средства художественной выразительности
методическая разработка по чтению (3 класс)
поиск средств художественной выразительности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В своем стихотворении "Летом" Саша черный широко использует различные средства художественной выразительности. Так уже в первых строчках он сравнивает Ветер с самолетом - это и сравнение и красочный эпитет, ведь эпитетом не обязательно должно быть прилагательное. Далее мы можем найти еще несколько эпитетов: студеный пруд, острый блеск солнца, гулкий всплеск. Также в этом стихотворении много примеров образных сравнений и метафор: тропинка бежит, грохочет дробь вальков, пруд - круглая чашка, тени вьются словно дым. Немало в этом стихотворении и примеров олицетворения: солнце брызнуло, тропинка бежит, рябинка не в ладу с ветром, тени вьются, лодка мелькнула. 1.Олицетворения:Утёс-великан,плачет,задумался,стоит; Тучка- ночевала,умчалась,весело играя.2.Использованы антонимы(контрасты): Ночь-утро;веселье-грусть ; великан утёс-маленькая тучка.3.Эпитеты:"золотая"-представление о задорном,игривом,нежном.Великан-громоздкий,могучий,сильный,мощный.Подробнее - на Znanija.com - https://znanija.com/task/21869835#readmore
Утро Солнышко жаркое, яркое, ясное, Вешнее, щедрое, чистое, красное Всходит над лесом густым и дремучим, Тёмным, тенистым, зелёным, могучим. День занимается звонкий, лучистый, Солнечный, светлый, хрустальный, игристый. Найди эпитеты к выделенным словам. Кто больше? Прочти стихотворение и подумай, какими ещё эпитетами можно описать дуб, сосну, ель, иву, берёзу, рябину и осину. Спор деревьев В лесу дремучем с давних пор Вели деревья разговор, Бесконечный, вечный спор. – Я, – хвалился дуб столетний, – Всех сильнее и заметней, Я могучий и тенистый, Величавый и ветвистый! А в ответ ему сосна: – Я стройна и зелена. Пела белая берёза: – Я светла и грациозна. Ель шумела: – Я красива. – Я нежна, – звенела ива. Но качались молчаливо Тонкоствольная рябинка И дрожащая осинка. Поиграй с друзьями. Кто придумает больше эпитетов, тот и выиграл. (Ответ-подсказка. Дуб: вековой, седой, густой, развесистый, раскидистый, величавый. Ель: вечнозелёная, высокая, серебристая, стройная, пышная. Берёза: белоногая , белоствольная, кудрявая, светлая. Осина: трепещущая. Сосна: дооблачная , прямая, медноствольная , гордая.) ЭПИТЕТЫ
У бабочки крылья, словно ладошки, Но не ловите летунью в ладошки. Коробочкой крылья у божьей коровки, Но не держите коровку в коробке. Сплетаются клеткой зелёные ветки, Но нету для птицы приятнее клетки. В пруду, как в кувшине, кувшинки большие. Оставьте кувшинки в этом кувшине. Жуки копошатся, бегут по травинке, По узкой и ровной жучиной тропинке. Они поспешают, наверно, домой. Им там хорошо. Им не нужен другой. Что с чем сравнивается? На что похожи? Кто первый догадается, на что похожи эти звери и предметы, и придумает для них сравнения, тот и выиграл. Верблюжьи горбы похожи на два …. Дождинки бьют по зонту, будто в …. Жёлудь в шляпке похож на …. Лёд прозрачный, как …. (Ответ: холма, барабан, человечка или гномика, стекло.) СРАВНЕНИЕ
Народные пословицы и поговорки построены на метафорах. Что ни пословица, то непременно метафора. Про упрямых говорят: «Нашла коса на камень». Болтуна и пустослова остерегут: «Слово не воробей, а вылетит – не поймаешь». Лентяю напомнят: «Лень прежде тебя родилась». Робкого подбодрят: «Глаза страшатся, руки делают». Пугливого успокоят: «У страха глаза велики». Про нерасторопного скажут: «Улита едет, когда-то будет». А копушу поторопят: «Семеро одного не ждут». Тому, кто желает невозможного, объяснят: «Близок локоть, да не укусишь». Прятки Слова сбежали из предложений и попрятались. Так …, что и яблоку негде упасть. Я живу совсем …, рукой подать, а он …, почти на краю света. Мне сказали: «Возвращайся …, одна нога тут, другая там». И я … сломя голову, во все лопатки. Речка такая …, что кобылке брод, курице потоп, а старому воробью по колено. Такую … сказал, просто курам на смех. Он … себя тише воды, ниже травы. Он всё … – держит ушки на макушке. Сапоги …, каши просят. Всё-то неумеха … шиворот на выворот. Найди пропущенные слова и поставь их на место. Метафора в поговорке сразу станет полной и понятной. (Ответ: тесно. Близко, далеко. Скорее, нёсся. Мелкая. Чепуху. Вёл. Слышит. Дырявые. Делает.) Загадки Без отгадки нет метафоры. Ответ сразу превращает загадочную фразу в метафору. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворечник, скворец) Стоят столбы белы, на них шапки зелены. ( Берёзы) По горам, по долам ходит шуба да кафтан. ( Овца) Как за нашим за двором висит ватрушка с творогом. ( Луна) МЕТАФОРА
Утро Солнышко жаркое, яркое, ясное, Вешнее, щедрое, чистое, красное Всходит над лесом густым и дремучим, Тёмным, тенистым, зелёным, могучим. День занимается звонкий, лучистый, Солнечный, светлый, хрустальный, игристый. Спор деревьев В лесу дремучем с давних пор Вели деревья разговор, Бесконечный, вечный спор. – Я, – хвалился дуб столетний, – Всех сильнее и заметней, Я могучий и тенистый, Величавый и ветвистый! А в ответ ему сосна: – Я стройна и зелена. Пела белая берёза: – Я светла и грациозна. Ель шумела: – Я красива. – Я нежна, – звенела ива. Но качались молчаливо Тонкоствольная рябинка И дрожащая осинка. У бабочки крылья, словно ладошки, Но не ловите летунью в ладошки. Коробочкой крылья у божьей коровки, Но не держите коровку в коробке. Сплетаются клеткой зелёные ветки, Но нету для птицы приятнее клетки. В пруду, как в кувшине, кувшинки большие. Оставьте кувшинки в этом кувшине. Жуки копошатся, бегут по травинке, По узкой и ровной жучиной тропинке. Они поспешают, наверно, домой. Им там хорошо. Им не нужен другой. Верблюжьи горбы похожи на два …. Дождинки бьют по зонту, будто в …. Жёлудь в шляпке похож на …. Лёд прозрачный, как …. Про упрямых говорят: «Нашла коса на камень». Болтуна и пустослова остерегут: «Слово не воробей, а вылетит – не поймаешь». Лентяю напомнят: «Лень прежде тебя родилась». Робкого подбодрят: «Глаза страшатся, руки делают». Пугливого успокоят: «У страха глаза велики». Про нерасторопного скажут: «Улита едет, когда-то будет». А копушу поторопят: «Семеро одного не ждут». Тому, кто желает невозможного, объяснят: «Близок локоть, да не укусишь». Так …, что и яблоку негде упасть. Я живу совсем …, рукой подать, а он …, почти на краю света. Мне сказали: «Возвращайся …, одна нога тут, другая там». И я … сломя голову, во все лопатки. Речка такая …, что кобылке брод, курице потоп, а старому воробью по колено. Такую … сказал, просто курам на смех. Он … себя тише воды, ниже травы. Он всё … – держит ушки на макушке. Сапоги …, каши просят. Всё-то неумеха … шиворот на выворот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-200662-1360581284.jpg)
Средства художественной выразительности речи
В презентации содержится материал для уроков литературного чтения и русского языка для 4 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/25/picture-447448-1561447790.jpg)
Средства художественной выразительности
В презентации перечислены основные средства художественной выразительности для начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/11/picture-378844-1420996774.jpg)
Средства художественной выразительности
Презентация по литературному чтению 4 класс на тему "Средства художественной выразительности". Краткое, лаконичное изложение материала по теме....
Средства художественной выразительности
Памятка для характеристики литературных произведений...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/14/picture-633657-1431630401.jpg)
Средства художественной выразительности на уроках литературного чтения
Одним из способов помочь ребенку повзрослеть, накопить речевой опыт является работа над средствами художественной выразительности на уроках литературного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/26/picture-657624-1440538364.jpg)
Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Известно, что младшие школьники воспринимают художественное произведение в первую очередь эмоционально, через призму своего жизненного опыта. Только планомерная работа на уроках по сочетанию эмоционал...