и листва,

Небо светло- голубое,                             Птицы, звери и леса,

Солнце светит золотое,                           Гром, туманы и роса.

Ветер с листьями играет,                       Человек и время года-

Тучка в небе проплывает                       Человек и время года-

                       Это все вокруг...  (природа) 

 

         -Да, все что нас окружает - это природа. В одной песне есть такие слова: “У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать….” И это действительно   так.

Природа прекрасна в любое время года. Весной мы можем наблюдать, как вся природа просыпается от зимней  спячки. На деревьях появляются первые листочки. Раздается звонкая трель птиц. 

 -Добрый весенний день, ребята! Пусть он действительно будет для нас сегодня добрым. Пусть он разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Вдохните глубоко и улыбнитесь. Ведь улыбка – знак хорошего настроения.

   2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

1) Орфоэпическая минутка

-Но прежде, чем мы приступим к теме урока, мы проведем с вами орфоэпическую минутку. Посмотрите внимательно на слайд. Прочитайте написанное про себя. Что вы прочитали, что это такое?

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю всякую гадость.

И даст вам природа здоровье и радость!

У:- Прочитайте текст про себя. Что вы прочитали?

У: - Какие слова, по вашему мнению, являются главными в этом стихотворении?

Д: (любите, храните, не жгите, не ломайте, не сыпьте, даст)

У: - А теперь прочитаем это стихотворение выделяя голосом глаголы.

- Как вы понимаете смысл данного отрывка?

 - Почему именно его я взяла для нашего урока?

У: -Сегодня у нас обобщающий урок раздела «Природа и мы».

                        Урок «Обобщение»

                    Даёт нам понять,

                    Что мы умеем

         И что должны знать

     2.Определение темы и цели урока.

                                              Разгадай кроссворд. 

Разгадаем кроссворд, который вы видите на доске.

СЛАЙД 1 

  1. Имя стрижонка.    (Скрип).
  2. Лохматая собака из рассказа Куприна.   (Барбос).
  3. Река, с берегов которой приехала Вьюшка.    (Бия).
  4. Кем была Выскочка?       (Сорока).
  5. Озеро, где жил Приёмыш.    (Светлое).
  6. Каким животным был Приёмыш?    (Лебедь).
  7. Кто учил стрижонка летать?       (Вожак).

Учитель: Какое же слово у вас появилось в выделенных клетках. Верно, это слово – природа. Кто же из вас догадался, по теме какого раздела  мы проведём урок-обобщение?

Дети: Природа и мы.

     

Учитель: Верно, ребята, по теме: «Природа и мы».

 Как вы догадались?

А с какой целью мы проводим этот урок?

- А как вы думаете, что мы

-вспомним на уроке

-обобщим

-

- Цель нашего урока, показать, какими внимательными, думающими читателями вы были.

Дети:  Повторить и обобщить изученный материал, вспомнить авторов и произведения, которые вошли в этот раздел.

Учитель: Сегодня мы выясним, кто из вас лучше всех усвоил этот раздел учебника и готов дальше изучать новые произведения. Объясните мне название раздела. Можно ли его назвать иначе? Почему? Что объединяет произведения, включённые в  раздел?

3. Повторение и обобщение пройденного материала.

1. Вспоминаем  авторов. Узнай, Кто это?

Учитель: Ребята, в литературе мало уметь бегло и правильно читать, надо знать писателей и поэтов, знать, какие произведения ими написаны. Как вы думаете для чего это надо?

Дети: Можно посоветовать прочитать какое-нибудь произведение своему товарищу; придя в библиотеку не только назвать автора, но и произведение, которое вам необходимо.

   

Учитель: Конечно, ребята, мало знать имя отчество писателя, надо знать ещё и то, что отличает его от других писателей, чем интересно творчество каждого конкретного автора.

Учитель Давайте вспомним, с произведениями каких авторов  мы познакомились в этом разделе? Сейчас ваши товарищи  сообщат  вам некоторые отрывки из биографии каждого писателя. Ваша задача:  Вам необходимо будет узнать писателя и назвать его имя, фамилию, отчество

  1. Семья этого писателя жила довольно скромно, но в доме было много книг, и любовь к чтению, интерес к литературе уже в детстве был привит мальчику во многом под влиянием отца. За свою жизнь он написал около 150 рассказов, сказок, очерков, повестей для детей, самые интересные из них написаны на Урале и посвящены уральской жизни.  2 Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
  2. Этот писатель разносторонне одарённый: играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью и скульптурой. Он был не только писателем, но и художником. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. 3 Евгений Иванович Чарушин
  3. Детство и юность этого писателя прошли за Полярным кругом – в детском доме посёлка Игарка. После Великой Отечественной войны работал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником. На Высшие литературные курсы поступил только в возрасте 35 лет. 4  Виктор Петрович Астафьев
  4. На заре воздухоплавания этот писатель одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах. 5 Александр Иванович Куприн
  5. Этот писатель получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Он был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. 1 Михаил Михайлович Пришвин

 

2.Работа в паре.  «Соедини автора и произведение»

 Учитель: Почти в каждом прочитанном произведении этого раздела действующим героем являются животные.  Сейчас поработаем парами.   Каждой паре  дан листок, на котором стрелками надо соединить фамилию имя отчество каждого писателя  и название его произведения. Как только пара готова- показываем это знаком скрещённых рук.

           На интерактивной доске записаны фамилии и имена отчества изучаемых авторов . Каждой паре выдаётся листок с заданием, на котором необходимо соединить автора и его произведение.

     

Д.Н.Мамин-Сибиряк                            Выскочка

А.И.Куприн                                          Приёмыш

 М.М.Пришвин                                      Кабан

Е.И.Чарушин                                        Стрижонок Скрип

В.П.Астафьев                                        Барбос и Жулька

                                                               

 После выполнения задания проверка проводится с использованием интерактивной доски. Команды по очереди соединяют названия произведений с их авторами.

В процессе проверки выясняется, какая команда всё сделала верно.

 (Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; А.И.Куприн «Барбос и Жулька»;  М.М.Пришвин «Выскочка»; Е.И.Чарушин «Кабан»; В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»;

3.«Отправляемся в театр» Инсценирование.

Учитель: Ребята  подготовили для вас небольшой отрывок из прочитанных произведений. Вам необходимо отгадать из какого произведения этот отрывок и кто его автор.

1 команда.

  1. «Не скучно тебе, дедушка? Жутко одному-то в лесу?»
  2. «Одному? Тоже скажет… Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю всё. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь».

Дети отвечают: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

2 команда.

  1. «Скачи назад».
  2. «Скачи как надо».
  3. «Как всему сорочьему обществу надо!»
  4. «Скачите, как надо, а я – как мне самой хочется».

Дети отвечают: М.М.Пришвин «Выскочка»

3 команда.

  1. «Сашка, Машка, Яшка, Прошка, Акулька! Обратно! Я вас!»
  2. «Повернулись кабаны. Простыми свиньями побежали в свой хлев – в свою клетку.

А парнишка их подгоняет прутиком.

Похрюкивают кабаны, бегут, хвостиками вертят. Загнал в клетку и запер».

Дети отвечают: Е.И.Чарушин «Кабан»

4 команда.

Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая собачка и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешенной собаке. Расстояние между ними уменьшалось с поразительной быстротой. Потом они столкнулись…

Дети отвечают: А.И. Куприн « Барбос и Жулька».

4.Физкультминутка (звучит фонограмма из программы “В мире животных” цвет зеленый).

Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко. (
Ходьба с подниманием рук.)
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в дупло кладём, (
Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямится, поднять руки вверх.)
Впереди из – за куста
Смотрим хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим. (
Бег на носочках.)
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться. (
Наклоны вперёд.)
Как много мы увидели
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.

5.Игра «Угадай-ка, откуда я?».

Изучая раздел «Природа и мы », мы очень внимательно читали эти произведения. И естественно вы помните предметы, которые встречались в них. Хочу проверить, как вы были внимательны. Я вам   покажу предметы , а вы должны  угадать  произведения.

-Узнайте, из каких произведений эти предметы? (Рисунки предметов).

        Норка (« Стрижонок Скрип»).

        Рога («Кабан»).                 (2 щелчка)

        Хвост («Выскочка»).

Миска («Барбос и Жулька»). (2 щелчка)

Лодка («Приёмыш»).

Метла («Кабан»).

6..  - Угадай героя.

Учитель: Почти в каждом прочитанном произведении этого раздела действующим героем является собака или птица. Перед вами на доске  клички собак и  птиц, возле каждой указан номер. Ваша задача: выслушав описание собаки или птицы, которое я зачитаю, вы должны будете угадать её и поднять жезл  с правильным номером.

     СЛАЙД 5  (При использовании презентации)   

  1. Соболько
  2. Барбос
  3. Жулька
  4. Вьюшка
  5. Выскочка
  6. Приёмыш

Учитель читает описание собак и птиц.

  1. «Весёлая эта собачка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок».   (Вьюшка) 4
  2. «Летом этот пёс с головы до конца хвоста был унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи, а потом, высохнув, превращались в сотни коричневых болтающихся сталактитов».  (Барбос)  2
  3. «Пёстрая собачонка только виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала».

(Соболько) 1

  1. «Она принадлежала к породе маленьких собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость». (Жулька)  3
  2. «Гордая, настоящая царская птица. Помани его кормом, да не дай другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица…» (Приёмыш) 6
  3. «Из всей семьи она вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове». (Выскочка) 5

7..  «Найди лишнее» . Работа в группах

Учитель:   А сейчас поработаем в группах. Перед вами на листочках в  четыре столбика записаны герои разных произведений. Ваша задача: узнать произведение по его героям и в каждом столбике найти лишнего героя, т.е. героя не из этого произведения. Под каждым столбиком подпишите название произведения и автора.

Тарас

Выскочка

Кабаны

Вожак

Приёмыш

Вьюшка

Ягуар

Феня

Соболько

Стриж

Марал

Мальчишки

Выскочка

сороки

Василий

Стрижонок Скрип

 

Дети: в 1 столбике лишняя Выскочка, произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш»;

          - во 2 столбике лишний Стриж, произведение М.М.Пришвина «Выскочка»;

          -  в 3 столбике лишний Василий, произведение Е.И.Чарушина «Кабан»;

          -  в 4 столбике лишняя Феня, произведение В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

8. Народная мудрость.

Учитель: Перед вами  пословицы о природе. Ваша задача: подобрать к началам пословиц их вторые части. Если вы всё сделаете правильно, то из буквенных сочетаний, расположенных возле вторых частей, составится фраза.

Изображение на интерактивной доске , дети  собирают пословицы из разрезных карточек. 

Лес и вода  -                                                     лето кончается.    ОД

Худо лето,                                                          у поля – глаза.      У!

Ласточка весну начинает,                            родные брат и сестра.        ЛЮ

Одна ласточка                                                когда солнца нету.   БИ

Отщебетали пичужки –                                не делает весны.    ИР

У леса есть уши,                                             а соловей кончает.  ПР

   

Учитель: Какая фраза у вас получилась?

Дети: (читают хором) Люби природу!

V. Итог урока.

У: -  Какой главный смысл произведений, которые включены в раздел «Природа и мы»? (Любить и охранять природу)

У: - Верно, ребята. Каждый автор этого раздела   донёс до нас идею большой любви к природе.

- А какие конкретные дела может каждый из нас сделать для охраны природы:

Д: - Сбор макулатуры.

- Бережное отношение к бумаге, мебели.

- Подкормка птиц.

- Участие в посадке деревьев и кустарников около школы и дома.

У: - Погубив природу, мы погибнем сами. Ведь природа даёт нам очень многое. Нам есть чему поучиться у её обитателей. Но самая большая ценность, которую человек получает от природы – здоровье. Недаром в народе говорят: « Здоровому всё здорово»!

-Послушайте, пожалуйста, притчу: (дети в роли животных и растений)

        «Однажды человек обратился к растениям и животным с вопросом: «Почему люди болеют?» Что же ответили растения и животные?

 С. 16 Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают, и это вредит их здоровью.

С.17. Кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

С. 18. Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя, не работают над своим телом, и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

С. 19. Высокая стройная берёза ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям, а жестокость – это путь к болезни и гибели.

С. 20. По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость, и болезни её боятся».

-Какой вывод вы сделали для себя?

Д: Даже растения и животные нас призывают жить в гармонии с природой

- Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой. И будьте здоровы!

5. Рефлексия.

- А теперь оценим наши успехи на уроке. У вас на столах лежат оценочные линейки и карандаши. Раскрасьте ту оценку, которую вы бы сами сегодня себе поставили за урок. Отложите карандаш.

- А теперь я оценю вашу работу, но опять с вашей помощью. Вы должны убрать повторяющиеся буквы и из оставшихся букв  сложить и прочитать слово. Вы у меня большие умницы. Огромное спасибо за урок!

VΙ. Домашнее задание.        

-Я советую вам взять и почитать дома книги о природе разных авторов с нашей выставки.

Составьте по два интересных вопроса по произведениям данного раздела, задайте их соперникам.


        

Приложение№1

     

5

1

6

7

2

4

3


          1.  Имя стрижонка.    

               2.  Лохматая собака из рассказа Куприна.  

               3.  Река, с берегов которой приехала Вьюшка.  

               4.  Кем была Выскочка?      

               5.  Озеро, где жил Приёмыш.    

               6.  Каким животным был Приёмыш?    

               7.  Кто учил стрижонка летать?      

Приложение №2

1.Михаил Михайлович                                        Чарушин

2.Константин Георгиевич                                   Астафьев

3.Евгений Иванович                                            Пришвин

4.Виктор Петрович                                               Паустовский

5.Александр Иванович                                       Мамин-Сибиряк

6.Дмитрий Наркисович                                      Куприн

Приложение №3

Д.Н.Мамин-Сибиряк                         Выскочка

А.И.Куприн                                           Скрипучие половицы

М.М.Пришвин                                     Кабан

Е.И.Чарушин                                        Стрижонок Скрип

В.П.Астафьев                                        Барбос и Жулька

К.Г.Паустовский                                  Приёмыш

 

Приложение №4

Тарас

Выскочка

Кабаны

Вожак

Приёмыш

Вьюшка

Ягуар

Феня

Соболько

Стриж

Марал

Мальчишки

Выскочка

сороки

Василий

Стрижонок Скрип

       

Приложение №5.

  Лес и вода  -                                                     лето кончается.    ОД

Худо лето,                                                          у поля – глаза.      У!

Ласточка весну начинает,                              родные брат и сестра.        ЛЮ

Одна ласточка                                                когда солнца нету.   БИ

Отщебетали пичужки –                                не делает весны.    ИР

У леса есть уши,                                             а соловей кончает.  ПР

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...