Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени

    Героя Советского Союза Эдуарда Дмитриевича Потапова»

    Урок 1. Звук [а]. Буквы А, а.

    Зацепина Елена Михайловна

    Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

    Цель: создание условий для ознакомления  с гласным звуком [а], буквами А, а, развития речи.

    Задачи:

    • создание условий для знакомства с условным обозначением звука [а] — буквами А, а; распознаванием этих букв в печатном тексте;
    • развитие фонематического слуха учащихся, умения различать звук [а];
    • формирование выразительности чтения на основе чтения звукоподражательных слов;
    • воспитание культуры общения; развитие интереса к книге.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.

    Планируемые результаты: 

    Предметные: усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции; знание особенностей произношения звука [а] и его характеристику; произношение букв А, а как знаков звука [а]; различие печатной заглавной (большой) и строчной (маленькой) букв; составление небольшого рассказа повествовательного характера по сюжетной картинке; умение разгадывать ребус; анализ слова по модели.

     Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желание больше узнать; осознание значимости чтения, потребности в систематическом чтении, важности и необходимости помощи нуждающимся в ней; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

    Универсальные учебные действия (метапредметные) (УУД):

    Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – овладение основами смыслового чтения художественных текстов; построение рассуждения в форме связи простых суждений; установление причинно–следственных связей.

    Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватное восприятие оценки учителя; оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки.

    Коммуникативные: понимание возможности существования позиций других обучающихся, отличных от собственной, и ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулирование собственного мнения и позиции; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; построение в коммуникации понятных для партнёра высказываний; задавание вопросов; контролирование действий партнёра; адекватное  использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение диалогической формой речи.

    Межпредметные связи: окружающий мир, математика, технология (умение устанавливать соответствие).

    Основное содержание темы, понятия и термины: К. Чуковский «Айболит». Звук [а]. Буквы А, а. Звуковая модель слова.

    Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, цветные магниты.  Электронное приложение к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г. Презентация для  минуты релаксации, интерактивная физкультминутка.


    Этап

    урока

    Решаемая задача

    Деятельность ученика

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Название используемых ЭОР

    (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

    Время

    (в мин.)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1

    Организационный момент.

    Создание условий для внимательной и сосредоточенной работы на уроке.

    Слушают. Приветствуют учителя.

    Приветствует обучающихся, настраивает детей на работу с помощью стихотворения.

    Учитель: «У нас на парте  всё в порядке:

    Альбомы, книги и тетрадки.

    Готовы мы начать урок,

    Звени скорей для нас, звонок!

    - Проверим готовность к уроку».

    2 мин.

    2

    Эмоционально-волевая регуляция.

    Адаптация обучающихся к деятельности на уроке.

    Выполняют упражнение  за учителем.   Обучающиеся встают, одной рукой гладят голову, а другой - круговыми движениями - живот, повторяя тихим голосом: « Я сумею, я смогу!».

    Учитель объясняет правильность выполнения упражнения и показывает.

    1 мин.

    3

    Развитие речевого аппарата.

    Артикуляционная гимнастика.

    Дыхательная гимнастика.

    Работа над  дикцией.

    Подготовка речевого аппарата  и дыхания к произношению звуков и букв.

    Слушают учителя и повторяют упражнения за ним.

    Проводит артикуляционно-речевую  работу,  произнося образцы упражнений.

    3 мин.

    Упражнение «Маятник». Губы в полуулыбке. Язык, как маятник, двигается из стороны в сторону по верхним зубам снаружи: вправо-влево и наоборот.

    Широко раскрыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), длительный выдох можно сочетать со звуком [а-а-а-а].

    Учитель: «Повторите за мной.

    Анна, аист, апельсин,

    Ася, Вася, мандарин, Азбука, аквамарин, Атом, арфа, аспирин.

    Аквамарин - драгоценный камень зеленовато-голубого цвета».

    4

    Мотивационно-целевой этап.

    Выявление предварительных знаний обучающихся о звуках речи и определение их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации).

    Полным ответом отвечают на вопросы учителя по правилу поднятой руки, стоя. Выполняют практическое упражнение (хором произносят звуки). Определяют тему урока.

    (Гласные и согласные).

    ([а] – гласный).

    (О  гласном звуке и букве а).

    Организует беседу о звуках речи с практическими упражнениями.

    Ставит проблему о звуке, который будут изучать на данном уроке, подводит учеников к определению темы урока.

    Ребята, скажите, а на какие группы мы можем разделить звуки?

    Учитель осуществляет демонстрацию ЭОР.

          -Как отличить гласный звук от согласного?

          - А теперь представьте, что вы заболели и пришли на приём к врачу.

         -Что просит сказать врач, когда осматривает горло?

    - Какой звук мы с вами произносили? Что вы о нём можете сказать?

          - Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

    ЭОР №2.

    4 мин.

    5

    Физкультминутка.

    Формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости.

    Ученики выполняют физические упражнения, повторяя движения за учителем.

    Учитель выполняет упражнения:

    «Стали мы учениками,

    Соблюдаем режим сами:

    Утром мы, когда проснулись,

    Улыбнулись, потянулись.

    Для здоровья, настроенья

    Делаем мы упражненья:

    Руки вверх и руки вниз,

    На носочки поднялись.

    То присели, то нагнулись

    И опять же улыбнулись.

    А потом мы умывались,

    Аккуратно одевались.

    Завтракали не торопясь,

    В школу к знаниям стремясь».

    2 мин.

    6

    Актуализация  знаний.

    Знакомство с новым разделом «Азбуки».

    Рассматривание с. 66—67.

    (Работа на с. 68.) Рассматривание рисунка.

    Произносительное упражнение, характеристика звука [а].

    Формирование знаний о звуке [а], отношений, действий, опыта.

    Разрешение интеллектуального затруднения - нахождение ответа на проблемный вопрос.

    Рассматривают ЭОР, рассказывают о прочитанной книжке, о ее героях. Определяют место звука [а] в ряду гласных-согласных звуков.

    (Весёлое путешествие от А до Я).

    Чтение читающими детьми с привлечением остальных учащихся к чтению по подражанию на основе заучивания наизусть.

    (Гласным, так как при его произнесении воздух не встречает преграды со стороны органов речи и проходит свободно, поэтому звук легко тянется, «плачется».)

    Проводит беседу с обучающимися по учебнику, на основании ЭОР

    — Какое путешествие предлагает нам совершить «Азбука»?

    Устные рассказы по картинке.

    —К нам на урок пришёл доктор. А из какого произведения- догадайтесь сами.

    — Кто это: в белом халате, в шапочке с красным крестом? Кого лечит этот доктор? Кому читали книжку об этом докторе? Как его зовут? Как вы думаете, почему у него такое имя?

    Проверим правильность ваших догадок, прочитав отрывок из этого произведения.

     Чтение текстового отрывка учителем.

    Демонстрирует иллюстрацию речевого аппарата, предлагает учащимся рассказать, как образуется изучаемый звук.

    — Представьте себе и изобразите, как стонали, жаловались, плакали больные животные. (Ааа…) Определите, каким — гласным или согласным — является звук [а].

    ЭОР №1. 

    Электронное приложение к учебнику Климановой Л. Ф.

     мультфильм «Айболит».

    5 мин.

    7

    Первичное усвоение новых знаний.

    Упражнения в поиске звука [а]  в словах.

    Отработка навыка поиска изучаемого звука в словах.

    Обучающиеся работают  с интерактивной доской, произносят новый звук, отмечают его в схеме слов на доске, наблюдают за процессом появления  обозначений звуков  в схеме и делают вывод о том, что звук [а] - гласный.

    Контролирует правильность поиска и фиксации  в словах звука [а],  подводит детей к выводу, что звук [а]-гласный.

    ЭОР №1. 

    Упражнения «Найди в словах звук [а]».

    3 мин.

    8

    Первичная проверка понимания.

    Составление предложения по схеме.

    Работа по «Азбуке»

    с.68.

    Отработка навыка по составлению предложений, работа в группах, инсценировка отрывка.

    Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя, составляют предложение  по схеме.

    Объясняет особенности построения предложений, организует практическое наблюдение.

    — Кого на рисунке лечит Айболит? Дайте ответ предложением, составив его по схеме. (Айболит лечит лису.) Какое первое слово? второе? третье?

    —Попробуйте подготовить инсценировку этого отрывка.

    4 мин.

    9

    Физкультминутка

    Формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости.

    Повторяют движения за анимационным персонажем.

    Учитель организует проведение физкультминутки, наблюдает за правильностью выполнения упражнений.

    ЭОР №4.

    Супер физкультминутка (приложение с http://videouroki.net/)

    2 мин.

    10

     Первичная проверка понимания.

    Упражнения в звуковом-буквенном анализе слов, различении на слух и выделении звука [а].

    Работа по «Азбуке»

    с.68.

    Первичное  усвоение знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения.

    Обучающиеся осуществляют звуко-буквенный анализ слов, работают  с интерактивной доской, используют известные обозначения звуков, составляют схемы слов.

    (В конце слова).

    Учитель проводит звуко-буквенный анализ слова «лиса» при помощи цветных магнитов на доске. Контролирует правильность составления схемы у доски.

    —Произнесите и послушайте слово «лиса». Встречается ли звук [а] в этом слове? Найдите модель слова «лиса», озвучьте звуковую схему: произнесите слово, выделяя каждый звук.

    Где стоит звук [а]: в начале, середине, конце слова?

     

    Учитель проводит работу с ЭОР.

    ЭОР № 1 «Звуковые схемы».

    5 мин.

    11

    Первичное усвоение новых знаний.

    Знакомство с буквами А, а.

    Работа по «Азбуке» с.68.

    Упражнение в распознавании буквы Аа.

    Упражнения  в соотнесении звука и буквы.

    Формирование знаний об обозначении произносимых звуков  буквами на бумаге, знакомство с печатными буквами А, а.

    Обучающиеся рассматривают иллюстрации учебника, отвечают на вопросы учителя, составляют звуковые схемы слов, пишут печатные буквы.

    (Аист, так как слово начинается со звука [а], поэтому для обозначения звука [а] нужна эта буква.)

    (Красным цветом мы отмечаем гласные звуки, а эта буква обозначает гласный звук.)

    (Две буквы, большая и маленькая — Аа.)

    (С большой буквы, так как это имя доктора.)

    Учитель проводит беседу по иллюстрациям учебника с использованием цветных магнитов по звуковому анализу слов, распознаванию букв А, а, прописи печатной буквы по ЭОР  в тетради «Мой алфавит».

    Вот два столба наискосок,

     А между ними – поясок.

     Ты эту букву знаешь? А?

     Перед тобою буква А. (Показ изображения буквы А)

    —Звук [а] обозначается буквой Аа. Кто уже её знает? Какая птица принесла эту букву на страницу «Азбуки» и почему именно эта птица?

    Произнесите слово по слогам.

    Произнесите первый слог.

    Давайте составим схему лова на доске с использованием цветных магнитов.

     Посмотрите на букву А, а вверху страницы «Азбуки». Попробуйте объяснить, почему для написания буквы применяется красный цвет.

    Сколько букв используется для обозначения этого звука?

    Запомните: большая буква используется в начале слов, которые являются именами, кличками животных. Маленькая буква пишется в начале других слов, а также в середине и на конце всех слов.

     

    — С какой буквы нужно писать имя Айболит: с большой или с маленькой?

     По большой букве А постарайтесь найти слово Айболит в тексте, который читали. Найдите слова, в которых встречается маленькая буква а.

    — Напишите печатную заглавную букву А по образцу, ориентируясь по стрелкам. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы а.

    ЭОР №1 «Прописи. Печатная буква А,а».

    4 мин.

    12

    Минутка релаксации.

    Снятие напряжения и отдых обучающихся.

    Ученики отдыхают, лежа на партах или сидя на рабочем месте, расслабившись, закрыв глаза.

    Учитель организует проведение минуты отдыха, демонстрируя  видеоролик.

    ЭОР №3.

    Видеоролик «Радужные сны».

    3 мин.

    13

    Первичное закрепление.

    Работа по «Азбуке» с.68.

    Повышение уровня формируемых знаний о звуке и букве «а» на основе применения разноуровневых и творческих заданий.

    Учащиеся рассматривают  и анализируют зрительный образ буквы, разгадывают ребус, составляют схему слова.

    (Модель слова «акула».)

    (Это огромная хищная рыба.)

    (Звуком [а].)

    (Маленькая буква в начале слова используется потому, что это не имя, не кличка, а в конце слова всегда пишется маленькая буква.)

    Проводит  работу по учебнику,  и просит привести примеры из собственного опыта.

    Контролирует и корректирует работу обучающихся.

    Разгадаем ребус.

    — Модель ещё какого слова на странице «Азбуки» подсказывает нам, кого лечил Айболит?

     Что означает это слово? Кто такая акула? А чем необычно звучание этого слова? Каким звуком оно начинается и заканчивается? Почему для обозначения этого звука используются две маленькие буквы а?

    Составление схемы слова при помощи цветных магнитов на доске.

    ЭОР № 1 Упражнения «Укажи только тех зверей, в названии которых есть звук [а]».

    3 мин.

    14

    Рефлексивно-оценочный.

    Самооценка.

    Обучающиеся

    выражают эмоциональное отношение к проделанной работе на уроке.

    Поощряет детей, хвалит активных, мотивирует ответы остальных детей.

    Учитель подводит к эмоциональной оценке урока обучающимися путем упражнения

     «Дело в шляпе» 
    Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее. 

    3 мин.

    15

    Подведение итогов урока.

    Осмысления обучающимися результата урока. Подведение итогов урока.

    Участвуют в беседе по результату урока.

    Учитель организует процесс подведения обучающихся к выводам после изученной темы.

    — С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились на уроке?

    — Назовите слова, начинающиеся на букву а.

    Что особенно понравилось? Почему?

      — Что вызвало затруднение? Почему?

    Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? 

    1 мин.

    Приложение к плану-конспекту урока

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Таблица 2.

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс,

    обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    Электронное приложение к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г.

    Информационный

    Анимация

    2

    Наглядный материал к теме «Гласные звуки».

    Информационный

    Иллюстрация

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2f70-0a01-0180-004f-71a3cfa0aa23/%5BNS-RUS_1-08%5D_%5BPD_058%5D.swf

    3

    Видеоролик «Радужные сны».

    Информационный

    Видеофрагмент

    http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/otdykhaem_na_uroke/minutki_relaksacii/raduzhnye_sny/65-1-0-467

    4

    Приложение «Супер физкультминутка».

    Информационный

    Анимация

    http://videouroki.net/look/superfizmin/righttd/index.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

    Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

    Технологическая карта урока обучения грамоте(чтение) по теме «Звук[и], буквы И,и»

    Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение) . Урок изучения нового материала....

    Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква с."

    Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Согласные звуки [c], [c\'], буква с"....

    Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

    Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

    Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

    Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

    Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

    Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...