календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)

календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.chtenie_ktp_4_klass.docx46.55 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Литературное чтение

 4 класс (105 часа, 3 часа в неделю)

№ п/п

Дата

Наименование раздела (кол-во часов) и темы

Аргументация изменений

План

Факт

1.

Раздел 1: Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)

1.1

Введение. Знакомство с учебником по литературному чтению. Словарь.

2.

Раздел 2: Летописи, былины, жития (7 часов)

2.1

Из летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Нахождение  в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

2.2

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста  летописи  и исторических источников. Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

2.3

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.

2.4

«Ильины три поездочки». Герой былины-защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри».

2.5

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. Обогащение словарного запаса.

2.6

«Житие Сергия Радонежского». В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов.

2.7

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проект: «Создание календаря исторических событий».

Проверка навыка чтения

3.

Раздел 3: Чудесный мир классики (15часов)

3.1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.  Мотивы народной и литературной сказки. П.П. Ершов.

3.2

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»  Сравнение литературной и народной сказок. Наблюдение  за  развитием событий

3.3

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

3.4

А.С.Пушкин.«Няне». Авторское отношение к изображаемому.

3.5

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!» Составление  рассказа по репродукции картин известных художников.

3.6

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Наблюдение за выразительностью литературного языка.

3.7

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части, составление плана.

3.8

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

3.9

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение.

3.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Составление отзыва о произведении по плану.

3.11

Л.Н. Толстой «Детство». События рассказа Характеристика героев.

3.12

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Особенности басни, главная мысль. Составление плана произведения.

3.13

А.П. Чехов. Знакомство со статьёй М. Семановой о семье А.П.Чехова. А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа – герои своего времени.

3.14

А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста.

3.15

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка своих достижений.  

4.

Раздел 4: Поэтическая тетрадь (8 часов)

4.1

Поэтическая тетрадь. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.  

4.2

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». Определение средств  художественной выразительности в лирическом тексте.

4.3

А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения.

4.4

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»  «Где сладкий шепот…» Средства художественной выразительности в лирическом тексте.

4.5

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Прослеживание  изменений картин природы в стихотворении.

4.6

Н.А. Некрасов «Школьник». Приёмы интонационного чтения. «В зимние сумерки нянины сказки…» Средства художественной выразительности в лирическом тексте.

4.7

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина.

4.8

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка своих достижений.  

5.

Раздел 5:Литературные сказки (11 часов)

5.1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.  В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра

5.2

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Главные герои литературной сказки. Составление плана сказки.

5.3

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».  Сказка или рассказ. Наблюдение за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

5.4

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании произведения. Анализ поступков героев.

5.5

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Мотивы народных сказок в авторском тексте.

5.6

П.П. Бажов «Серебряное копытце».  Герои художественного текста Подготовка к пересказу.

5.7

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Мотивы народных сказок в авторском тексте. Работа с толковым словарём

5.8

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».Деление текста на части, составление плана.

5.9

С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование, выборочный пересказ

5.10

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

5.11

Сказки любимых писателей. Оценка достижений. Проверка навыка чтения.

6.

Раздел 6: Делу время – потехе час (7 часов)

6.1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.  Е.Л. Шварц«Сказка о потерянном времени». Характеристика главных героев. 

6.2

Е.Л. Шварц«Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Инсценирование произведения.

6.3

В.Ю. Драгунский«Главные реки». Особенности юмористического  текста.

6.4

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Определение отношения автора к событиям и героям. 

6.5

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка, герои произведения.

6.6

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Анализ поступков героев.

6.7

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».Оценка достижений.

7.

Раздел 7: Страна детства (6 часов)

7.1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.  Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

7.2

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Характеристика главных героев.

7.3

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий.

7.4

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».  Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения

7.5

М.М. Зощенко «Елка». Анализ поступков героев.

7.6

Обобщение по разделу «Страна детства». Оценка достижений.

8.

Раздел 8: Поэтическая тетрадь (4 часа)

8.1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». Тема стихотворений. Выразительное чтение.

8.2

Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Определение различных средств выразительности.

8.3

Тема детства в произведениях М. Цветаевой. М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Выразительное чтение.

8.4

Устный журнал «Поэтическая тетрадь». Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.

9.

Раздел 9: Природа и мы (12 часов)

9.1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение  человека к природе. Передача настроения с помощью интонации.

9.2

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Выборочный пересказ текста.

9.3

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Раскрытие смысла рассказа. Поступок как характеристика героя произведения.

9.4

А.И. Куприн«Барбос и Жулька». Анализ поступков героев.

9.5

М.М. Пришвин «Выскочка». Понимание нравственного смысла рассказа.

9.6

М.М. Пришвин «Выскочка». Пересказ произведения на основе плана.

9.7

Е.И. Чарушин «Кабан». Постановка  вопросов по содержанию прочитанного.

9.8

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части.

9.9

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

9.10

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Пересказ текста.

9.11

Проект «Природа и мы».  

9.12

Обобщение по разделу «Природа и мы».Оценка достижений.

10.

Раздел 10: Поэтическая тетрадь (8 часов)

10.1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Картины осени в лирическом произведении. Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

10.2

Картины весны и лета в произведениях С. Клычкова и Д. Кедрина. С.А. Клычков «Весна в лесу».

10.3

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Работа над выразительным чтением произведения.

10.4

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в лирическом произведении. Средства художественной выразительности.

10.5

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении

10.6

С.А. Есенин «Лебедушка». Выразительное чтение. 

10.7

Урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Чтение стихотворений наизусть.

10.8

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».Оценка достижений.

11.

Раздел 11: Родина (6 часов)

11.1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания И.С. Никитин«Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения

11.2

С.Д. Дрожжин«Родине». Авторское отношение к изображаемому.

11.3

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Понимание нравственного смысла произведения. Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».  Понимание содержания прочитанного.

11.4

Р.К  «Кто с мечом к нам придёт, от  меча и погибнет!» Понимание содержания прочитанного

11.5

Проект: «Они защищали Родину». Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение.

11.6

Обобщение по разделу «Родина». Оценка достижений

12.

Раздел 12: Страна Фантазия (5 часов)+3ч резерв

12.1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа

12.2

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

12.3

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Ответы на вопросы по содержанию произведения.

12.4

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

12.5

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».Оценка достижений

13.

Раздел 13: Зарубежная литература (12 часов)

13.1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Д. Свифт«Путешествие Гулливера».

13.2

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.

13.3

Г.Х. Андерсен «Русалочка» Авторская сказка. Рассказ о Русалочке.

13.4

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление текста на части.

13.5

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Иллюстрирование  понравившейся части. Выборочный пересказ.

13.6

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы.

13.7

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков.

13.8

М. Твен «Приключения Тома Сойера». 

13.9

С. Лагерлеф «Святая ночь».  Работа над содержанием.

13.10

С. Лагерлеф «В Назарете». Определение нравственного смысла произведения. Работа с иллюстрациями

13.11

Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений.

13.12

 По дорогам любимых книг. Урок-игра  «Литературные тайны».

13.13

13.14

13.15

Резерв

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Работа над выразительным чтением произведения.

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в лирическом произведении. Средства художественной выразительности.

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении

С.А. Есенин «Лебедушка». Выразительное чтение. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс

Содержит: основные разделы и темы изучаемого материала, характеристику  деятельности учащихся....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению УМК Школа России 1 класс

Календарно- тематическое планирование  по литературному  чтению УМК Школа России 1  класс...