Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Главная мысль сказки. 2 класс
план-конспект урока (2 класс)

Технологическа карта урока литературы во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 «А» классе (УМК Школа России).

Дата проведения: 11.05.2022

Тема

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Главная мысль сказки.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с произведением   Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, давать характеристику героям сказки, определять основную мысль сказки, определять последовательность событий, составлять план сказки.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Знакомятся с произведением Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; воспринимают на слух художественное произведение, отвечают на вопросы по содержанию сказки, дают характеристику героям сказки, определяют основную мысль сказки, определяют последовательность событий, составляют план сказки.

Личностные результаты

Воспринимают важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового; формулируют собственное мнение; проявляют интерес к чтению, внутреннему миру человека, чувства дружбы, товарищества; развивают критическое мышление, внимание, память, речь, умение формулировать проблему.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: организовать работу по составлению плана урока (определить тему, цели и задачи урока; планировать действия по выполнению задач урока; оценивать выполненные действия, корректировать их); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной литературе; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Коммуникативные: уметь слушать сверстников, организовывать сотрудничество с учителем и одноклассниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Основные понятия и термины

Сказка, основная мысль, характеристика героев, сюжет.

Методы и формы работы

Словесный, наглядный, коллективная, фронтальная, групповая.

Образовательные ресурсы

М\м презентация, учебник «Литературное чтение» 2 класс,2 часть, рабочая тетрадь, карточки для рефлексии.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

- Проверим вашу готовность к уроку.

-На партах у вас должны лежать: пенал, дневник и учебник литературы.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Речевая разминка

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

Упражнение в отработке дикции

Сл.1

- Ребята, что такое скороговорка? (это шуточная фраза, построенная так, что ее трудно произнести)

- Посмотрите на доску, прочитайте скороговорку по себя.

- Волк рыщет-пищу ищет.

  Вот тебе щи, а нас не ищи!

- Первый ряд прочитайте скороговорку обычным голосом

- Второй – медленно и тихо

- Третий ряд – обычным голосом

- Теперь будем читать, постепенно увеличивая темп (прочитайте обычным темпом, кто сможет прочитать быстрее, а кто ещё быстрее)

- Как вы думаете, для чего мы читали скороговорку в различном темпе и громкости? (для того, чтобы подготовить речевой аппарат к чтению)

Читает скороговорку медленно, ставит целевую установку.

Читают скороговорку с постепенным увеличением темпа, с разной интонацией

II. Актуализация знаний

Цель: повторение и применение на практике раннее полученных знаний

Беседа с учащимися о сказках и их особенностях.

-          - Вспомните, что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях)

- Чем сказка отличается от рассказа, перечислите особенности сказок. (Сказка строится на основе вымысла, всегда добро побеждает зло, присутствует волшебство) 

Сл.2

- Давайте вспомним, какие бывают сказки (авторские и народные)

- В чем заключается отличие между авторской сказкой и народной? (Автор народной сказки неизвестен, сказители могут вносить изменения в текст, авторскую сказку создает конкретное лицо, не допускается  внесение изменений в текст)?

- На какие виды делятся народные сказки?

        

- Со сказками каких авторов мы начали знакомство на прошлом уроке? (зарубежных авторов)

- Какие авторы называются зарубежными? (авторы из других стран)

 - Каких зарубежных авторов вы уже знаете? (Ш. Перо, )

Задает вопросы, актуализирует знания учащихся

Отвечают на вопросы учителя о том, какие жанры произведений существуют, что они знают о сказках

III. Проверка домашнего задания.

Цель: выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения.

Викторина

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Красная шапочка»)

- Кто написал это произведение? (Ш. Перо)

- Сейчас мы с вами проверим, как вы знаете содержание произведения.

- Я буду задавать вопросы по рядам, а ваша задача - правильно на них ответить.

- Какой ряд ответит на большее количество вопросов, тот и победил.

Сл.3-10

1. Почему Красная Шапочка получила такое прозвище?

а) потому что она повязывала голову платочком красного цвета
б) потому что на голове она все время носила венок из красных цветов
в) потому что на день рождения бабушка подарила ей шапочку красного цвета, и с тех пор девочка всюду ходила в ней

2. Что мама попросила отнести Красную Шапочку больной бабушке?

а) ватрушки и капли в нос

б) блинчики и отвар с лечебными травами

в) пирожки и горшочек меда

3. Какого зверя встретила Красная Шапочка на лесной тропинке?

а) Медведя

б) Волка

в) Лису

4. Как Волк решил обмануть Красную Шапочку?

а) сказал, что он самый добрый волк на свете и что он никогда никого не ест

б) показал ей более длинную дорожку до бабушкиного домика
в) отправил Красную Шапочку домой, сказав, что сам отнесет бабушке пирожки и горшочек с медом

5. Как Волк обманул бабушку Красной Шапочки?

а) сказал, что он принес гостинцы от ее родных
б) переоделся доктором

в) притворился ее внучкой

6. Почему Красная Шапочка не сразу узнала Волка, когда пришла в дом к бабушке?

а) Волк залез под одеяло, надел бабушкин чепец и говорил тонким голосом
б) Волк надел маску

в) Волк спрятался под кровать, а под одеяло положил большую куклу

7. Как ответил Волк на вопрос Красной Шапочки: «Бабушка, а почему у тебя такие большие уши»?

а) «Пчела укусила за ухо»

б) «Распухли от болезни»

в) «Чтобы лучше слышать тебя, дитя мое»

8. Кто спас бабушку и Красную Шапочку?

а) охотники

б) дровосеки

в) дедушка

- Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы по произведению «Красная шапочка». Это означает то, что вы хорошо знаете содержание этой сказки.

Дает целевую установку: разделиться на три команды и принять участие в викторине

Делятся на три команды по рядам и участвуют в викторине.

IV. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока.

-Прочитайте названия сказок, записанных на доске, вам необходимо разделить их на две группы.

Сл.11

Петушок и бобовое зёрнышко      Дюймовочка

Лиса и журавль                                Русалочка

Гуси-лебеди                                      Гадкий утёнок

-На какие две группы можно разделить данные произведения?

- Чем отличаются народные сказки от авторских?

- Кто автор сказок во втором столбике? ( Г.Х. Андерсен)

- Сегодня мы познакомимся со сказкой Г.Х. Андерсена.

 Сл.12

- А как она называется вы узнаете расшифровав ребус. Вам необходимо убрать слог «ну» и «во» и прочитать, что получилось.

Нуприннуцеснуса нуна воговоровошивоне

- Что же в итоге у нас получилось? (Принцесса на горошине)

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи.

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач.

Определение темы и задач урока»

- Кто догадался, как будет называться произведение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке? («Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсен)

- Определим задачи урока:

- познакомиться с произведением Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине»

- отвечать на вопросы по содержанию произведения

- определить главную мысль произведения

- составить план сказки

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи.

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач.

V. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Подготовка к восприятию (рассказ об авторе)

-Сл.14

- Известный писатель Ганс Христиан Андерсен родился в Дании. Родители мальчика были обычные рабочие, но тем не менее любовь отца к литературе оставила свой отпечаток на жизни Ганса. Именно отец научил будущего сказочника чтению и письму.

- Когда отец умер, у Ганса не оставалось ничего больше, как пойти работать и помогать матери.

Сл.15

Работая с портным мастером, однажды он узнал, что в город приезжает театр. Писатель пробует себя в одной из ролей, где не надо было произносить ни слова. Этого хватило, чтобы Андерсен на всю жизнь полюбил театральную деятельность. Он посвящает время написанию текстов, сценариев и пьес.

Как известно, Ганс Христиан Андерсен один из самых известных сказочников. С начало переписывал сюжеты историй, которые когда-то ему рассказывала мать. Только через несколько десятков лет сказки известного сказочника стали читать детям на ночь, и передавать из поколения в поколение. Люди стали понимать, что за красивым сюжетом и описанием героев, стоит намного больше – смысл и мораль.

Сл.16

Самыми известными сказками Г.Х. Андерсена являются такие произведения как: «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Новое платье короля», «Гадкий утёнок». Сборник принёс ему славу.

Формулирует учебную задачу, даёт целевую установку, рассказывает учащимся об авторе произведения.

Слушают учителя, знакомятся с биографией автора.

Первичное восприятие текста

(читает учитель и дети)

- Откройте учебник на странице 197-ой.

- Я сейчас прочитаю вам данное произведение, а вы внимательно послушайте и подумайте почему же произведение называется «Принцесса на горошине»?

Осуществляет первичное восприятие произведения, читает текст сказки с целевой установкой.

Слушают чтение учителя, воспринимают художественное произведение на слух.

 Проверка первичного восприятия

- Почему данное произведение называется именно «Принцесса на горошине»?( оно о том как принц нашел настоящую принцессу с помощью горошины)

- Какой момент рассказа вам понравился больше всего? Почему?

- Какая часть рассказа вам лучше запомнилась?

- Какую картинку вы наиболее ярко представили, слушая рассказ?

- Кто из героев вам особенно понравился? Что вас в нем привлекло?

Проводит эмоционально- оценочную беседу, выявляющую отношение к прочитанному.

Высказывают свое отношение к прочитанному произведению.

Словарная работа

Сл.17

- В тексте сказки встречаются сложные для восприятия слова, непонятные вам. Значение данных слов мы сейчас и уточним.

Принцесса — 1. Титул представителя потомка монархов (королей, царей), наследник престола. 2. (иронич.) О том, кто чересчур привередлив, чувствителен к неудобствам.

Тюфяк — мешок, набитый сеном и служащий матрасом.

Перина — мешок, набитый пухом или перьями.

Кунсткамера — музей, собрание редкостей, диковинных предметов.

Гагачий пух- пух, собираемый в гнёздах птицы гаги

Почивать- то есть спать

Знакомит учащихся со значением незнакомых, трудных для восприятия слов.

Объясняют, уточняют значение сложных для восприятия слов.

Повторное чтение  (выборочное) и анализ произведения

(под рук.учителя)

- А сейчас мы с вами еще раз прочитаем сказку и ответим на вопрос, почему принц не мог так долго найти настоящую принцессу.  

- Поставили все пальчики, приготовились следить за чтением.

- И так ребята, с каких слов начинается сказка? (Жили были...)

- Что делал принц, чтобы найти принцессу? Прочитайте отрывок, где об этом говориться.

- Почему принц не мог найти себе в жены принцессу, ведь их было много? (потому что он искал настоящую принцессу, а всем чего-то не хватало)

- Найдите в тексте и прочитайте, как выглядела принцесса, которая постучала в ворота к принцу? (Но о боже в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по её волосам и платью на носки туфель и вытекали из-под каблуков)

- Прочитайте в тексте, какая погода была, когда принцесса постучала в ворота? (гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра)

- Выберите из текста отрывок, где говориться о том, как королева решила проверить принцессу. ( Там она сбросила с кровати одеяла и простыни и положила на голые доски горошину)

- Как вы думаете для чего королева придумала именно такое испытание? (чтобы проверить насколько принцесса нежная, чувствительная, терпеливая)

-Что ответила принцесса, когда её спросили, как она спала? (ей всю ночь что-то мешало )

– Чем закончилась сказка? (тем что, принц взял в жены принцессу)

-  Куда поместили горошину? (горошины закрыли в кунцкамере)

Ставит перед учащимися учебную задачу и контролирует ее выполнение; задает вопросы, развивает речь.

Отвечают на вопросы учителя, обращаются к тексту рассказа.

Идейно- тематическое  содержание сказки

- Какова основная мысль произведения? (В жизни можно искать чего-то , но не всегда находить , важно чувствовать душой, сердцем, глубоко и тонко воспринимать мир, принц объездил много  королевств в поисках настоящей принцессы, а нашел ее рядом, у себя дома.)

Подводит учащихся к первичному выводу об идейно-тематическом своеобразии произведения.

Отвечают на вопросы учителя, выявляют главную мысль произведения

Характеристика героев

- Как вы думаете, какая должна быть настоящая принцесса? (Опрятная, нежная, ласковая, тихая, кроткая, стеснительная, красивая). 

- В каком виде принцесса из сказки постучала в ворота к принцу? (мокрая, грязная, не похожая на настоящую принцессу)

- А какой на самом деле она оказалась? (как и подобает настоящей принцессе она была нежной, опрятной, чуткой, стеснительной и т.д.))

- Каким вы представили себе принца? (романтичным, нежным, чувствительным, добрым, который ищет любовь, счастье в жизни).

Организует описание характеристики героев сказки учащимися.

Дают характеристику героям сказки, отвечают на вопросы учителя.

ФИЗМИНУТКА

Обратите внимание на экран и повторяйте движения за героем мультфильма.

Осуществляет профилактику переутомления на уроке, показывает образец выполнения упражнений.

Выполняют упражнения вместе с учителем

VI.Закрепление изученного.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

 Составление плана сказки (деление сказки на смысловые части, озаглавливание частей)

- На сколько частей мы можем разделить эту сказку? (на 5 частей)

- О чем говорится в первой части сказки? (о том как принц искал настоящую принцессу)

- Как можно озаглавить эту часть? (В поисках настоящей принцессы)

- О чем говорится во второй части сказки? (о том, что однажды ночью в ворота постучалась принцесса)

- Как мы можем её озаглавить? (Нежданная гостья)

- О чем говорится в следующей части сказки? ( о том как королева решила проверить принцессу на подлинность)

- Как мы её можем озаглавить? (Проверка королевы)

- О чем говорится в четвертой части сказки? ( о том как принцесса жаловалась на беспокойную ночь)

- Как же мы может озаглавить её? ( Настоящая принцесса)

- И о чем же говорится в последней части сказки? (о том как принц взял в жены принцессу а горошину закрыли в кунцкамере)

- И как мы можем назвать эту часть? (Свадьба)

Ставит перед учащимися учебную задачу и контролирует ее выполнение, составляет совместно с учащимися план рассказа.

Устанавливают последовательность эпизодов, составляют план рассказа, осуществляют пересказ по плану.

Пересказ сказки по плану.

- Прочитайте план, который мы с вами составили.

План:

1) В поисках настоящей принцессы

2) Нежданная гостья

3) Проверка королевы

4) Настоящая принцесса

5) Свадьба

- Перескажите сказку по плану.

Ставит перед учащимися учебную задачу и контролирует ее выполнение, следит за пересказом учащихся.

Пересказывают сказку по плану

Работа для развития речи

- А сейчас мы с вами поработаем над развитием речи, выполнив некоторые задания.

Сл.18

- Сегодня мы рассмотрим фразеологизм «Принцесса на горошине». Данный фразеологизм означает чрезмерную нежность и брезгливость, ведь по сказке  Ганса Христиана Андерсена принцесса  была столь нежной, что почувствовала горошину сквозь 12 тюфяков и 12 пуховых перин.

Сл.19

 Перед вами слова из сказки, вам необходимо подобрать к ним антонимы

- Что такое антонимы? (противоположные по значению слова)

  Настоящая – фальшивая

  Горечь- радость

  Найти – потерять

  Дождь-засуха

  Истина- лож

- А теперь давайте к этим же словам подберем синонимы.

- А что же такое синонимы? (близкие по смыслу слова)

  Настоящая – фальшивая - натуральная

  Горечь- радость- разочарование

  Найти – потерять- обрести

  Дождь-засуха-влажность

  Истина- лож-правда

Дает учащимся задания на развитие речи: объясняет значение фразеологизма, просит образовать от данных слов синонимы и антонимы.

Слушают учителя, образовывают от данных слов антонимы и синонимы.

V. Итог урока

Цель: Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Обобщающая беседа

- С каким произведением мы сегодня познакомились? (Принцесса на горошине Г.Х. Андерсен)

- -О чем заставил задуматься автор произведения?

-Чему можно поучиться у  героев рассказа?

Задает вопросы с целью понимания изученного материала

Актуализируют знания, полученные в ходе урока,

Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: читать выразительно сказку Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине» на страницах 197-199.

Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, записывает домашнее задание на доске.

Усваивают необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания в соответствии с уровнем своего развития.

Рефлексия

- На столах у вас лежат карточки, в которых вам нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. Интересно

2. Скучно

3. Безразлично

1. Работал

2. Отдыхал

3.Помогал другим

1. Понял материал

2. Узнал больше, чем знал

3.Не понял

- А теперь покажите свои листочки, кто работал, кому было интересно, и понял материал.

Рефлексия деятельности учащихся на уроке.

Оценивают свою работу на уроке. Отвечают на вопросы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению, 1 класс, УМК Гармония Г.Х.Андерсен " Принцесса на горошине"

Познакомить учащихся с некоторыми биографическими фактами датского писателя Г.-Х. Андерсена и с его сказкой "Принцесса на горошине".Формирование умения учиться и способности к организации своей деятел...

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....

Урок чтения 2 класс Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Цели: познакомить учащихся со сказкой Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; учить находить главную мысль сказки, формулировать ее; расширять словарный запас учащихся; развивать мышление,...

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе на тему: Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Главная мысль сказки.

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе на тему: Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Главная мысль сказки.Познакомить учащихся с биографическими фактами датского ...

Конспект урока литературного чтения Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» ( УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые резуль...

Технологическая карта литературного чтения «Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»» ( УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над ...

Конспект урока литературного чтения «Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе работы над  произведением Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине» совершенствование навыков выразительного бе...