Альтернативное "чтение"
статья по чтению (4 класс)

Рысбаева Ирина Сергеевна

В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения:

- слушание аудиокниг,

- «чтение» картин,

- «чтение жестов»,

- «чтение нот» и т.п.

В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащийся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказывается  в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить его альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_alternativnoe_chtenie.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга

«Альтернативное  чтение»

                     

Рысбаева Ирина Сергеевна -

учитель-олигофренопедагог  

Санкт-Петербург

 2019

Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все её функции:

- коммуникативную;

- познавательную;

- регулятивную.

Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему – систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования. Эта система предусматривает формирования логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами  - самостоятельная ориентировка в системе знаков.

В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения:

- слушание аудиокниг,

- «чтение» картин,

- «чтение жестов»,

- «чтение нот» и т.п.

В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащийся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказывается  в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить его альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.

Обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «чтения»:

- «чтение» телесных и мимических движений;

- «чтение» изображений на картинках и картинах;

- «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений);

- «чтение видеоизображений» (видеофильмы, мультфильмы, документальные фильмы о природе, животных и т.п.);

- «чтение» пиктограмм;

- глобальное чтение;

- чтение букв, цифр и других знаков;

- чтение по складам и т.п.

Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Процесс «чтения» будет эффективным при условии систематичности (ежедневное чтение), выразительности и организации его как совместной деятельности учителя, воспитателей, помощника воспитателя и учеников.

Цель

  • максимальное включение обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития  в образовательный процесс через формирование доступных им видов деятельности.

Задачи: 

Образовательные задачи:

  • Формировать первичные представления учащихся о книгах, иллюстрациях, картинках;
  • Познакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать коммуникативную функцию речи обучающихся, удовлетворяя коммуникативную потребность;
  • Учить применять полученные знания и навыки в практической деятельности;

Воспитательные задачи:

  • Создать условия для взаимодействия педагогов, учеников и родителей.
  • Развивать эмоционально-эстетическое восприятие учащихся.

Предполагаемый результат:  

  1. Переход от достигнутого уровня вербальной и невербальной активности к более сложной.
  2. Перенос достижений в различные виды деятельности  в школе и дома.

Список литературы:

  1. Баряева Л.Б., Логинова ЕЛ., Лопатина Л.В. Я — говорю! М., 2007.
  2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб, 2011
  3. Кадакина Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / статья/www.isp.conference.kspu.ru
  4. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М., 2007
  5. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. М., Редкая птица, 2017
  6. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе. Учебно-методическое пособие.Форум, 2016.
  7. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., "Первое сентября", 2009.