Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе на тему: Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Главная мысль сказки.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Чаус Маргарита Александровна

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе на тему: Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Главная мысль сказки.Познакомить учащихся с биографическими фактами датского писателя Г.Х. Андерсена и с его сказкой «Принцесса на горошине». Продолжить знакомство учащихся с зарубежным фольклором, отработка навыков выразительного,  правильного и осознанного чтения. Формировать умение давать характеристики героям сказки. Развивать интерес к сказкам зарубежных писателей, развивать память, речь и мышление, воспитание уважения к культуре других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.karta_uroka.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА                                                      

Урок литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России)

Учитель: Чаус М.А.

Тема

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Главная мысль сказки.

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с биографическими фактами датского писателя Г.Х. Андерсена и с его сказкой «Принцесса на горошине». Продолжить знакомство учащихся с зарубежным фольклором, отработка навыков выразительного,  правильного и осознанного чтения. Формировать умение давать характеристики героям сказки. Развивать интерес к сказкам зарубежных писателей, развивать память, речь и мышление, воспитание уважения к культуре других народов.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, находить сходство и различие сказок, объяснять значение незнакомых слов, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение. Уметь оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей по классу. Уметь вести учебный диалог на уроке.

Личностные результаты

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов и культур; воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе слушания произведений художественной литературы; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

 Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила.

Познавательные: самостоятельно находят алгоритмы

деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия

Методы и формы работы

Словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия

Сказка, «тюфяк», «перина», «гагачий пух».

Образовательные ресурсы

Конспект, карточки, учебник, рабочая тетрадь.

Этап урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Цель: проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный  настрой на урок.

1.Приветствие

2.Эмоциональный настрой

3.Проверка готовности к уроку

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Маргарита Александровна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Прозвенел звонок веселый.

Мы урок начать готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Проверим готовность к уроку, на столах у вас должен лежать учебник литературы.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

  1. Речевая разминка

Цель: выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения.

1. Чтение стихотворения

- Прочитаем  стихотворение хором. (карт. на столе)

Говорим  всегда красиво

Четко и не торопливо

Громко, ясно говорим,

Потому что не спешим.

- Прочитайте стихотворение скороговоркой.

- Прочитайте с радостью.

- С такой веселой ноты мы начнем наш урок.

Сообщает цель

Читают стихотворение с разной интонацией, выразительно

  1. Актуализация знаний

Цель:

  1. Проверка домашнего задания.

Ребята, домашним заданием являлся пересказ сказки «Красная шапочка».

- Кто же перескажет сюжет сказки?

- Молодцы, ребята.

- Кто же главные герои сказки? (Красная шапочка и волк)

Проверяет домашнее задание (пересказ)

Пересказывают сказку.

  1. Работа с загадками

Задание. Отгадать, о ком говорится.

1) Пушистый комочек

Ростом с кусточек,

В сапогах щеголяет,

Хозяина выручает! Сл.2

- Как называется сказка? (Кот в сапогах)

2)Лежит девица в светлице.

Принц придет – она оживет.

- Как называется сказка? (Спящая красавица) Сл.3

3) Девочка с корзинкой

По лесу идет.

Бабушке любимой

Гостинцы несет.

- Какой же персонаж описан в этих строках? (Красная шапочка)

- Как называется сказка? (Красная шапочка) Сл.4

4) Моет, гладит, шьет и трёт,

А еще она поет.

Туфельку потеряла –

Невестою стала.

- Как называется сказка? (Золушка) Сл.5

5) По следам от крошек

Не выбраться из леса.

Но малыш не унывает,

Братьев снова он спасает!

Ростом с палец лишь всего,

Как же все зовут его?

- Как называется сказка? (Мальчик с пальчик) Сл.6

- Кто является автором всех этих сказок? (Шарль Перро)

- Молодцы ребята.

- Скажите, с литературой, каких стран мы знакомимся на уроках? (С литературой зарубежных стран)

- Правильно, сегодня мы продолжим наше знакомство с литературой других народов.

Загадывает загадки, слушает ответы детей.

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя.

  1. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Сообщение темы урока, определение задач

- Чтобы узнать о каком писателе мы будем с вами говорить, нам необходимо собрать все ответы примеров по порядку, для этого решите примеры и откройте заколдованную букву.

Сл.7

10-9=1 (А)

6-4=2 (Н)

5-2=3 (Д)

8-4= 4 (Е)

9-4= 5 (Р)

12-6=6 (С)

20-13=7 (Е)

24:3=8 (Н)

- Кто-нибудь догадался о ком пойдет речь?

- Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Г.Х. Андерсена, а вот какую сказку прочитаем, мы узнаем это из учебника.

- Откройте учебник на странице 197-ой.

- Прочитайте и скажите, как называется сказка? («Принцесса на горошине»)

- С каким произведением мы познакомимся на уроке? (Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»)

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной  деятельности

Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на основе опорных знаний

  1. Изучение нового материала

Цель: Обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу.

  1.  Подготовка к восприятию (рассказ об авторе)

Сл.8

В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе. В этом городе 2 апреля в 1805 году родился Ганс Христиан Андерсен. Он был единственным сыном сапожника и прачки.

Отец читал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь», водил сына в театр. В 14 лет мечтавший стать актёром Андерсен отправился в Копенгаген. Работал танцором, певцом. Тогда же появились его первые произведения. Его сочинения долго никому не нравились. И он рассказывал свои сказки детям. Сл.9

Сл.10

Только в 1835 году Андерсен, уже тридцатилетний, ещё бедный и безвестный, написал сказку «Огниво». Это было начало новой жизни.

Сл.11

Обратите внимание на выставку книг Г.Х. Андерсена. Он написал более 170 сказок.

Сборники сказок Андерсена мгновенно стали известны, их перевели на разные языки. Андерсен стал всемирно знаменит.

- В какой стране родился Андерсен? В каком году? (В Дании, в 1805 году)

- Кем мечтал стать Г.Х. Андерсен? (Мечтал стать актером.)

- Сколько сказок написал Г.Х. Андерсен? ( более 170 Сказок)

Ведет учебный диалог.

Ведут учебный диалог.

.

Физкультминутка

- А сейчас мы немного отдохнем.

Все, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Первичное знакомство с текстом сказки

Прослушивание аудиосказки или чтение хорошо читающими детьми сказки «Принцесса на горошине»

Дает целевую установку учащимся.

Слушают запись.

3.  Проверка первичного восприятия сказки

- О чем эта сказка повествует?

- Как вы себе представляли принцессу?

- Назовите героев сказки? ( Принц, принцесса, король и королева)

Ведет учебный диалог.

Отвечают на вопросы. Ведут учебный диалог.

4. Работа со словарем

- В тексте нам встретились  новые слова. Значение некоторых слов мы узнаем из словаря в учебнике, но некоторых слов в этом словаре нет, и я выписала их на слайд:  «тюфяк», «перина», «гагачий пух» «Кунсткамера». Сл.11 

Тюфяк – мешок набитый сеном и служащий матрасом.

Перина – мешок, набитый пухом или перьями.

Почивала- спала, отдыхала.

Кунсткамера – музей, собрание редкостей, диковинных предметов. (Это первый музей в России, основанный Петром 1, куда собирались редкие предметы.)

Гагачий пух – пух птицы гаги.

Дает целевую установку учащимся.

Усваивают значение новых слов, встречающихся в тексте.

5. Вторичное чтение сказки

- Сейчас мы будем читать по цепочке. Сказку нужно читать выразительно, что бы ее было интересно слушать.

Организует самостоятельное чтение сказки, проверка восприятия произведения, анализ текста.

Активизация внимания и памяти.

Самостоятельное чтение сказки, анализ текста.

Обмен мнениями. Выразительное чтение, оценивание своего чтения и чтения своих товарищей.

Делают вывод

6. Анализ сказки

- Почему принц никак не мог жениться? (Он искал  принцессу, но так и не нашёл.)

- Какой должна быть принцесса? (Настоящей.)

-Какая была погода в тот вечер, когда к ним пришла принцесса? («Гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра».)

- Как же выглядела принцесса, которая постучала в ворота? Найдите описание принцессы в тексте.

- По её виду можно ли было догадаться, что это настоящая принцесса? (Нет)

- Кто решил проверить принцессу?  (Старая королева.)

- Как она это сделала? Найдите этот отрывок в тексте. («На голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину 12 тюфяками и 12 перинками».)

- Что произошло с принцессой после этой ночи? (Она не могла уснуть и проснулась вся в синяках)

- В какой момент все поняли, что принцесса настоящая? (Когда принцесса рассказала о том, что проснулась вся в синяках.)

Анализ текста.

Активизация внимания и памяти учащихся.

Обмен мнениями. Отвечают на вопросы чителя.

Делают вывод

7. «Восстанови ход событий»

- Выполним следующее задание, нам необходимо восстановить ход событий. Для этого при помощи карточек, расположите их в определенной последовательности в соответствии с содержанием сказки.

Сл. 12 (для проверки)

Поиски принцессы, нежданный гость, задумка старой королевы, настоящая принцесса, счастливый принц.

Дает целевую установку учащимся.

Определяют ход событий в сказке, выстраивают нужную последовательность

8. Характеристика героев

- А сейчас дадим характеристику главной героине – принцессе.

Сл.13.

- Посмотрите внимательно на слова и подберите те, которые подходят под описание принцессы: нежная, чувствительная, добрая, маленькая.

 - Составим характеристику принца.

Какой принц? Настойчивый, ищущий.

Дает целевую установку учащимся.

Составляют характеристику героев

  1. Закрепление изученного.

Цель: обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу.

  1. Тест «Ответь-ка»

- Сейчас мы выполним небольшую викторину, и проверим, как вы усвоили текст сказки, для этого вам нужно ответить на вопросы.

1.Почему принц никак не мог жениться?
А) он был ещё молодой
Б)потому что искал настоящую принцессу
В) потому что искал красавицу

2.Что объездил принц в поисках принцессы?
А) весь мир
Б)весь свет
В) всю Данию

3.Какая была погода, когда в двери замка постучались?
А)лил очень сильный дождь
Б) день был пасмурный
В) был снегопад

4.Кто постучал в городские ворота?
А) нищенка
Б) принцесса
В) рыцарь, проезжавший мимо 

5.Кто открыл двери принцессе?
А) принц
Б)король
В) слуга

6.Она уверяла короля
А) что приехала в гости
Б) что она настоящая принцесса
В) что она заблудилась

7.Какой предмет помог выяснит королеве настоящая принцесса или нет?
А) фасоль
Б) боб
В) горошина

8.Как провела ночь принцесса постели?
А) отлично выспалась.
Б) не сомкнула глаз 
В) ей снились прекрасные сны

9.Что сделал принц, когда узнал, что она настоящая принцесса?
А) женился на ней
Б) они стали друзьями
В) проводил домой

11.Где хранится горошина в настоящее время?
А) горошина потерялась
Б) в Кунсткамере
В) в доме-музее Г.Х. Андерсена

Дает целевую установку учащимся.

Самостоятельное выполнение теста

  1. Подведение итогов урока

.

 

1. Обобщающая беседа.

- Как называлась сказка, с которой мы сегодня познакомились?

- А кто же автор этой сказки?

- Что вы запомнили из биографии писателя?

- Какие незнакомые слова мы сегодня встретили в тексте?

Подведение итогов урока.

Отвечают на вопросы учителя.

2. Рефлексия

- На столах у вас лежат карточки, в которых вам нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. Интересно

2. Скучно

3. Безразлично

1. Работал

2. Отдыхал

3.Помогал другим

1. Понял материал

2. Узнал больше, чем знал

3.Не понял

- А теперь покажите свои листочки, кто работал, кому было интересно, и понял материал.

Рефлексия деятельности учащихся на уроке.

Оценивают свою работу на уроке. Отвечают на вопросы учителя.

3.Дом. задание.

- Домашнее задание. Выразительно прочитать сказку Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине».

- Урок закончен. До свидания.

Сообщает домашнее задание.

Воспринимают информацию, записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению, 1 класс, УМК Гармония Г.Х.Андерсен " Принцесса на горошине"

Познакомить учащихся с некоторыми биографическими фактами датского писателя Г.-Х. Андерсена и с его сказкой "Принцесса на горошине".Формирование умения учиться и способности к организации своей деятел...

Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы «Ж, ж».

Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : "Твёрдый согласный звук  [ж]. Буквы «Ж, ж» и презентация к нему....

Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс по теме "Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"

УМК "Школа России". Литературное чтение в 4 классе по теме Л.Н.Толстой басня "Как мужик убрал камень", технологическая карта....

Технологическая карта интегрированного урока: литературное чтение 4 класс и «Мир музея». Тема: Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Боги, герои и люди."

В технологической карте предствлен интегрированный  урок( чтение +музей)  по программе УМК "Перспектива" для 4 класса  по теме "Мифы и легенды Древней Греции.Урок способс...

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Главная мысль сказки. 2 класс

Технологическа карта урока литературы во 2 классе...