Литературное чтение на родном языке
рабочая программа по чтению (4 класс)

Смирнова Нина Валентиновна

Литературное чтение на родном (русском) языке 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тверская область

Селижаровский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Большекошинская средняя общеобразовательная школа

Принята на заседании                                        Утверждаю:

педагогического совета                                      Директор школы:______ Лисичкина С.Н.  

Протокол №7 от 29августа 2018г.                     Приказ №35 от 27августа 2018г.  

Рабочая программа по предмету

«Русская родная литература»

4 класс

Разработчик: Смирнова Н.В.

учитель начальных классов

Большая Коша

2018

Пояснительная записка

Данная образовательная программа разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ  от06.10. 2009г №373)

Постановления №393-РФ «О Федеральном законе. О внесении изменений в статьи 11и14 Федерального закона» от 28 июля 2018г.

Федеральный закон №317-ФЗ от3 августа2018г «О внесении изменений в статьи 11и14 Федерального закона»

Целями изучения  курса «Родная (русская) литература» являются:

  • воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
  • Описание места учебного предмета
  • Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение предмета «Родная ( русская) литература» в начальной школе в 4 классе выделяется 17 ч (0,5 ч в неделю).

Содержание учебного предмета

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной детской литературы.

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время.

Теоретические основы правильного выразительного чтения. Техника речи

  1. Дыхание
  2. Голос
  3. Дикция

Правила литературного произношения при чтении и рассказывании

  1. Орфоэпическое произношение
  2. Правильное ударение в слове
  3. Фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию

Интонация

  1. Общее понятие об интонации.
  2. Фразовое и логическое ударение.
  3. Пауза логическая и фразеологическая.
  4. Темп и ритм речи.
  5. Мелодика.
  6. Тембр.

Выразительное чтение учителя

  1. Ознакомление с текстом и его трактовка
  2. Подтекст
  3. Составление плана
  4. Работа над речевой партитурой
  5. Чтение произведения в детской аудитории
  6. Своеобразное чтение стихотворений и басни
  7. Особенности чтения драматургических произведений и диалогов

Рассказывание

1  Каким должен быть устный рассказ

  1. Виды рассказывания. Рассказ близкий к тексту
  2. Рассказ в сокращении
  3. Рассказ с изменением лица рассказчика
  4. Рассказ на основе содержания научно-популярной статьи с введением в повествование подробностей и диалогов
  5. Рассказ на основе содержания научно-познавательной статьи с введением в ней сюжета
  6. Рассказы из биографии замечательных людей
  7. Рассказ-пояснение к художественному произведению, картине
  8. Творческий рассказ учителя
  9. Импровизированный рассказ
  10. Рассказывание в детской аудитории

Мимика и жестикуляция

  1. Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения.
  2. Обобщающие повторительные упражнения

Форма построения стихотворений

  1. Что такое рифма. Белые стихи
  2. Открытая и закрытая рифмы

Средства выразительности

  1. Что такое метафора
  2. Олицетворение

Раздел

Название

Кол-во часов

1

Первый раздел.  

«Наедине с природой»

2

Второй раздел.

«Из истории Отечества»

3

Третий раздел.

«Путешествие в сказку»

4

Четвёртый раздел.

«Смешинки»

Тематическое планирование.

Название темы

Кол-во часов

1

«Наедине с природой» (5ч)

И. С. Тургенев «Перепёлка»

1

2

Михаил Пришвин « Этажи леса»

1

3

Е. Носов «Белый гусь», «Хитрюга»

1

4.

Н. Сладков «Весёлая игра», «На неведомой дорожке»

1

5

В. Астафьев «Зорькина песня»

1

6

«Из истории Отечества» (4ч)

С. Голицын «Сказание о Евпатии Коловрате»

1

7.

С. Алексеев. «Рассказы о Степане Разине, казаках и восставших крестьянах»

1

8

В.Ян «Никита и Микитка»

1

9

В.Ян «Никита и Микитка»

1

10

«Путешествие в сказку» (5ч)

Илья Муромец и Калин-царь

1

11

Три поездки Ильи Муромца

1

12

Три поездки Ильи Муромца

1

13

Загадки-отгадки. Русская народная сказка.

1

14

Е.Шварц «Два брата»

1

15

«Смешинки» (3ч)

С. Михалков «Сила воли»

1

16

В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»

1

17

Ю. Сотник «Райкины пленники»

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения родной ( русской) литературы являются:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие  развитие – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами  является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроках с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроках;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану
  • Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
    Познавательные УУД:
  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие  – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
    Коммуникативные УУД:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами   является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Нормы оценки знаний.

  • Тесты
  • Оценка «5» - ученик  набрал  9-10  баллов  (90 -100%);
  • Оценка «4» - ученик  набрал  7 -8  баллов (89 – 70%);
  • Оценка «3» - ученик  набрал  5 -6  баллов (69 – 50%);
  • Оценка «2» - ученик  набрал    3-4  балла (49 – 30%);
  • Техника чтений.
  • Оценка «5» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного,
  •   для этого необходимые части  прочитанного текста.
  • Оценка «4» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.
  • Оценка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту вслух и не меньше 80  слов молча; определяет основную мысль произведения с  помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложен ному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
  •  
  • Оценка  «2» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 50 слов в минуту вслух и не меньше 70  слов молча;  не определяет основную мысль произведения с  помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного  с помощью учителя; рассказ о герое  не составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание,  но   может ответить не  на  все   вопросы.

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

  Работы  с  заданиями  приблизительно  одинаковой  сложности  можно  оценить  по  сумме  верных  ответов.

«5» - если  все  задания  выполнены  верно;

«4» - если  выполнено  не  менее  ¾  всех  заданий;

«3» - если  выполнено  не  менее  ½  всех  заданий;

«2» - если  выполнено    менее  1/2  всех  заданий;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения и родного языка (ненецкого)

Данная работа знакомит со сказкой....

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...

Литературное чтение и литературное чтение на родном языке 1 класс ШР

Курс "Литературное чтение" поделен на Литературное чтение (3 часа) и Литературное чтение на родном языке (1 час) ШР. 33 недели...