Сочинение по картине И.И. Левитана "Вечерний звон"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Кобзева Ольга Александровна

Сочинение по картине И.И. Левитана "Вечерний звон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstupitelnoe_slovo.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: литературное чтение

Тема урока: «Сочинение по картине И.И. Левитана «Вечерний звон»

Цель: развитие речи

Задачи на уроке ставим вместе с учащимися:

  1. Обогатить словарный запас;
  2. Научиться использовать выразительные средства языка;
  3. Составить собственный рассказ по картине.

Вступительное слово.

     Сочинение по пейзажной картине – работа трудная для учащихся. Учителю важно не только помочь учащимся составить и записать сочинение по картине, но и позаботится об эмоциональном воздействии живописного полотна на учащихся, научить детей читать картину, осмысливать ее содержание. Чтобы решить эти задачи, я провожу работу работу над сочинением по художественной картине  в таком порядке:

  1. часть работы –это подготовка учащихся к восприятию картины.

     Важнейшим условием для правильного и глубокого восприятия картины может быть организация личных наблюдений детей. За урок до сочинения дети знакомятся с произведением замечательного поэта Ивана Козлова «Вечерний звон». Оно близкое по теме и созвучно содержанию картины.

- Давайте познакомимся с этим произведением

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я с ним, навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

Уже не зреть мне светлых дней

Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых

Тогда веселых, молодых!

И крепок их могильный сон;

Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!

Напев унылый надо мной

В долине ветер разнесёт;

Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он

В раздумье петь вечерний звон!

Из анализа стихотворения дети узнаЮт,

  1. Что вечерний звон - это начало вечерней службы, что с неё начинается православный суточный круг богослужения, узнают о видах колокольного звона (Благовесте, трезвоне, перезвоне, переборе и др.), а это связь с предметом «Основы мировых религиозных культур»)
  2. узнаЮт какими думами отзывается на вечерний колокольный звон лирический герой стихотворения Козлова
  3. на этом уроке обсуждаем, чем были полны для лирического героя дни юности
  4. что происходит в данный момент с героем, как меняется настроение (грусть, уныние)
  5. о чем грустит лирический герой (вечерний звон напоминает ему о проходящей жизни,  а воспоминание юности только усиливают тоску)
  6. Душа наполняется радостью и спокойствием, строки звучат плавно и торжественно. Стихотворение заставляет задуматься, склоняет к размышлениям о добре и зле, о жизни и смерти, о молодости и старости.

     Эти сведения помогают учащимся понять картину, установить причинно-следственные связи.

     Далее я рассказываю, что знаменитым стихотворение стало благодаря одноименному романсу, по настроению больше похожему на погребальную песню. Музыку к нему написал Александр Алябьев в 1830 году, приблизительно через 2 года после появления стихотворения.

Я даю прослушать аудиозапись этой песни.

После прослушивания задаю вопрос:

- Подумайте, каким чувством наполнена песня?

(Дети отвечают, делают выводы, что песня наполнена печалью, щемящим чувством тоски).

     Безусловно, известный русский художник И.И. Левитан не мог не слышать этой песни. Он написал картину с таким же названием – «Вечерний звон».

      На этом этапе я знакомлю учащихся с художником, даю небольшую справку о его творчестве. Перед выступлением подготовленного ученика с краткой справкой о  художнике, я даю установку подчекнуть 1-2 предложения, характеризующих художника. Эти предложения необходимы будут для написания вступления к сочинению.

Давайте и мы узнаем краткие сведения о творчестве художника. (зачитать)  

     Исаак Ильич Левитан – талантливый русский художник. Он считается выдающимся основоположником пейзажной живописи 19 века, одухотворенным мастером, который создаёт поэтический образ природы.  Его картины наполнены теплыми, мягкими тонами. Простые изображения русской природы несут покой, умиротворение и тихую радость созерцания. Работы художника восторженно были оценены современниками. Они считали, что картины Левитана – это пейзажи настроения с удивительно правдивой достоверностью. За время его творческой биографии Левитан создал тысячи картин и этюдов. Его работы можно с полной уверенностью считать эталоном в пейзажной живописи.

     Для того, чтобы познакомить ребят с творчеством художника я предлагаю им  посмотреть небольшой видеофрагмента, в котором демонстрируются картины Левитана. Давайте и мы полюбуемся его творчеством.

Видео с картинами 3 мин.

Вопрос:

-В каком жанре написаны эти картины?

-Как называют художника, который пишет пейзаж (-пейзажист)

Итак, ученики подготовлены к восприятию картины и следующий этап непосредственно рассматривание картины.

2. Рассматривание картины (слайд 3)

     Я предлагаю детям внимательно рассмотреть картину, полюбоваться ею, подумать над ее содержанием. Это очень важная часть урока. Именно в те минуты, когда дети всматриваются в картину, стараются понять её, произведение живописи выполняет свою главную функцию: воздействует на чувства, дает толчок воображению, развивает вкус. После детям хочется  задать вопросы, поделиться впечатлением, высказать свои догадки. Я даю возможность им высказать свои суждения, а затем приступаем к анализу картины. (итак, полюбуйтесь картиной 30 сек)

3. Анализ картины

     Основным методом анализа является беседа. Чтобы беседа достигла цели, необходимо вопросы сформулировать четко и ясно. Произведение искусства прежде всего воздействует на чувства человека, поэтому при анализе картины необходимо отталкиваться от эмоционального настроя, вызванного рассматриванием картины, первым впечатлением. Поэтому я у них спрашиваю:

-какое впечатление произвела на вас картина?

- какие чувства вызвала?

- чем понравилась?

Дети высказывают свои мнения.

Далее по вопросам:

- Какое время года изображено на картине? Какое время суток? Что на это указывает? (Летний теплый вечер. Солнце уже опустилось за лес, бросая последние лучи из-за горизонта и освещая монастырь, лес).

- Что еще изобразил художник? 

- по реке плывет паром, перевозящий людей на другой берег.

- монастырь, окруженный осенним лесом.

- храм, расположенный у излучины полноводной спокойной реки.

- высокое предзакатное небо, чисто и светло отражающееся в реке.

- горизонт, закрытый дубравой.

- люди, плывущие в храм к вечерней молитве.

-Опишите монастырь. Какое место в картине он занимает? (Широкая дорога ведет к монастырю, по ней идут богомольцы. Ворота в виде арки. Монастырь освещен последними лучами солнца. Над лесом возвышается колокольня. Художник изобразил монастырь в центре картины).

- Картина названа «Вечерний звон». А разве можно изобразить на полотне звук? Давайте войдем в картину.

Какие звуки мы слышим? (Колокольный звон, музыка ветра, пение птиц, шорох листьев, шум реки). (Стоит безветренный вечер: неподвижны цветы, трава, листья на деревьях, облака почти неподвижны, по реке легкая рябь от парома. Вода – это всегда звуки).

 4. Составление плана сочинения

Над планом сочинения можно работать коллективно. Работу проводить фронтальную. С ребятами мы вспоминаем, что сочинение должно содержать три части:

  1. вступление
  2. основная часть
  3. заключение

Далее следует напомнить, что пишем мы сочинение – описание. Написание такого вида сочинения должно быть подчинено схеме: Что? Какой?

Далее начинаем собирать материал для основной части сочинения.

 Я предлагаю рассмотреть передний план картины. Задаю детям вопрос «Что вы видите на переднем плане?» (слайд 4)

Далее рассматриваем центральную часть ( слайд 5)

На заднем плане (слайд 6)

Обычная речь человека звучит не так выразительно, как речь поэтическая.

Чтобы заполнить последний столбик таблицы, подобрать выразительные средства языка, которые помогут нам при написании сочинения, я предлагаю прочитать стихотворение Широких Олега Семеновича «Картина», которое было написано в г. Городец, в январе 2011 года.  Во время чтения стихотворения подчеркивайте фразы, отдельные слова, которые можно будет использовать при написании сочинения.

           

  Картина

«Вечерний звон» — картина Левитана,

 Где монастырь, затерянный в лесах.

 И звон его, малиново-медвяный,

 Светло и грустно тает в небесах.

 Простор реки под заревом заката

 С медлительным движением воды.

 Всё благостностью звона здесь объято:

 Заречный лес и ближние кусты.

 И к берегу приставшие две лодки

 (В одной — рыбак). Причальные мостки.

 Паром, скользящий по воде неходко,

 По глади перламутровой реки

 Везущий богомольцев из слободки.

 А звон церковный то звучней, то тише —

 К вечерней службе призывает он.

 Встань пред холстом и явственно услышишь

 Пленящий душу колокольный звон.

Светло и грустно тает в небесах

 Тот благовест, малиново-медвяный,

 Где приютился монастырь в лесах.

 «Вечерний звон» — картина Левитана…

  2011 г.                     Широких Олег  Семенович

- С помощью чего художник выражает отношение к увиденному? ( С помощью красок– теплых, нежных; оттенки зеленого, желтого, коричневого, розовато- сиреневого. Картина прозрачная.  Краски – это не только цвет, это основа выражения настроения, состояния, чувства. Только в цвете ощущается, как ложатся тени на землю, как прозрачна и спокойна река)

- Почему картина названа “Вечерний звон”? (Давайте снова войдем к картину, что мы услышим: вечерний звон сочетает в себе и звон колоколов, и звуки природы, и волшебную музыку души художника)

- Какие ощущения вы испытываете, когда слышите колокольный звон? (Когда бьют колокола, в душе возникает ощущение торжественности, величия, благодати)

- Какое настроение вызывает эта картина? (Когда я смотрю на картину, у меня возникает чувство спокойствия, умиротворения, ожидания чего-то светлого, доброго, хорошего).

     После того, как собран материал, я предлагаю каждому попытаться подумать над своим устным рассказом, используя слова – мостики для каждой части:

Вступление:

  • Перед нами картина замечательного художника_____(указать Ф.И. художника и название картины)
  • На уроке литературного чтения мы познакомились с великолепной картиной ___________(указать Ф.И. художника и название картины)
  • Картина (она) написана в жанре _______(указать жанр)

Основная часть:

На переднем плане картины:

  • На переднем плане картины мы видим_____(что?)
  • Путешествие в мир картины начинается с _______(чего?)
  • На переднем плане картины художник изобразил _____(что?)
  • На переднем плане художник выделил_____(что?) (каким-либо цветом (указать) и/или композиционно).
  • Прямо перед нами изображены____(кто/что?)

В центре картины:

  • В центре картины мы видим _____(кто/что?)__________какой?
  • Перед нами изображены ______(кто/что?)_______________какой

На заднем плане:

  • На заднем плане картины расположилось (используйте нужную форму) _______(что?/кто?)
  • Задний план занимает_____(что?)
  • Вдалеке открывается_____(что?)

Цветовая гамма:

  • Изображая ____(что?) художник использует огромную гамму цветов и оттенков. (Далее подробно описать цветовую гамму картины)
  • Поражают цвета на картине: ____(перечислить)
  • На картине преобладают ______(какие?) цвета. Это делает картину____(какой?)

Заключение

Какое настроение, эмоции вызывает у вас эта картина?

  • Когда я смотрю на картину ____(чью? + название), то вспоминаю____(что?)
  • Любуясь картиной, я почувствовал ____(что?)
  • Картина создает ____(какое?) настроение.
  • От этого полотна веет _____(чем?)
  • Художнику удалось гениально передать ____настроение.

Критерии оценивания сочинения:

  • содержание работы полностью соответствует теме;
  • содержание излагается последовательно;
  • работа отличается богатством словаря;
  • наличие разных предложений по структуре (простых и сложных);
  • наличие средств художественной выразительности;
  • отсутствие повторов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Критерии оценивания сочинения:

  • содержание работы полностью соответствует теме;
  • содержание излагается последовательно;
  • работа отличается богатством словаря;
  • наличие разных предложений по структуре (простых и сложных);
  • наличие средств художественной выразительности;
  • отсутствие повторов.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Критерии оценивания сочинения:

  • содержание работы полностью соответствует теме;
  • содержание излагается последовательно;
  • работа отличается богатством словаря;
  • наличие разных предложений по структуре (простых и сложных);
  • наличие средств художественной выразительности;
  • отсутствие повторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

Развивать умение составлять план сочинения; научить читать картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания, для реализации идеи; расширить лексику школьников, их кругозор; ...

Сочинение по картине

Презентация к уроку русского языка сочинение - описание по картине...

Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница"

Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница" в 4 классе. Конспект урока и презентация....

Сочинение по картине Шишкина "Зима". 3 класс.

В данной работе представлен конспект и презентация, которые помогают учителю быстро и качественно подготовить детей к сложной работе-написанию сочинения....

Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".

Сочинение по картине является одним из наиболее сложных видов творческой деятельности . На уроке дети учатся наблюдать, анализировать картину, раскрывать замысел художника и передавать свое отношение ...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

4 класс 2019-2020 Сочинение по картине И,Левитана "Вечерний звон"

Презентация к уроку Литературного чтения "Сочинение по картине И,Левитана "Вечерний звон"...