Урок литературного чтения в 3 классе.Творчество А.П.Чехова в произведениях «Степь», «Белолобый»,«Ванька».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сорокина Татьяна Валентиновна

Урок литературного чтения в 3 классе.Творчество А.П.Чехова в произведениях «Степь», «Белолобый»,«Ванька».

Цели урока:

 

1. Формировать умение вчитываться в речь автора, навык осознанного и выразительного   чтения; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; и находить   языковые средства выразительности.

2. Воспитывать бережное отношение к литературному наследию; умение работать в  

    команде; нравственные качества, культуру общения.

3. Развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию на вдумчивое чтение художественной литературы; наблюдательность, устную речь, внимание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: :«Творчество А.П.Чехова в произведениях «Степь», «Белолобый»,«Ванька»».

Цели урока:

1. Формировать умение вчитываться в речь автора, навык осознанного и выразительного    

    чтения; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; и находить  

    языковые средства выразительности.

2. Воспитывать бережное отношение к литературному наследию; умение работать в  

    команде; нравственные качества, культуру общения.

3. Развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию на вдумчивое

    чтение художественной литературы; наблюдательность, устную речь, внимание.

Задачи:

1. Образовательная: расширять представление о книгах, углублять знания учащихся;

2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное  

                                и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к творчеству писателей.

Оборудование: учебники литературного чтения, карточки для работы в группах,

                            дополнительные источники литературы, проектор, презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

 -  Поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь друг другу.    

2. Формулирование темы и задач.

На предыдущих уроках мы с вами знакомились с творчеством некоторых русских писателей. Давайте вспомним. Рассмотрите ленту времени и ответьте на вопрос. Кто из ивестных вам писателей мог быть современником А.П.Чехова?

        - Мы уже прочитали некоторые произведения А.П.Чехова. Сегодня мы вспомним его произведения, сравним их .

(На доске три листка - модели обложки.

Прикрепить заголовки)

3. Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова.

(Работа с высоко мотивированными детьми, развитие устной монологической речи.)

  • Ребята подготовили для нас небольшие сообщения о А.П.Чехове.

(Учитель заранее проводит с докладчиками подготовительную работу.)

              Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон Павлович зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.

              После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача Антон Павлович  приступил к врачебной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.

              У Чехова было плохое здоровье. Когда ему было 20 лет врачи поставили страшный диагноз- туберкулез .Он много времени проводил на лечении в разных городах-курортах.Из-за обострения болезни писатель едет в Германию.2 июля 1904 года Антон Павлович Чехова не стало. Официальной причиной смерти стал туберкулёз. Биография великого русского писателя закончилась на 44 году жизни.

б) Выставка книг А.П.Чехова.

4. Работа над произведениями “Степь”, “Белолобый”,“Ванька”.

1) Произведение “Степь”.

  - Это произведение – повесть. Мы читали с вами лишь небольшой отрывок.

  - О чём повествует нам этот отрывок?

  - Почему рассказ назван «Степь»? Что такое степь?

- Посмотрите на слайд. Это изображена степь. Как красива степь летом! Деревья в степи   не растут. Температура летом высокая, большинство дней ясные и солнечные. Осадки приходятся именно на теплое время года, их выпадает достаточное количество.

- Кто главный герой рассказа? Кто такой Егорушка?

- Какая история с ним приключилась?

- Какие явления природы описывает автор? (молния, гром, ветер, дождь)

-Прочитайте отрывок, который вам особенно запомнился.

-Можно с уверенностью сказать, степь – один из главных персонажей произведения. И, как всякий «персонаж», она живёт собственной жизнью, имеет свои черты и характеристики.

Для описания различных явлений природы Чехов находит свои краски и звуки. Меняется и настроение этого необъятного пространства.

Мастерство Чехова в изображении степи поистине уникально. Любое явление природы воспринимается им как живое существо.

3) Произведение “Ванька”.

- Теперь, давайте поговорим о  произведении «Ванька».

   Это произведение никого не может оставить равнодушным.

- Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена   обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое    господство над ними).

- Кто главный персонаж рассказа?

- Кто такой Ванька? - Это девятилетний мальчик, сирота.

- О чём этот рассказ? (о тяжёлой жизни детей)

- Кому писал письмо Ванька? Как он называет дедушку?

- О чём Ванька писал в своём письме?

- Как изменилась жизнь Ваньки после смерти матери?

- Как вы понимаете выражение “Ваньку спровадили”?

- Какая разница в значении слов “отправили” и “спровадили”? (Спровадили –    

   выпроводили, заставили удалиться. То есть он стал обузой, лишним, ненужным.)

- За что была выволочка Ваньке?

- Как кормят Ваньку?

- Спит ли Ванька ночью?

- Как к нему относятся подмастерья? (Бессердечные, грубые, злые, бездушные подмастерья)

- Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Рождество)

- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

  Характеристика главного персонажа.

- Давайте охарактеризуем главного героя, составим словесный портрет Ваньки Жукова.

Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.

- Поразителен талант мальчика, богатство его воображения, его наблюдательность, память, вместившая все впечатления детства.

- Мальчик сообразительный, активный и находчивый, хотя жизнь Ваньки в городе очень тяжелая, он не утрачивает живого интереса к жизни.

- Когда Ванька рассказывает о своей беспросветной жизни в учении у сапожника ,  появляются “ейный”, “харя”, “морда”, “трескают”. Грубый быт рождает и соответствующие слова. А воспоминания о жизни дома, в деревне, связаны с  прекрасным. И слова, в которые облекаются картины воспоминаний, — яркие, образные, светлые.

- Как Чехов относится к своему герою? С каким чувством он пишет о Ваньке? Писатель  явно любуется им.

(Включить отрывок мультфильма)

- А как вы относитесь к Ваньке?

- Представьте, что вы можете встретиться с Ванькой. Что бы вы ему сказали?

- Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?

- Как вы думаете, получит дедушка это письмо?

-А вы хотели бы, чтобы письмо дошло до    дедушки?

Давайте и мы представим такой поворот событий!

(Сценка двух почтальонов.)

1 почтальон: Смотри, какой странный адрес!

2 почтальон: Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!

1 почтальон: Да как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.

2 почтальон: Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?

1 почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.

К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.

- Итак. В своём рассказе Чехов нам показал тяжёлое положение крестьянства в царские времена, эксплуатация детского труда и жестокое обращение с детьми. Главная мысль рассказа "Ванька" - это показать безысходность и беспросветность детства ребенка из бедной семьи. 

*Физминутка.

4) Произведение “Белолобый”.

- О ком рассказывает автор?

- Как вы понимаете слово белолобый?

- Кого автор назвал Белолобый? 

- Какое настроение вызвал этот рассказ?

- Какой эпизод вас больше всего взволновал?

- Расскажите , как автор описывает волчиху?

- Почему автор использует слово «кушать»?

- Удалось ли волчице попасть в сарай и заполучить добычу?

- Дайте характеристику волчице. Какая она?

-Что почувствовала волчица, когда «волокла» свою добычу?

-Какое событие главное в этой части?

- Как выглядел Белолобый?

- Кто считает, что Белолобый глупый?

- Неужели щенок действительно очень глупый?

- Вам жаль волчицу? Почему?

- Удалось ли волчице добыть ягненка?  Почему?

- Почему волчица не съела Белолобого?

- Вот как Чехов умел писать о животном — его становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волков и не любит народ, но Чехов своим рассказом у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости.

-Кто из героев вам понравился и не понравился?  Почему?

- Написав рассказ « Белолобый » А. П. Чехов сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи. Он учит нас понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов «очеловечивает» животных (волчица думает, рассуждает), чтобы показать нам, что жестокость волчицы вынужденная.

7. Самостоятельная работа в тетрадях с печатной основой.

Стр. 107  задание 3 таблица

8. Подведение итогов.

- Посмотрите на последний слайд. Это памятник А.П. Чехову. (В разных городах и даже за пределами нашей страны)

- Всегда у любого памятника можно увидеть … (цветы, людей).

-Почему современные читатели обращаются к творчеству Чехова?

- Какие бы слова сказали о А.П.Чехове?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Начальная школа XXI века", урок литературного чтения 3 класс,"Творчество С. Есенина"

Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века», по теме «Творчество С. А. Есенина».Это урок обобщения  и проверки усвоения изученного материала  по пройде...

Урок литературного чтения во 2-м классе. «Красота зимы в произведениях русских поэтов. С. Есенин «Берёза»

Целью урока является формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки ан...

Урок литературного чтения "Дети в годы войны" 4 класс по произведениям Л.Кассиля

Урок  внеклассного литературного  чтения "Дети в годы войны" построен в виде игры "Умники и умницы"...

Урок литературного чтения 2 класс по А.П.Чехову "Белолобый".

Урок литературного чтения по А.П.Чехову "Белолобый". 2 класс...

Урок литературного чтения в 1 классе "Волшебная сила слов" (по произведениям В. Осеевой)

В жизни не всегда просто разобраться, как нужно поступить в том или ином случае. Научиться понимать самих себя, других людей нам помогают книги, в том числе и книги В.А.Осеевой....

Разработка урока литературного чтения по теме: «Квартет» И. А. Крылов. Инсценирование произведения. «Перспектива», 3 класс (С применением Сингапурских технологий)

.Цели:-уяснить с учащимися жанровую особенность произведения;- определить характеры героев, увидеть положительные и отрицательные их стороны.Задачи:- познакомить учащихся с литературным тропом «аллего...

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс «Творчество С.В. Михалкова. Хижина дяди Тома».

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс «Творчество С.В. Михалкова. Хижина дяди Тома»....