открытый урок по чтению И.А.Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Исакова Елена Николаевна

Разработка урока включает подробный анализ стихотворения И.А.Бунина "Листопад", интересные факты биографии поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_bunin.docx47.51 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснохолмская сош№2 имени С.Забавина»

Открытый урок литературного чтения

в 4-а классе.

Иван Алексеевич

Бунин

«Листопад»

Учитель начальных классов

Исакова Елена Николаевна,

высшая категория

                                        2018г.

Цель: познакомить обучающихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад»,  исследовать лирический отрывок из стихотворения И. А. Бунина «Листопад» на использование средств выразительности и ответить на проблемный вопрос:

«Почему поэзии И. А. Бунина живет?»

 Задачи: формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.

Планируемые результаты обучения: предметные: расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.

Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе, в группе и  в парах.

Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский(лингвистический эксперимент), деятельностный метод практических  и устных упражнений.

Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровая технология, ИКТ.

                        ХОД УРОКА:

Ι. Орг. момент. Эмоциональный

настрой.  

 

Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться «Доброе утро!»

    Доброе утро солнцу и птицам,

    Доброе утро улыбчивым лицам.

    И каждый становиться добрым, доверчивым,

    И доброе утро длится до вечера!

   - Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.

    -Мы начинаем урок литературного чтения.

  Игра – приветствие «Здравствуйте!»

-Ребята, давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).

Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»

II.Проверка домашнего задания.

- Ребята, дома вы должны были выучить стихотворения Николая Алексеевича Некрасова. (Чтение 2-3 человек наизусть).

III. Актуализация знаний. Самоопределение  к деятельности. 

-Вспомним поэтов и стихотворения, которые они написали.

На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихотворений. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача продолжить его и вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.

(На доске вразброс карточки с именами поэтов).

Как неожиданно и ярко,

 На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Ф.И.Тютчев

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я лёгкий опустилась

И вот дышу.

А.А.Фет

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Е.А.Баратынский

«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь…Подожди!» -

«Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

А.Н.Плещеев

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно-румян

И.С.Никитин

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!

- Скажите, что общего в этих строфах?

(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).

IV Сообщение темы и целей урока.

На доске осталась карточка И.А.Бунин

- Дети, карточка с какой  фамилией   осталась на доске?

  1. Биография  И.А.Бунина. Сообщение заранее подготовленного ученика.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?

– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)

- Вспомните, с какими стихами мы уже знакомились. « Сегодня так светло кругом…» (2кл), «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»(3кл)

- Правильно, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. А как называется стихотворение , которое мы будем изучать, мы узнаем, если разгадаем ребус

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/26/s_5a1a67ffdcbf0/755312_2.jpeg

Разгадав ребус, назовите это явление. (листопад)

– Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня мы на уроке познакомимся с поэтом и писателем, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение. 

IV Работа по теме урока.

 

2 . Подготовка учащихся к усвоению нового материала 

- Ребята, а теперь давайте вернёмся к нашему дереву.

- Посмотрите, что с ним произошло? (Листья осыпались).

- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

- В какое время года это происходит? (Осенью).

- Почему? (Практически останавливается сокодвижение. Жизненные процессы растения затухают).

- Скажите мне, кто из вас знает значение слова листопад?

(Листопад- это когда с деревьев осыпаются листья).

На доску вывешивается название

Сегодня на дворе хмурый дождливый день. Под ногами грязь и слякоть. Скучная картина! А мы с вами вернёмся в пору золотой осени

Мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами русского поэта. Постараемся почувствовать настроение поэта, познакомимся с новым литературным приёмом. Мы будем учиться быть вдумчивыми и внимательными читателями. Мы прочитаем только отрывок из его замечательной поэмы "Листопад”, которую он посвятил писателю А.М. Горькому. Написано оно в 1900году.Стихотворению более ста лет, но его не забывают. Вот нам и надо дать ответ  на проблемный вопрос:

«Почему поэзии И. А. Бунина продолжает жить?»

3.  Первичное восприятие стихотворения. Прослушивание аудизаписи стихотворения А.И.Бунина «Листопад».


 - Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

- Чем восхищается автор?

4.  Чтение стихотворения с анализом.

     Словарная работа

Прочитайте стихотворение . Найдите цвета

 Давайте соотнесём название цвета и цвет (На доске вывешены 4цвета и названия цветов- лиловый, золотой багряный, лазурь)

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли  багр

от этого возникли названия багровый и багряный.

Багряный - чистый, яркий алый цвет

Лазурь - один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.

Эти цвета называет поэт, чтобы передать свое
восхищение красотой осеннего леса.

Терем – высокий дом с расписанными ставнями и украшенной крышей.
Вдова – женщина, муж которой умер.
Завороженный – синонимы: околдованный или очарованный .
Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, кости
.

5.Осмысленное восприятие и работа с текстом.

- Давайте вернёмся к нашему тексту.

- Мы с вами видим, что стихотворение построено как развернутое сравнение. С чем сравнивается лес? Найдите и прочитайте.

(Лес, точно терем расписной…)

  • С чем сравнивает автор лес?
    (С теремом).

- Листья, какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу,
украшавшую терема?

(Листья березы).

  • Какие деревья напомнили ему вышки?
    (Елочки).
  • Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?
    (Просветы в небо между кленами).
  • Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном
    тереме. Чем там пахнет и почему? Найдите и прочитайте ответ.
    (Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца).

  • Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы?
    (Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема).
  • Какова Осень в представлении поэта - веселая или грустная?
    Как догадались?

(Поэт называет ее вдовой).

  • Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об
    Осени? 
    (олицетворение)

- Грустят вдовы, грустит и Осень. Как вам кажется, о чем она
грустит?

(Играет последний мотылек, молчание леса — мертвое).

  • Почему так тихо стало в лесу?
    (Улетели птицы).

- Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово
"СЕГОДНЯ". Почему?

  • Прочитайте предложения, в которых оно есть.
  • (Осень непредсказуема, завтра солнечный денек может

смениться ненастьем). Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и

любовались красотой осеннего леса, освещенного солнцем.

- Чтобы читатели лучше могли представить осенний лес, Бунин
использует сравнения. Найдите их.

("Точно терем"; "как вышки"; "просветы в небо что оконца"; "как сеть из серебра'; "точно белый лепесток").

  • Какие слова помогают представить лесную тишину?

(Тихою вдовой, мотылек замирает, в лесу мертвое молчание).

  • Что нарушает тишину?
    (Листика шуршание).
  • ФИЗМИНУТКА шуршание листиков
  • Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики. Какие звуки
    будем выделять? А как будем читать - тихо или громко?
  • Сколько частей можно выделить?

V Физкультминутка. 

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад!


4. Анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.

-Прочитайте ещё раз стихотворение, и насладитесь красотой и запахом осеннего леса. Подумайте на сколько частей можно его разделить.

Чтение по частям с анализом.

I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»

- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный). Выясним, что же представляет собой лес? С чем сравнивает Бунин лес?

Почему лес стоит стеной? А почему пёстрой, весёлой?

- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья). Какие деревья использует автор при строительстве стен своего терема?

-Какие сравнения ещё использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса? КАРТОЧКИ ПАРАМИ. ПРОВЕРКА СЛАИД 9.

Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

Почему появились эти оконца? Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?

- Как называет автор окна? (оконца). О каком чувстве поэта это говорит? Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки). Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью). 

А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.

- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.

- Зачем же автор использует в этой части стихотворения сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение). Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)

- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.

- Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине

1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"

2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"

3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"

- Какое настроение вызывает у автора эта картина?

Вывод по 1 части. 

-А теперь сложный вопрос: Кто является главной героиней стихотворения? (ОСЕНЬ)

 - В каком образе предстала Осень?

-А чем же является лес для Осени?

Объясните слова «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой».

( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.)

IIчасть 

-Прочитайте вторую часть.

1.Найдите сравнения в этой части? КАРТОЧИ 2 . ПРОВЕРКА С ДОСКОЙ.

2.Найдите слово, которое повторяется несколько раз.

-Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится). Случайно ли это?

- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?

- Прочитайте слова, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).

- О каком душевном состоянии автора говорят эти слова и сравнения? (автор грустит).

- Как он пишет о тишине?

-Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).

 - Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое). Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).

- Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.

-Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).

-Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

- Что же это такое? Прочитайте. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)

- Как же будете читать эти строчки? Почему?

- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю :)

- А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно? Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).

- В каком образе выступает осень в этой части?

Какие строки повторяются? (Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный)

— Одинаково ли их надо читать? (Нет) 

(1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)

— Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)

— Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению. 

- Чтение стихотворения учащимися вслух. 
Работа в парах по картине И. Левитана "Золотая осень”.

- Что изобразил художник? Совпали ли цвета Бунина и краски Левитана?

-Подберите слова из стихотворения , чтобы подписать под картиной Левитана? 

VI. Работа в парах по картине И. Левитана "Золотая осень”.

– Что общего в картине Левитана и в стихотворении Бунина? (Художник Левитан и поэт Бунин любят осень, воспевают её в своих произведениях.)

– Какие слова из стихотворения вы бы взяли, чтобы подписать под картиной Левитана? 

Очень интересно: художник и поэт изобразили похожие картины осени, словно договорились. Но, конечно же, никто ни с кем не договаривался, - просто красивое в природе привлекает любого человека, - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.
А можно стихотворение А.И.Бунина  озаглавить по другому?

-Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой  восхищались не только поэты, художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский. Рассмотрите картину И.Левитана под музыку П.И.Чайковского

- Что изобразил художник? Совпали ли цвета Бунина и краски Левитана?

-Подберите к ней строчки из стихотворения.

 Беседа по содержанию

– С чем автор сравнил лес?
– Что общего между теремом и лесом? 
(Как стена, оконца, резьба, вышки, лес похож на деревянный терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу пахнет дубом и сосной)
Терема строили в Древней Руси. В них жили князья, бояре, цари. Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные и украшали их резьбой.
– Стихотворение начинается и заканчивается сравнением: «Лес, точно терем расписной…»
Найдите другие сравнения.
сравнения помогают лучше представить тесное многоцветье, яркий праздник природы.
– Почему слово осень поэт пишет с заглавной буквы? 
(Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема)
– Как поэт называет осень? 
(Тихой вдовой)
– Кого называют вдовой? 
(Женщину, муж которой умер)
– Грустят вдовы, грустит осень. Как вам кажется, о чем она грустит? 
(О том, что скоро исчезнет красота)
Здесь Бунин использует поэтический прием – олицетворение.
Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.
– Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная? 
(Играет последний мотылек, молчание леса – мертвое)
– Почему стало так тихо в лесу осенью? 
(Птицы улетели)
– Какие слова помогают представить лесную тишину? 
(Вступает тихою вдовой, мотылек замирает, мертвое молчание)
– Что нарушает тишину? 
(Листика шуршанье)
– Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листья. А читать  как будем – громко или тихо?

Какие звуки будем выделять?

«молчание» – [ч]
«вышина» – [ш]
«можно» – [ж]
«тишина» – [ш]
«расслышать» – [ш]
«шуршанье» – [ш]

-Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).

-Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

- Что же это такое? Прочитайте. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)

- Как же будете читать эти строчки? Почему?

- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю :)

- А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно? Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).

- В каком образе выступает осень в этой части?

VII. Закрепление материала

1. Игра «Найди пару» (карточки)

– Рассыпались сравнения, подберите для них пару из стихотворения Бунина.

Просветы
Елочки 
Осень 
Лес 
Паутина
Мотылек

Терем
Сеть из серебра
Оконца
Тихая вдова
Белый лепесток
Вышки

2. Работа в парах (карточки)

– Какая цветовая гамма используется в стихотворении для изображения осенних картин.

Лиловый;
золотой;
багряный;
желтый – «желтою резьбой»;
голубой – «в лазури голубой»;
синий – «в синей вышине»;
белый – «белый лепесток»;
серебряный – «как сеть из серебра».

Итог урока

– Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
– Что показалось вам наиболее интересным?

VII Рефлексия

– Ребята,  как вы думаете, вы достигли цели, которая перед вами стояла в начале урока?
– Я предлагаю добавить листиков на наше  осеннее дерево (аппликация)

Красные и жёлтые - отличное настроение, зелёное – хорошее, синее – считаете, что что-то не удалось и вы могли бы работать лучше.

-Я тоже хочу поучаствовать вместе с вами. Вставляю картинку девушки – осени.

VIII Домашнее задание

Я думаю, что вам не доставим затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок к этому отрывку. Это и будет ваше домашнее задание.

А сейчас в нашем классе листопад. Возьмите все листочки, которые у вас остались на парте, выйдите к доске. Образуйте круг. И все вместе давайте подкинем листочки вверх. Здорово!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»

Тема:  Внеклассное  чтение   Б. Заходер  « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя,  главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...

Технологическая карта открытого урока. Предмет: Чтение ( обучение чтению)

Тема: " Звук и буква З,з.Слоги и слова со звуком и буквой З,з)...

Открытый урок по чтению «Умейте делать открытия».

Открытый урок по чтениюТема. «Умейте делать открытия».М.Пришвин «Золотой луг».(2-й класс)...