" Методы и приемы работы по анализу художественного произведения на уроках литературного чтения"
статья по чтению по теме

 

Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.

Большую роль играет методика работы с текстом. Поэтому в своей работе я раскрыла значение и методику анализа художественного произведения, рассказала о методах и приёмах работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

              Цели и задачи курса литературного чтения.

Курс литературного чтения призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь Сюжетно-информационная сторона текста. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на двух ведущих принципах: художественно – эстетическом и литературоведческом.

Художественно – эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что   перед ними не просто познавательные и интересные тексты, а именно произведения  словесного искусства. Которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют у ребёнка собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно – художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Литературоведческий принцип противопоставляет лингвистическому анализу текста, имевшему место в начальном обучении, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства  художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению элементов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен производиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит своё выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни. При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея. Художественная форма, композиция.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.

Программа по чтению чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать,  выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при  чтении. Разбирая произведения, дети учатся переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

При обучении чтению знания детей должны пополняться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительно-выразительных средствах языка (о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем больше наслаждения художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребёнка воссоздать словесные картины, соответствующие авторскому тексту.

            Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение основных задач:

  1. развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  2. учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  3. развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушателя произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  4. формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей. Создателей произведений словесного искусства;
  5. обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  6. формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  7. обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  8. расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по тематике и содержанию. Обогащать познавательный опыт ребёнка;
  9. обеспечивать развитие речи ребёнка и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  10. работать с различными типами текстов;

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении.


     Основные этапы работы над произведением

Уроки чтения и развития речи должны, прежде всего, решать две задачи: нравственное воспитание и совершенствование навыков чтения  и речи учащихся.

Учитель должен, прежде всего, определить идею произведения и в соответствии с нею наметить конкретную цель урока и его план. Ведь на самом уроке стержнем, его лейтмотивом будет выяснение идеи произведения.

Если тема произведения – это ответ на вопрос, о чём пишет автор, то идея – это главная мысль произведения, оценка жизни, событий, героев в свете миропонимания, взглядов самого автора. Она не преподносится как нечто готовое, требующее запоминания. Этот вывод, к которому писатель подводит нас всем развитием сюжета. Идея, основная мысль произведения, есть в каждом художественном произведении.

 Н. Артюхова «Большая берёза»: мама помогает своему ребёнку лучше других.

К. Паустовский «Подарок» : природа и люди живут по своим законам.

Л. Толстой «Прыжок» : самообладание и находчивость – необходимые качества человека.

В. Одоевский «Городок в табакерке»: человек может разобраться во всём, нужно только учиться.

К. Чуковский «Федорино горе»: во всём всегда должен быть порядок.

Часто идейная сущность передаётся в заглавии («Волшебное слово») или в концовке произведения. Иногда достаточно подумать над вопросом: чему учит произведение? Что хотел сказать автор читателю?

Когда определяется тема и идея произведения, то становится ясной воспитательно-образовательная цель урока. Воспитательную цель чтения на уроке трудно определить как достижение законченного результата. Воспитание убеждений, нравственных качеств и норм поведения – длительный процесс. Нельзя путём чтения одного рассказа ( В. Осеева «Синие листья») «воспитать чувство дружбы и товарищества», но можно дать конкретное образное представление о том, как не поступают настоящие товарищи.

Чтение рассказов о природе имеет своей целью не только получить интересные сведения о животных и растениях, но и пробудить живую любознательность и вызвать желание вмешаться определённым образом в жизнь природы.

Большинство рассказов о современной жизни мы читаем, имея в виду цели такого характера: возбудить интерес, помочь разобраться, вызвать чувство уважения.

Тематическое расположение материала в книгах для чтения помогает определить направления воспитательной работы при чтении ряда произведений. А на каждом уроке, ставя конкретную цель соответственно материалу чтения. Для правильного выбора цели урока необходимо, во-первых, глубоко понять идейную направленность произведения, во-вторых, представить себе предполагаемую эмоциональную реакцию детей при чтении данного произведения.

Например , произведение Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» знакомит детей с красочным миром весенней природы, проникнуто глубоким уважением к крестьянству, будет вызывать яркие образные представления и добрую улыбку. Чтение его вызывает интерес к животным и одобрение поступка Мазая. Сообразно этому цель чтения – оживить интерес к родной природе, вызвать желание по – хозяйски, заботливо относится к ней. Для детей, читающих «Деда Мазая…», важным требованием является развитие самостоятельности в работе над текстом и укрепление навыка выразительного чтения. Данное произведение позволяет над этим работать. Его характер, таким образом, даёт возможность определить конкретные обучающие цели: совершенствование умения строить картинный план с подписями словами текста на основе самостоятельного чтения, самостоятельная подготовка к выразительному чтению отрывка.

Иначе строить урок по рассказу К. Паустовского «Прощание с летом» - это образец лирической прозы, в отрывке нет сюжетного действия, описание имеет эмоциональный характер, изобилует образами. Цель урока: дать детям понять особенности художественного описания природы и пробудить стремление чуткого отношения к его красоте. Цель в развитии навыков – дать литературоведческие сведения о средствах художественного  описания (эпитеты, сравнения, образные описания природы). И план урока строится сообразно этим целям.

  1. Подготовка к воспитанию (экскурсия викторина беседа об авторе показ диафильма)
  2. Первичное чтение произведения учителем. Проверка качества восприятия.
  3. Вторичное чтение текста учащимися и анализ содержания

         -   выяснение конкретного содержания 

        выяснение мотивов поведения действующих лиц и их харак                      терных черт.выяснение идейной направленности

  1. Задания синтетического характера над произведением

- Творческий пересказ

- Словесное рисование эпизода

- Составление диафильма

    5.  Обобщение по прочитанному

     Общеизвестно требование: каждый урок должен совершенствовать умение детей. Под умением читать, надо понимать не только овладение техникой чтения. Для характеристики полноценного читателя не достаточно только понимать прочитанное. Умение читать обязательно включает в себя возникновение того или иного отношения, как к самому произведению так и к той действительности которая в нем изображена. А это – высшее умение обнаруживается уже в начальной стадии образовательного навыка чтения. Дети, читая рассказ В. Осеевой «Сыновья» переживают сложный комплекс чувств и мыслей: задумываются над словами старика: «Я только одного сына вижу», определяют свое отношение к действующим лицам рассказа, ставят вопрос о своем поведении в реальной действительности.

      Конечно, полноценное восприятие прочитанного возможно только на базе прочного навыка чтения позволяющего быстро и полно воспринимать содержание. Обязательно надо предупреждать  ошибки в чтении. Это слоговое чтение трудного слова. Это проговаривание его в беседе до чтения. Это и конкретные технические задачи для подготовительного чтения типа: найди слова из пяти и более слогов, прочитай их шепотом и расставь ударение

      Громкое чтение в виде полноценного первичного знакомства со всем содержанием в виде выборочного чтения на всех этапах урока должно иметь место. Выделяют основные мысли – перечитывают предложение; готовятся к пересказу – выразительно читают слова и выражения, которые желательно в него включить, анализируют план, составленный самостоятельно – иллюстрируют один из заголовков соответствующим отрывком, отчитываются за самостоятельную работу по заданию – иллюстрируют ответ чтением.

  Чтение про себя обязательно сопровождается самостоятельной работой, всегда интересной  и достаточно сложной. Именно на базе самостоятельной работы над текстом ведётся анализ произведения, строится беседа.

Прежде всего, надо помнить, что бесе6да всегда диалог, в котором вопросы ставит не только учитель, но и учащиеся. Цель беседы в отношении художественного произведения – добиться отчётливого, глубокого понимания детьми авторского замысла и помочь им выразить своё отношение к прочитанному. В центре беседы – выявление идейного содержания и формирование его главной мысли.

После чтения научно – познавательной статьи беседа объясняет все частные выводы, сделанные при разборе прочитанного по частям, и подсказывает детям пути применения к жизни знаний, полученных из статьи.

Часто во время беседы возникают новые проблемы для обсуждения, ставятся вопросы для установления причинных связей (психологических, социально-исторических), даются сопоставления с другими произведениями на ту же тему. Например, при обсуждении сказки к. Паустовского «стальное колечко» прежде всего надо выяснить, почему Варюша не уехала из родной деревни, составить рассказ о девочке. А на итоговом уроке по произведениям К. Паустовского предложить для обсуждения вопрос: в чём проявляется любовь к Родине у героев К. Паустовского.

Беседа – всегда диалог, в основе которого лежит система вопросов. Вопросы по их направленности можно разделить на следующие группы. Например, сказка К. Чуковского «Федорино горе»:

  1. Выяснение, как поняли дети фактическое содержание (Когда горе случилось у Федоры?).
  2. Выяснение представлений детей о данном факте (Какая посуда убежала от Федоры?).
  3. Выяснение различных связей: причины и следствия, сходства и контраста, временных связей (Почему посуда убежала?).
  4. Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям (Кто виноват в горе Федоры?).
  5. Вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом учащихся (Всегда ли бережно вы относитесь к своим вещам?).

6.  Вопросы, привлекающие внимание детей к языку и художественным особенностям произведения (Выделите слова, показывающие движение посуды).

Беседы не должны быть длительными, многовопросными. Важно, чтобы дети ощущали плодотворность беседы, видели, что она помогла что-то выяснить, чему-то научила. Только тогда, на протяжении всего урока чтения, дети будут работать: и читать, и думать.

Далее идёт самый длительный этап – анализ произведения. Рассмотрим ещё один пример: очерк И. С. Тургенева «Осенний день в берёзовой роще».

Цели урока: раскрыть особенности художественного описания природы; воспитывать у детей желание наблюдать природу в разные времена года, учить чуткому отношению к природе; обучать пересказу, близкому к тексту.

  1. Сообщения учащихся о наблюдениях за погодой в прошедший день.
  2. Чтение очерка про себя и подготовка ответов на вопросы: В чём особенность погоды, описанной Тургеневым? Какие картины вы увидели вместе с писателем?
  3. Чтение вслух с анализом художественных средств. Какое время года описано? В чём проявилось непостоянство погоды? Нарисуйте словами две картины неба. Что писатель говорит о шуме листвы в разные времена года? Почему? Перечитайте отрывок про себя и подготовьтесь пересказать его близко к тексту. Выделите глаголы, описывающие осенний дождь. Почему автор употребляет данные глаголы? Какие слова указывают на то, что дождь был мелким, кратковременным? Почему в Березовой роще не было слышно птиц? С чем сравнивается голосок синицы?
  4. Самостоятельная работа по вариантам. Перечитайте текст и приготовьте подробный пересказ на темы: «Картины осеннего дня во время тёплого солнечного сияния», «Картины осеннего дня во время дождя».
  5. Подробный пересказ текста.
  6. Обобщение учителя об авторе очерка. Как видите, согласно идее произведения и цели урока, анализ самого текста, его языка составил центральную часть урока. Анализ начат на основе самостоятельной работы, более детальный – в процессе чтения вслух под руководством учителя.

Обобщающая беседа стала синтезом всей аналитической работы. Беседу нельзя превращать в назидание, поучение. Она должна быть построена так, чтобы дети сами обсудили своё отношение к прочитанному и к той действительности, о которой оно нам напомнило. Все виды занятий должны вести читателя самым эффективным путём к выделению главной мысли, к определению своего отношения к прочитанному.

      

                                 

                         

          Анализ содержания художественного произведения

В начальной школе очень важно учить детей полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора. Выражать собственное отношение к этой позиции.

Анализ произведения должен строится на научных основах, исходя из природы литературы как искусства.

Основные принципы анализа сводятся к следующему:

 Цель анализа художественного произведения – осознание его идеи, то есть отношение автора к тому, что он изображает, оценки изображаемого. Следовательно, анализу подлежат текст произведения, изображение жизненного материала, а не сама жизнь. Опираясь на непосредственное восприятие произведения учащимися, анализ должен корректировать и углублять это восприятие. Обсуждению на уроке подлежат мотивы, обстоятельства, последствия поступков героев. Описание внешности персонажей их переживаний, размышлений, особенности композиции. Все элементы произведения рассматриваются не сами по себе, а в их отношении к идее. Так как идея раскрывается в выборе изобразительных средств языка, построении предложений, образах героев. Очень важно не  ограничиваться воссозданием портретов персонажей, констатацией мотивов поведения действующих лиц, составлением плана произведения. Нужно, чтобы школьники задумались, зачем дан портрет, как в нём выражается отношение автора к герою, как оценивает автор поступки персонажей, почему именно так построено произведение.

Рассмотрим например, как идея рассказа раскрывается через его композицию. Два рассказа: «Котёнок» Л.Толстого и «Плохо» В. Осеевой

В основу произведений положена одна та же ситуация: собака нападает на котёнка, но на этом сходство рассказов заканчивается. В. Осеева не знакомит читателей с предысторией событий. Для неё не важно, чей котёнок, как он оказался рядом с разъярённой собакой. Рассказ начинается с описания события: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро.

Произведение Л. Толстого построено иначе. Писатель рассказывает о том, как они играли с ним. Заботились о нём. Этому посвящена  вся первая часть рассказа. И только во второй части описывается основное событие. Зачем нужно было такое длительное вступление7 для Л. Толстого принципиально важно, что дети взяли в поле любимое живое существо и забыли о нём. В том. что случилось с котёнком, их вина. Идею рассказа можно выразить словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

Анализ художественного произведения должен учитывать жанровые особенности произведения, исходя из внутренних законов жанра. Например, основу рассказа как эпического произведения составляет изображение персонажей, действующих в определённых обстоятельствах. Автор выражает своё отношение к жизни не прямо, а опосредованно, через описание поступков, переживаний, размышлений героев.

Например, восприятию произведений, раскрывающих процесс становления характера героя ( Н. Носов «На горке», «Заплатка»), поможет анализ композиции. Можно использовать такой приём, как составление плана. Это позволит установить причинно-следственные связи между эпизодами, проследить развитие образа персонажа. При изучении рассказов, основу которых составляет одно событие, раскрывающие жизненные позиции героя, анализировать композицию нецелесообразно. Лучше использовать приём словесного рисования, позволяющий воссоздать в воображении картину жизни, проникнуть в эмоциональную тональность произведения, понять позицию каждого героя.

Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию ребёнка, формировать у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы.

Структурными элементами анализа художественного произведения являются:

  1. Определение жанровой разновидности произведения (рассказ, стихотворение, басня, былина, сказка…).
  2. установление темы произведения.
  3. Восстановление сюжета:

        а)  пролог, экспозиция – вступительная часть литератур                     ного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются дальше;

                       б)    завязка – начало, исходный пункт каких-либо событий, действий;

                       в)   развитие действий (событий о которых идёт речь);

                      г)  кульминация – точка высшего напряжения, подъёма, развития чего-либо;

                      д)  развязка – конец, завершение событий, ситуаций

                      е)  эпилог (иногда) – заключительная часть литературного произведения.

              4.  Раскрытие композиционных особенностей текста.   Существуют следующие виды композиций:

  1. Последовательное повествование; развёрнутое повествование в хронологической последовательности включает в себя все компоненты сюжета,  свёрнутый тип такой композиции содержит большинство компонентов;
  2. Повествовательно-описательная композиция позволяет автору подробно развернуть отдельные. Наиболее существенные с его точки зрения компоненты сюжета, включить в него описания и объяснения явлений;
  3. Диалоговая, драматургическая композиция. Даёт сюжеты как сценки из жизни героев, авторский текст при этом выступает как ремарка, поясняющая действия и характеры. Подсказывающая особенность реплик;
  4. Непоследовательное повествование с разрозненной композицией, лирическими отступлениями, вставками.

 Самым доступным типом композиции является последовательное повествование, так как, следуя за ходом развёртывания сюжета, ребёнок осваивает логику произведения в целом. Такую структуру имеют многие произведения: «Страшный рассказ» Е.Чарушина, «Знакомые следы» Е. Пермяка и другие. На этом типе композиции легче проводить обучение детей полноценному пересказу.

Повествовательно-описательный тип поддаётся как полному, так и частичному пересказу, словесному рисованию эпизодов: «Приспособился» В. Бианки, «Славка» Е. Пермяка, «Корзина с еловыми шишками» К. Паустовского.

Творческих подходов к себе требуют диалоговая и сказовая композиции: чтения в лицах, драматизация, пересказ с изменением лица рассказчика, составление и разыгрывания сценариев, кадров фильма. Постановки живых картин.

5.  Составление описания художественных образов произведения:

  1.   Портрет (изображение основных черт внешности и характера героя)
  2.   Речь
  3.   Поступки (мотивы их поведения, чувства и мысли)
  4.   Отношения (автора к герою и других действующих лиц

    и героя к окружающим)

  1.   Образ – пейзаж
  2.   Событие – интерьер  

6.  Провести анализ языка (трудные слова для чтения или для понимания слова, образные выражения, ключевые слова и выражения)

  1. Формирование идейных выводов произведения.  

        

               Методика чтения рассказов

Одним из самых распространённых в детском чтении жанров литературы является рассказ. В книгах «Родная речь» он составляет примерно 30% учебного материала.

В основе рассказа для детей лежит повествование о каких-либо событиях действительности, то есть главным, устойчивым признаком жанра считается определённым образом организованный сюжет – осознанная и воплощённая писателем в произведении система событий, которой раскрываются конфликт и характеры в определённых условиях социальной среды. Повествование в рассказе представлено в небольшом объёме, обеспечивающем тематическую однородность произведения, ограниченное число действующих лиц, единство и замкнутость действия. Жизненный эпизод, избранный писателем для детского произведения, отличается, как правило, отчётливым идейным смыслом.

Таковы константные признаки жанра. Уже они дают понять, что рассказ полезен и удобен, как учебный материал по чтению. Жанр, обладающий большой художественной ёмкостью, позволяет писателю, высветив характерное явление действительности, познакомить с ним читателей. Этот жанр позволяет организовать целостное, полное, эмоциональное восприятие произведения. Жанровая специфика рассказа соответствует запросам юного читателя. Если учесть интерес младших школьников к разным сторонам жизни, то проблематика художественного рассказа удовлетворяет их любознательность. Детей увлекает подробное развитие действия, другие эмоционально – окрашенные компоненты сюжета. Несомненно, воспитательную пользу приносит анализ отношений участников событий, характеристика персонажей. Заинтересованные темой и непосредственно сюжетом, учащиеся стремятся обязательно прочитать произведение до конца. Работу над рассказом я строю по следующей схеме:

  1. Вводная беседа. Подготовка к восприятию текста.
  2. Первичное чтение произведения учителем. Проверка качества восприятия текста

-  Какой момент рассказа вам показался наиболее интересным? Почему?

-   Кто из героев вам особенно понравился? Что вас привлекло в нём?

 -   Когда вам было особенно радостно или грустно?

  1.  Вторичное чтение текста учащимися и анализ содержания произведения в единстве с его художественными особенностями. Виды анализа текста:

                                    а)  стилистический анализ;

                                    б)  проблемный анализ;

                                     в)  анализ развития действия;

                                     г)  анализ художественных образов.

Основные направления анализа текста: выяснение конкретного смысла (развития действия, сюжета), композиции произведения, мотивов поведения действующих лиц и их характерных черт, идейной направленности (основной мысли).

В процессе анализа использую следующие виды работ с текстом:

а) выборочное чтение;

б)  ответ на вопросы своими словами;

в)  постановка вопроса самими учащимися;

г)  иллюстрирование текста;

д)  составление плана произведения.

  1. Задания синтетического характера по произведению:
  1. Творческий пересказ;
  2. Частичный или выборочный пересказ;
  3. Словесное рисование;
  4. Составление диафильма;
  5. Экранизация;
  6. Драматизация;
  7. Музыкальное иллюстрирование произведения.
  1. Обобщение по поводу прочитанного.
  2. Задание на дом.
  3. Итог урока.

Для примера я взяла «Страшный рассказ» Е. Чарушина. В этом рассказе ярко выражены все элементы сюжета: завязка – начало (Петя и Шура остались одни на даче), развитие событий (стало темно, кто-то шуршит, ползает в коридоре), кульминация – наивысший момент в развитии действий (кто-то так отчётливо топает за дверью, что мальчики сильно напуганы, готовы заплакать), благополучная развязка – исход событий (пришли родители, отыскали ежа), эпилог (сообщается о дальнейшей судьбе ёжика).

Композиция сюжета – последовательное повествование, о событиях рассказывается в порядке их естественного хода. Такое построение удобно для полного свободного пересказа.

Сюжет занимателен: в основе его лежит тайна. Неизвестные звуки пугают детей, которые остались одни на даче. Такой сюжет держит внимание в напряжении. До времени не следует раскрывать тайну «страшного» рассказа, ведь развязка в последней части.

Герои произведения, очевидно, дошкольники, братья или друзья. На это указывает лексика в начале рассказа: сами разделись, умылись, легли в постельки, а также речь детей. Один чуть старше, более выдержан. Повествование о том что с ним случилось, идет как будто от их лица автором применена несобственно прямая речь.

Язык автора и персонажей прост, трудных слов не содержит. «Словарными» могут быть бытовые слова: дача, чулан. Их значение нужно уточнить в ходе беседы по содержанию.

Идейный смысл произведения можно выразить пословицей: «У страха глаза велики» Страх – ведущее чувство в первых двух частях рассказа. Мальчики уговаривают себя: «тигров не боимся», «людоедов не боимся» но от таких мыслей еще больше боятся. От страха или по тому что малы они и разговаривать стали неправильно: «Не пыхчи», - говорит Шура Пете. –«Я не пыхтю» В этих эпизодах сочетается таинственное страшное и смешное.

Переданы эти чувства не только через лексику, но и через синтаксис. Фразы короткие отрывистые: «Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно».

В первой и во второй частях встречается более десятка многоточий. За этим знаком – неизвестность недоговоренность. Чтение такого текста требует психологических пауз и таинственного тона.

В третьей части ведущее чувство – радость удивления и открытия: «Смотрят – да это ежик! Он верно из леса забрался в дом».

В целом можно сказать, что это нравоучительный юмористический  рассказ,  так как он о поведении героев в комической ситуации.

Выводы по рассказу поучительны для маленьких читателей: боишься тогда, когда не знаешь, узнай, чтобы не бояться.

            Методика чтения сказок.

Как хорошо, что сказка жива. Она полна сил, мудрости, вселенской доброты, крепко и серьёзно учит нас уму-разуму. Всех нас и взрослых и детей. Когда сказка приходит на урок, это всегда праздник. Особенный же праздник, если со сказкой к ребёнку приходит умный и талантливый, увлечённый человек.

Любая сказка – это «особый, замкнутый мир, в котором действуют законы, неприменимые в реальном мире. Законы «сказочного мира» аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. Особое внимание хочется обратить на следующие пять законов:

  1. Одушевление, очеловечивание предметов и явлений природы;
  2. Очеловечивание предметов, явлений, представлений в реальные или фантастические образы;
  3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделённые необыкновенными свойствами, как результат воображения, как выражение мечты, идеи;
  4. Чудесные превращения и обращения;
  5. Гиперболизация.

        Все сказки можно разделить на три вида:

  1.  Сказки о животных (Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека. Так и животного. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи).
  2. Бытовые сказки (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников.)
  3. Волшебные сказки. (Для них характерно наличие чудес, какой-либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба-Яга, падчерица, царевич, дурак).

        Учитывая всё это я строю работу над сказкой по схеме:

  1. Предварительная работа:

         а)  беседа, рассказ о предстоящей работе;

                                     б)  рассматривание рисунков, картин;

                                     в)  просмотр диафильмов

                                     г)  викторина по ранее изученным сказкам.

  1. Рассказывание сказки учителем:

             а)  первичное прослушивание сказки;

             б)  беседа эмоционально-оценочного плана.

  1. Чтение сказки учащимися.
  2. Словарная работа. Обращаю внимание детей на народные слова и обороты речи, синонимы, антонимы.
  3. Анализ сказки:

        а)  характеристика героев;

                                    б)  составление плана;

                                    в)  особенности композиции;

                                    г)  рассказывание сказки детьми;

                                    д)  словесное рисование;

                                    е) чтение по ролям.

  1. Заключительная беседа.  Обращаю внимание детей на воспитательное значение сказки.

               А теперь давайте посмотрим, как это происходит во время урока.

Тема урока: Нанайская народная сказка «Айога»

Сказка «Айога» очень глубока по внутреннему смыслу, подтексту. Необходимо приблизить ребёнка к пониманию подтекста сказки, её нравственного содержания, помочь почувствовать, как важно быть хорошим, добрым, внимательным человеком, способным слушать не только себя , но и других людей, думать не только о себе, но и о других. Человек по-настоящему красив лишь тогда, когда у него красивая душа, а не только внешность.

Сказка «Айога» ведь и об этом, и об этом говорить с младшими школьниками очень трудно.

Урок начинается с подготовительной работы к восприятию сказки, в процессе которой нужно ввести детей в атмосферу сказочных событий. Мы рассматриваем выставку иллюстраций Е. М. Рачёва к сказкам северных народов. Дети объясняют друг-другу, почему они считают изображённых животных сказочными персонажами. Они одеты, о чём-то говорят друг с другом, у них необычные для зверей позы. Здесь нет ярких летних красок, как в известных сказках, прочитанных ранее.

В ходе работы с картинками в лексикон учащихся были введены новые слова: нарты, чум, яранга, тундра, кочевники, малица, стойбище. Дети ощутили торжественную мелодию каждого слова, их северную многокрасочную палитру благодаря рисункам Е. Рачёва. Детям захотелось побольше узнать о жизни, обычаях северных народностей, услышать их сказки.

  1. А сейчас мы с вами перенесёмся в удивительный мир сказок северных народов. Ещё не зная самих сказок, мы уже кое-что можем сказать и о сказочных персонажах, и о создателях этих сказок. Художник помог нам приблизиться к суровому и по-своему прекрасному миру, где живут северные народы. Постепенно мы узнаем много сказок    жителей сурового северного края, а значит,  и познакомимся с тем, что они любили, ненавидели, как жили, одевались, какие тайны хранили. Это ведь очень интересно.

Выходит ученик в рубашке, расписанной узорами нанайцев вверху, внизу, на рукавах, и исполняет стилизованную песню6

            Солнце встаёт

            Тайга шумит

             Белка летит

  1. Ай – о!

Соболь мелькнул

Охотник спешит

В сети попал

  1. ай – о!
  2. Что это за народ нанайцы? Это горный и смелый народ, немного славный, добрый, гостеприимный. Живут нанайцы в суровом таёжном краю, охотятся на белку, соболя, в тайгу на широких и коротких охотничьих лыжах, а поклажу возят на собаках, запряжённых в нарды. Живут в чумах, близ могучей реки Амур.
  3. Вы обратили внимание на восклицание охотника. Оно по-разному звучит: в первом случае в нём содержится предупреждение, а во втором – радость, удовлетворение от удачной охоты. А теперь посмотрите на название сказки «Айога», с которой мы сейчас познакомимся. Вслушайтесь внимательно в содержание сказки, проследите за тем, как развиваются события, и найдите ключик к тайне, которая содержится во второй части этого слова.

   Первую и третью часть рассказываю детям, а вторая часть разыгрывается как кукольный спектакль. Первоклассники не только услышали эту любопытную , очень непростую сказочную историю, но и на какой-то момент стали её очевидцами, словно вошли в сказку, приблизились к персонажам.

После первичного восприятия работа над текстом строится в форме постепенного погружения в многослойную ткань сказки. При этом широко использую такие приёмы, как работа над выбором верной интонации и пантомимических средств выразительности при произнесении отдельных слов и реплик; использую подвижные иллюстрации. Дети решили, что имя Айога, вынесенное в заголовок, сказочник произносит с осуждением: девочка ленивая, злая – хвалить её не за что.

С этих слов и начинается серьёзное раздумье над сказкой в процессе её перечитывания. Пропустить самое начало, где говорится о том, что Айога была девочкой красивой и все её любили, нельзя, так как может возникнуть опасность одностороннего подхода к образу Героини. Можно порадоваться тому, что Айога красивая девочка. Приятно, когда у человека красивая внешность. Но почему же. Слушая, совсем не хотелось восхищаться этой девочкой. Скорее, наоборот, приходилось невольно удивляться и даже возмущаться поведением Айоги, её отношением к окружающим. Словно стена выросла между героиней и теми, кто читает, слушает сказку, наблюдает за событиями со стороны. В какой момент это произошло? Ученики вчитываются в текст и находят те слова – характеристики поведения. Состояния Айоги, которые помогли им осознать своё негативное отношение к девочке. Получилась целая цепочка таких слов: загордилась, понравилась сама себе, глядит – не наглядится, совсем ленивая стала, любуется собой. Эта цепочка слов наполнилась для детей особым смыслом: становится понятным, как Айога меняется не в лучшую сторону, превращается в эгоистичную гордячку. Даже по разговору Айоги с матерью и отцом ясно, что они чувствуют и переживают перемену, происшедшую с дочерью.

Чтобы ученики почувствовали драматизм обращения Айоги в гуся я использую при медленном перечитывании соответствующих эпизодов дополнительный цветовой зрительный план. В качестве такового я предлагаю учащимся заранее подготовленный рисунок большого формата, прикреплённый на доску.

На глазах у соседской девочки происходит обращение Айоги в гуся. Как она, добрый и душевный человек, может на это реагировать? Иными словами создаётся проблемная ситуация: посмотреть на сцену «обращения» глазами соседской девочки. Это будет особый, нравственный угол зрения. И вновь дети выстраивают цепочку слов из текста, характеризующих раздражённое состояние Айоги, её недобрые действия: разозлилась – зашипела – замахала руками – побелела вся от злости – руки в крылья превратились. Айога вся во власти злобы и раздражения и ведёт себя уже не по-человечески: шипит, как злая птица.

Кто же так жестоко подшутил над Айогой? Кто её наказал? Выстраивается целый ряд предположений: сама себя наказала; а может солнце или вода – словом природа; нет, наверное, сам Бог.

Главное в уроке то, что детей задела за живое судьба красивой девочки, которая в итоге оказалась не такой уж и красивой. Грустный конец, хотя Айога весело выкрикивает своё имя. А может быть и не совсем весело. Учащиеся размышляют. Так они становятся не только вдумчивыми читателями, но и обретают жизненный опыт.

               

  Методика чтения лирических стихотворений.

Среди произведений всех литературных жанров помещенных в учебниках «Родная речь» особое место занимают лирические стихотворения. Как показывает практика работа с ними вызывает значительные трудности у учащихся. Это объясняется специфическими особенностями лирики как особого рода художественной литературы «в котором действительность отражается путем передачи глубоких задушевных переживаний мыслей и чувств автора» В центре лирического стихотворения находится описание внутреннего состояния лирического героя его отношения к каким либо событиям факторам явлениям: картинам природы торжественным событиям в истории нашей страны.

Для полноценного восприятия стихотворения дети должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя пережить то что его волнует удивляет радует. Главное направление работы при чтении лирических стихотворений состоит в том чтобы разбудить развить эмоции и чувства ребенка добиться искреннего отношения к изучаемому тексту.

Работу над лирическим стихотворением можно строить по следующему плану

1. Подготовка к восприятию стихотворения:  

        а) материал экскурсии;

        б) жизненные наблюдения учащихся.

2. Чтение стихотворения учителем

          3. Беседа эмоционально оценочного плана

  1. Какое настроение вызвало у нас это стихотворение?
  2. Какие краски звуки живут в стихотворении?
  1. Анализ живописного образа в стихотворении.

             Чтение стихотворения учащимися про себя; рассказать какие картины они «видят»,  - словесное рисование; лирический герой в стихотворении; приемы поэтической речи; метафоры сравнения эпитеты олицетворения.

  1. Разметка текста. Подготовка к выразительному чтению
  2. Выразительное чтение учащимися стихотворения
  3. Обобщение по поводу прочитанного

    Примером анализа лирического произведения можно взять стихотворение А.С. Пушкина «Туча»

        Задачи данного урока:

  1. познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушки        на как образом искусства слова;
  2. воспитывать любовь к природе к поэзии
  3. развивать мышление творческое воображение речь навык выразительного чтения

                     Ход урока.

  1. Вступительная беседа  

        На доске портрет А.С. Пушкина

   При взгляде на этот портрет нас поражают духовное богатство и сила этого человека. Лицо Пушкина полно жизни. Это вдохновенный образ поэта исполненного творческих сил. Кажется, что в эту минуту на него снизошла богиня поэзии  - Муза и в голове его рождаются вдохновенные строки стихов. Взгляните на страницу рукописи. Она испещрена быстрыми стремительными строками. Некоторые фразы поэт зачеркивает, т.к. вместо них появляются другие более удачные выразительные. Между строк – рисунки. Вот он увидел в окно тучку его, летящее перо изображает ее на месте бумаги, а далее рождаются стихи

         И мысли в  голове волнуются в стволе,

         И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

         И пальцы просятся к перу,

         Перо к бумаге,

         Минута – и стихи свободно потекут.

  1. Первичное знакомство с произведением и проверка восприятия.
  1. Прослушайте произведение А. С. Пушкина «Туча». Я прошу вас закрыть глаза и представить себе картины, описанные в нём. Я читаю стихотворение, после чего задаю вопросы:
  2. Что особенно затронуло вас в этом стихотворении?
  3. Как вы думаете. С каким настроением поэт писал его? Что вы себе представили? Какие картины?
  4. К какому жанру относится это произведение? Почему так думаете?

3.  Словарная работа. Предлагаю детям прочитать стихотворение про себя и найти непонятные слова. Заранее готовлю картинки со словами и , если дети спросят их значение, вывешиваю их на доске, а затем объясняю.

  1. Рассеянная (буря) – здесь закончившаяся буря;
  2. Лазурь – яркая голубизна неба;
  3. Унылая – скучная;
  4. Алчная (земля) – жаждущая воды, влаги;
  5. Миновалась – прошла;
  6. Листочки древес – листья деревьев.

4.Литературный анализ стихотворения.  Организуя перечитывание и анализ стихотворения, я опираюсь на композицию пейзажа. Комментарий должен быть ненавязчивым, формирующим образные представления. Вот какие вопросы можно задать учащимся при работе над анализом:

  1. Сколько строф в этом стихотворении?
  2. Прочитаем 1 строфу.
  3. Какую картину вы представляете себе? Давайте нарисуем её. Какой описан день? Что его омрачает?
  4. Как мы должны прочитать эту строфу? С каким настроением? Нравится ли поэту эта печальная тучка?
  5. Какие эпитеты употребил автор, чтобы описать ясный солнечный день?
  6. А какие противоположные эпитеты помогают поэту создавать образ ненастья, тёмной тучки?
  7. Прочитаем вслух 2 строфу и тоже представим себе описанную картину.
  8. Давайте нарисуем словами то, что вы себе представили.

        Бушует  гроза, тёмная туча затянула  всё небо, время от времени ярко вспыхивает молния и, раздаются раскаты грома. На землю низвергаются  потоки дождя.  Давайте попробуем передать голосом, передать грозную, бушующую бурю (1 – 2 ученика читают)

  1. Какие  картины  разбушевавшейся стихии вы увидели?
  2. А теперь послушаем 3строфу и представим себе то, что в ней описано (1  ученик читает)  
  3. Что         вы увидели?   Природа после грозы, как будто умытая, свежая. Легкий ветерок,  а не буря, ласково играет листочками. Здесь Пушкин говорит о земле,  о ветре, о небесах, как о живых существах.  

-        Как называется такой приём?

-        Как мы должны прочитать эту строфу?

А теперь попробуем выразительно прочитать  всё стихотворение.

1 строфу – с досадой, 2 – передать голосом бушующую стихию,  3- спокойно.

5. Выразительное чтение стихотворения.

        Красота картин природы и чувство поэта должны быть в центре внимания детей на каждом уроке чтения и анализа пушкинской пейзажной лирики.

        Научить детей видеть красоту,  воссоздать  её в своём воображении,  проникать в эмоциональный  мир поэта - вот основная задача чтения и анализа пушкинских пейзажей.  

        Отрывок из поэмы « Медный всадник» представляет собой городской, петербургский пейзаж. Это качественно новая ступенька в формировании представлений о Пушкине – пейзажисте. Пушкин одним из первых открыл красоту русской природы. И вот иней, городской пейзаж Северной пальмиры, Северной Венеции.

Полноценное восприятие отрывка «Люблю тебя, Петра творение…» предполагает наличие у детей историко-литературных и архитектурных преставлений. Для ребёнка, не побывавшего в городе на Неве, новым и сложным в этом тексте является, по сути, весь изобразительный план отрывка: Петра творенье, Невы державное теченье, оград узор чугунный, Адмиралтейская игла.

Для того, чтобы дети восприняли стихи, необходимо показать им изображения видов Петербурга и рассказать о громадах Петербургских улиц с плотными рядами домов, о необыкновенно красивых и строгих архитектурных ансамблях, о сумрачно-торжественном характере этого города.

Невский проспект времён Пушкина, Адмиралтейство, Летний сад, Ростральные колонны, мосты через Мойку и Фонтанку, всё это дети должны воочию увидеть на фотографиях, открытках.

Перечитывая отрывок, учащиеся осознают, какие виды Петербурга рисует поэт, всматриваются в них. Стараются соотнести пушкинские картины с фотографиями.

Перечитав и прокомментировав текст, предлагаю детям посмотреть, как рисуется облик прекрасного города. Дети выбирают нужные детали: строгий, стройный вид; Невы державное теченье, береговой её гранит; спящие громады пустынных улиц.

Эти детали хорошо сопоставить с репродукциями, подчёркивая степень их точности. Петербург – жемчужина, город, где учтено всё: и характер рельефа местности, и климат, и освещение. Это город, где природа и архитектура слились в гармоничном единстве. А есть ли гармония природы и архитектуры в стихотворении Пушкина?

Предлагаю детям выяснить это, сопоставить пейзажные детали, рисующие город, с деталями, рисующими природу. Это сопоставление осуществляется в ходе выборочного чтения. Ответы фиксирую на доске:

                        Природа.

Невы державное теченье…

…задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск бесшумный…

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря, сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса…

                        Город.

…Строгий, стройный вид…

Береговой её гранит…

…оград узор чугунный…

и ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла…

Такое сопоставление помогает воочию убедиться в гармонии природы и города. Природа словно вобрала в себя город, слилась с ним. Державной Неве пристало торжественное одеяние из гранита и чугунного кружева. На фоне низкого бледного неба по-особому светло смотрится Адмиралтейская игла. Неяркость северных красок не мешает любоваться великолепием архитектурных ансамблей.

Поэту удаётся выразить свою любовь к городу. Ещё раз перечитывая отрывок, дети увидят, что слово люблю повторяется два раза, что всё стихотворение – это обращение к любимому городу, признание в любви к нему и восхищение тем, что поэт в нём любит. Так откровенно и полно чувство любви. Пожалуй. Было выражено только в пушкинской «Осени». Дети должны постараться выразить чувства поэта, обучаясь выразительному чтению отрывка.

 

                 Заключение.

Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.

Большую роль играет методика работы с текстом. Поэтому в своей работе я раскрыла значение и методику анализа художественного произведения, рассказала о методах и приёмах работы с текстом.

Анализ эффективности работы учащихся с художественным произведением на уроках литературного чтения:

Выразительность чтения:

1 четверть                           2 четверть

        

Правильность чтения:

        

Темп чтения:

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над образом-пейзажем в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения

Несколько лет темой моего исследования была "Система работы на образом-пейзажем в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения". К результатам данной работы можно отнес...

Методическая работа по развитию нравственных качеств на уроках литературного чтения в ходе анализа художественного произведения

В данной статье описан ряд методов и приемов работы с художественным произведением, способствуюших развитию нравтственных качеств на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного прои...

Формирование читательской компетентности у младших школьников через использование разнообразных приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературного чтения

Актуальность темыОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследованияВывод...

Статья по теме: "Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения"

Анализ художественного произведения один из важнейших приемов работы с текстом. В статье "Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения" представлены  приемы .котор...

Программа практического исследования на тему «Современные подходы к анализу художественных произведений на уроках литературного чтения»

В данном документе представлена программа практической части выпускной квалификационной работы на тему:«Современные подходы к анализу художественных произведений на уроках литературного чтения...

Приёмы работы над главной мыслью произведения на уроках литературного чтения в начальной школе.

Цель уроков литературного чтения – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования функциональной грамотности. Необходимо учить ребенка чи...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...