Средства художественной выразительности на уроках литературного чтения
статья по чтению на тему

Пахомова Татьяна Григорьевна

Одним из способов помочь ребенку повзрослеть, накопить речевой опыт является работа над средствами художественной выразительности на уроках литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Средства художественной выразительности на уроках

                               литературного чтения.

             (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение)

   Общеизвестно утверждение, что в процессе взросления и познания мира, ребёнок многое приобретает. Это и активная социализация, и интеграция в информационную структуру современного общества, а также приобщение к мировому опыту, накопленному человечеством за всю историю современной цивилизации.  Все вышеперечисленное считается благом и не безосновательно. Однако порой как-то забывается, что в процессе взросления ребёнок так же кое-что и теряет. Например, возможность безгранично фантазировать, впитывать любую информацию в больших, чем взрослый человек, объемах, нестандартный творческий подход к решению задач, а также неограниченное рамками уже усвоенных знаний мышление.

        Возможен ли компромисс? Возможно ли помочь ребёнку, проходящему процесс взросления, найти оптимальный вариант – много приобрести, потеряв как можно меньше? Современная педагогика зачастую  пытается ответить на подобные вопросы. Все больше появляется методик, разработок, накапливается опыт. Однако не стоит пренебрегать и хорошо проверенными способами, уже зарекомендовавшими себя во времени. Одним из таких способов является применение средств художественной выразительности на уроках литературного чтения. Условно применение средств художественной выразительности можно разделить на три этапа.

Выявление. На этом этапе самый важный момент – правильный подбор текстов. В начальной школе тексты для прочтения должны содержать средства художественной выразительности, основанные не столько на ассоциативном мышлении, сколько на ярких и запоминающихся образах, уже знакомых или доступных воображению ребёнка. Но необходимо учитывать, что в данном случае просто – не означает примитивно. Так как дети зачастую интуитивно сами используют подобные средства в разговорной практике, причем порой в довольно парадоксальной форме. Однако, выявить подобные художественные приемы в тексте для них может быть затруднительно. Так же для ребенка трудно различимы тонкости отличий, например, эпитета от сравнения, хотя вполне возможно, что неосознанно он применяет в своей речи оба средства. Такой подход важен потому, что на данном этапе задача учителя в основном состоит в том, чтобы объяснить – каким образом и для чего используются подобные средства не только в разговорном, но и в литературном языке. Дети неплохие творцы художественных приемов, усиливающих выразительность  речи (а также хорошо «микшируют» их). Поэтому задача учителя состоит (в том числе) в формировании методической базы для правильной «сортировки» этих средств перед их сознательным использованием.

       Разъяснение. На втором этапе задача учителя состоит главным образом в том, чтобы убедиться, что каждое художественное средство в прочитанном тексте было не только выявлено учениками, но и правильно ими понято. Задача эта довольно сложна, так как использование в литературном тексте подобных художественных приемов иногда  подразумевает автором использование одного или нескольких смысловых оттенков. А так же в силу задействования в процессе осознания этих приемов такого непростого инструмента как воображение или «представление» ученика. Поэтому важно учитывать и такой момент, как индивидуальные особенности восприятия информации у людей. Речь идет о превалировании одного канала восприятия – аудиального или визуального. Кому-то из учеников достаточно просто прочитать текст и внутреннее видение «нарисует» правильную картинку, а кому-то из них необходимо интонационное выделение художественного приема. Поэтому в некоторых случаях для разъяснения применения средства выразительности  прочтение учителем текста – лучший выбор.

         На этом этапе также начинается постепенное обучение самостоятельного применения учениками средств художественной выразительности – таких как подбор похожих по смыслу к оригиналу слов или словосочетаний. Для успешного обучения в этой фазе необходимо задействовать обучающие связи с другим предметом – предметом родного языка. Имеется в виду использование накопленного лексического,  грамматического и фонетического знания.  Уместность использования в одних средствах прилагательных, а в других существительных (например) невозможно донести без знания предмета.

        Не лишним будет упомянуть, что именно на данном этапе задача учителя заключается в начале закладывания плавного перехода с яркого, предметного, иногда парадоксального но «детского» уровня владения учениками средствами художественной выразительности к взрослому – ассоциативному и многоуровневому. Желательно с сохранением уже сформированной индивидуальности восприятия.

        Применение. Как правило, процесс любого обучения строится по схеме «от простого к сложному», но в случае успешного применения средств художественной выразительности этот процесс отличается от стандартного. Нередко «простая» на первый взгляд конструкция метафоры, к примеру, на поверку оказывается самой сложной для восприятия. А легкий при прочтении эпитет может стать «крепким орешком» для правильного осознания. Поэтому задача учителя на этом этапе заключается в первую очередь в правильном подборе методического материала, а также в правильной и четкой постановке учебной задачи перед прочтением этого материала. Это так сказать «тактические» цели уроков. «Стратегическое цели» – планы уроков на четверть, полугодие и годовые планы преследуют цели  всеобъемлющие – объяснить ученикам преимущества, которые дает им уверенное владение средствами художественной выразительности при прочтении и самостоятельном применении.  

        Преимущества же очевидны. Развитие творческого мышления и как следствие умение мыслить нестандартно при решении любых задач. Долю креативности в успешной социальной адаптации тоже трудно переоценить, а именно креативность при общении хорошо развивает умение образно мыслить. Нельзя также не упомянуть об упрощении восприятия всего культурного фонда, накопленного человечеством за всю историю  существования.  Ибо средства художественной выразительности – это как еще один международный язык. Язык, на котором говорят и думают все творческие люди планеты.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над образом-пейзажем в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения

Несколько лет темой моего исследования была "Система работы на образом-пейзажем в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения". К результатам данной работы можно отнес...

" Методы и приемы работы по анализу художественного произведения на уроках литературного чтения"

Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.Большую роль играет методика ...

Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Известно, что младшие школьники воспринимают художественное произведение в первую очередь эмоционально, через призму своего жизненного опыта. Только планомерная работа на уроках по сочетанию эмоционал...

Формирование читательской компетентности у младших школьников через использование разнообразных приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературного чтения

Актуальность темыОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследованияВывод...

Средства художественной выразительности 4 класс Литературное чтение

Средства художественной выразительности 4 класс Литературное чтение...

Использование приемов художественного мышления на уроках литературного чтения как способ развития эстетического отношения к миру у младших школьников

Предложенные приемы художественного мышления представляют эффективные формы работы по развитию эстетического отношения к миру и могут стать одним из приемов комплексного анализа поэтического произведе...