Сказка о жабе и розе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Гальцова Юлия Владимировна

Урок литературного чтения в 4 классе. В.М.Гаршин "Жаба и роза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhaba_i_roza.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: познакомить обучающихся с биографией В.М.Гаршина и его произведением "Сказка о жабе и розе".
УУД:
Предметные:
- познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя;

- развивать умение понимать прочитанное;
- пополнять словарный запас учащихся;
- учить анализировать поступки и характер героев.
Метапредметные: 
- продолжать учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию;
- продолжать формировать умения формулировать тему урока;
- ставить учебную задачу и удерживать ее;
- строить высказывания, понятные собеседнику;
- анализировать информацию и делать выводы;
- формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.
Личностные: 
- формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать);
- воспитывать чувство сострадания к другим;
- воспитывать любовь к литературному чтению.


Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация,  музыка (Рубинштейн «Мелодия»); карточки для работы в группах.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Ход урока:

  1. Организационный момент
    Приветствие.

Проверка готовности рабочих мест

  1. Актуализация ранее изученного

Тест по произведению «Городок в табакерке» Владимира Одоевского.

Тестирование по сказке В. Ф. Одоевского 

«Город в табакерке»  

(4 класс УМК Школа России) 

Выполнила учитель начальных классов г. Нижнего Новгорода МБОУСОШ № 190

Павлова Дарья Владимировна 

Ответы:  1-в, 2- б, 3- а, 4- б, 5- а, 6- б, 7- в, 8- а, 9- в, 1

Дети обмениваются в парах работами. Взаимопроверка.  
- Посмотрите ребята, как хорошо вы поработали с предыдущим произведением. Многие из вас справились без ошибок. Я надеюсь, что знакомство с новым произведением пройдет так же хорошо.

Изучение нового материала

Знакомство с писателем

- Сегодня мы познакомимся с новым писателем, а кто он вам предстоит узнать, когда вы правильно выберете из предложенного ряда только те буквы, которые есть в русском алфавите.
Дети работают в парах с карточкой. Учитель контролирует выполнение, при необходимости оказывает помощь обучающимся, испытывающим затруднение.

Карточка 1.
DГFNАSРWШQИDGН_________________ 
ВJСIЕRВWОZSЛQОLД________________ 
МNИLХWАQЙZЛUОRВGИJЧ____________________________

После выполнения учитель просит быстрее всех справившуюся пару учеников прочитать то, что у них вышло.

- Это Гаршин Всеволод Михайлович (1855-1888гг.) Посмотрите на его портрет. Внешность человека может поведать о многом: его характере, образе жизни. Что вы можете сказать о человеке, изображённом на портрете? (Человек очень печальный.)
    Этот человек прожил очень тяжёлую жизнь, которая наложила отпечаток на его внешность.
   Всеволод Михайлович Гаршин родился в Санкт-Петербурге.   Детство у него не было счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Он очень переживал расставание с матерью, поэтому старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным, очень наблюдательным ребёнком. Когда повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях.

Художник Илья Ефимович Репин просил Гаршина позировать ему, когда работал над известной картиной «Иван Грозный и сын его Иван». С Гаршина он написал царевича, убитого тяжёлым посохом царя. Так же писатель позировал художнику для картины «Не ждали». Посмотрите на эти картины, найдите сходство.

Этот человек прожил небольшую, но очень интересную жизнь. Писателя не стало, когда ему исполнилось всего 33 года. Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...».


Определение темы и  целей урока
Отгадайте загадки:
Не лягушка, но похожа, бородавчатая кожа,
Не в воде живёт, а рядом, не лягушка - это (ж…а).

Посмотрите - у ограды расцвела царица сада. 
Не тюльпан и не мимоза,  а в шипах красотка ... (р…а).
Когда ученики отгадывают загадки, на доску вывешиваются картинки- жаба, роза.
- Вот это и есть наши главные герои, а произведение называется «Сказка о жабе и розе».
Название произведения вывешивается на доску. 
- Как вы думаете, почему это произведение названо сказкой?
-Кто попробует четко сформулировать тему урока. Какие цели мы можем поставить себе на этот урок?
Обучающиеся формулируют тему и цели урока, учитель при необходимости подсказывает.

Мир жабы злобен: нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье, она сотворена любить.

Вот эти два противоречья без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня - добро и зло разоблачить.

- Что такое добро, по вашему мнению? (Добро - нечто положительное, хорошее, полезное)

- Что такое зло? (Зло - нечто дурное, вредное)

- Послушайте музыку. (звучит произведение «Мелодия» Рубинштейна) 

- Эту музыку написал русский композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Неслучайно мы прослушали именно эту мелодию. Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось писателю, старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать своё новое произведение, где встретится что-то прекрасное и безобразное».

Словарная работа 
- Прежде чем переходить к чтению, нам необходимо провести словарную работу.

КОЛ – толстая заострённая палка.
ПИКА – колющее оружие, род копья.
БАРБОС – большая дворовая собака.

Чтение текста учителем

Постановка проблемного вопроса

- Какова же основная мысль сказки? О чём хотел сказать В.М. Гаршин? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.

Беседа по тексту

  • Где происходят события, описанные в сказке. Какие это пространства?  (Цветник и дом)
  • Давайте обратимся к абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом.  (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась).
  • Что хотел показать автор в этом абзаце? (Роза расцвела среди запустения. Но среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное). 
  • Кто же был обитателем цветника? (роза, жаба, хозяин-мальчик)
  • Что такое роза? (Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени. (вывешивается иллюстрация на доску)
  • Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Прочитайте. (Она чувствовала себя необыкновенно счастливой).
  • Каким изобразил Гаршин майское утро?  (Ярко светит солнце. Все искрится и играет в лучах майского солнца. Дует ветерок, несущий свежий запах молодой травки. Природа просыпается ото сна, зеленеют деревья. Природа оживает).
  • Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет. Отчего плачет роза? (Она плачет от счастья. Ведь она дарит красоту миру).
  • Какой персонаж в сказочной истории изображает зло?  (Жаба) (вывешивается иллюстрация на доску)
  • К какому классу животных относится жаба? (к земноводным)
  • Прочитайте описание жабы.
  • Какие отрицательные черты характера символизирует (подчеркивает) она? (Ненависть к прекрасному, зависть, жестокость, стремление погубить красоту). 
  • А о чем мечтала жаба? (Поесть и отдохнуть).
  • Что сближает мальчика и розу? (они оба любят и ценят прекрасное, он, как и роза умирает)
  • Почему мальчик перестал посещать цветник?
  • Что почувствовала жаба, увидев прекрасный цветок? (понравилась роза, она хотела быть ближе к цветку и ничего другого не придумала, как съесть его?) Почему она этого не сделала?
  • О чём молила роза, когда поняла, что её хочет «слопать» жаба? (Господи! Хоть бы умереть другой смертью)
  • Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду.  Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)
  • Какой последний долг исполнила роза?  (Обращаемся к тексту, где повествуется о последних часах жизни мальчика, в жизни которого роза имела большое значение).
  • Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные минуты...).
  • Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась неуслышанной? (Нет, Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям.)
  • Забыли ли розу после этого случая? (Нет, её засушили и, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике)

Работа в группах

Представители одних групп работают с карточками, создают «словами» мир розы, а другие -  мир жабы.

Мир розы

Мир жабы

Всё хорошо, чисто, ясно, свежий утренний ветерок.

Распустилась тонким ароматом, нежностью красок.

Она могла только разливать вокруг себя тонкий и свежий запах.

Хочу жить и приносить людям пользу.

Живу среди корней куста, сырая земля, тень, лень.

Жирная, старая, бородавчатые лапы, злые безобразные глаза.

Она не радовалась ни солнцу, ни хорошей погоде.

Ненавижу розу, хочу её съесть.

-   Какой показывает нам автор розу?   Как автор к ней относится?  

(Роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру. Роза хочет жить и приносить пользу людям).

- Какой это образ – положительный или отрицательный?

Значит, роза –  это символ чего?  (Добра).

-  А какое слово противоположно слову добро? (Зло).

-  Какой персонаж в этой сказочной истории изображает зло? (Жаба).

-  О чём мечтает жаба?  Что она чувствует?  (Не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её.  Запах розы причиняет ей смутное беспокойство, ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).

-  Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу?

-  Как вы понимаете фразу: «Что – то странное зашевелилось в жабьем сердце?»

-  Что могло зашевелиться? (Зависть, злоба).

-  Какой вывод о жабе мы скажем?  (Жаба ненавидит розу, жаба – злое животное).

-  Опишем место, в котором жила жаба?  (Среди корней куста, сырая земля, тень, безобразность, лень …)

-   Как чувствует себя жаба в такой обстановке?  (Хорошо, ей нравится).

-  Какой это образ – положительный или отрицательный?

-  Значит, жаба – это символ чего? (Зла).

- Итак, мы видим два мира, два противоречия.

-  В чём счастье для жабы и розы?  (Жаба –  лень, роза – жизнь).

-  О чём заставляет задуматься это произведение?  (Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются).

Игра «Найди слова»

С

Е

С

Т

Р

А

Б

А

Ж

О

П

Л

А

О

В

У

Е

Э

Л

У

Е

П

З

Ц

К

У

З

О

Т

З

Ы

А

В

Е

С

Б

В

Р

А

Г

Ш

Е

Т

Т

Р

Е

О

С

Ч

Г

Т

И

Ч

А

Й

М

А

Ш

А

Н

Э

С

Т

М

А

Л

Ь

Ч

И

К

К

Н

(сестра, брат, мальчик, соловей, роза, жаба, букет, Маша, враг, слеза, утро, лапы, куст)

Творческая работа.

Придумайте версию завершения сказки.

Изготовление розы из салфеток

Звучит музыка «Долина цветов»

Я распустилась в чудесном саду.

Славную песню я миру пою:

Пусть только доброе в мире живёт,

Пусть всё вокруг любовью цветёт.

В прекрасном саду я себя обрела,

Пускай я страдала, но я ведь жила,

Пускай мне пришлось побороться со злом,

Но я ведь в саду любимом моём.

Как счастлива я! Как мне хорошо!

Ведь в сердце моём любовь и тепло.

Исполнила долг я свой до конца:

Ребёнку себя я цветком отдала.

Итог урока

Отметки за урок.

Рефлексия        

-Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок-роза. Учитесь у мира только хорошему.

- Какие цели мы ставили себе на урок?

- Достигли ли мы этих целей?

- В чем были затруднения и почему?

Домашнее задание

Читать и пересказывать сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения В.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Урок - исследование  литературного произведения в 4 классе...

Литературное чтение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Продолжение.

Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» - подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.Изучение этого произведения дает богатейш...

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК "Школа России").В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (2 урок)

            Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методического приёма – кластеры, приёмов ...

Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" ("Школа России")

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и групповой работы....

В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"....

Урок:Сказка В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Цель общеобразовательная: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».Задачи:учить вдумчивому осознанному чтению;помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья...

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...