Потешки и прибаутки. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Лоба Татьяна Александровна

Потешки и прибаутки. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie4.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 4

Тема. Потешки и прибаутки

Цель. 1. Познакомить с новыми жанрами народного фольклор: потешка, прибаутка, научить выделять их отличительные признаки.

  1. Продолжить работу по формированию выразительного чтения,  творческого мышления, по развитию логики, устной речи.
  2. Воспитание внимательного отношения к русскому слову и народному творчеству.

      I. Организационный момент, сообщение целей и задач урока.

На занимательный урок

                               Приглашает нас звонок

  1. Лингвистический этап.

1. Найди слово, которое спряталось.

ПрвтОитрТвиныЕжыбчШоаКА

2. Эмоциональная речевая разминка. Выразительное чтение с разными интонациями и темпом.

АБВ? ЛМН! АИЫ? О! УА... БПФ? БПФ! У... У! ЭОУРПТ.

3. Игровое упражнение «Продолжи предложение».

Он козел,она...(коза).

Он бобер, она...(бобер).

Он осел, она...(ослица).

Она оса, он... (оса).

Она стрекоза, он... (стрекоза).

Она муха, он... (муха).

  1.  Литературоведческий этап.

1. Знакомство с прибаутками.

А. Послушайте и повторите.

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську  не будите.

Вот проснётся Васька-кот,

Разобьёт весь хоровод.

Б. Самостоятельное чтение.

- Найдите в прибаутке «шелестящие», «свистящие», «шумящие» слова.

В. Чтение прибаутки «Живая картинка».

2. Прочитайте три прибаутки. Чем они похожи? (Героев хвалят, прославляют.) Когда ты их читаешь, как ты относишься к козе, козлу и поросёнку?

       Коза – хлопота

 Коза – хлопота

День-деньской занята.

Ей – травы нащипать,

Ей -  на речку бежать,

Ей козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой  не унесла.

        ***

Наш козёл-стрекозёл

То-то умный был:

Он и по воду ходил,

Он и кашу варил,

Он и кашу варил

И козляток кормил.

Свинка Ненила

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

- То-то хорошенький,

То-то пригоженький:

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком,

Нос пятачком!

3. Творческое задание.

Нарисуй поросёнка таким, каким видит его мама-свинка. Когда будешь рисовать, повторяй прибаутку, научись её читать ласково, с восхищением.

4. Конкурс выразительного чтения.

5. Знакомство с потешками.

А. Викторина.

Послушайте произведение и определите его жанр.

Усатенькая, мохнатенькая,

Лапки мягоньки,

А коготки востры. (Загадка)

Добр бобр до бобрят. (Скороговорка)

Ой, ты котенька – коток,

Котя – серенький хвосток,

Ты приди к нам ночевать,

Вову в люлечке качать.  (Колыбельная)

Ай не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать-

Куплю худой лапоть (Пестушка)

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. (Потешка)

Б. Выделение признаков потешки. Беседа.

- Чем отличается потешка от других жанров фольклора?

- Потешка весело учит малыша жестам. Потешка похожа на стихотворение. Много слов с уменьшительно-ласкательным значением. Слова повторяются. Есть слова- «командиры» для жестов.

В. Учитель читает знакомые детям потешки («Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза»), дети хором повторяют за учителем с движениями.

Г. Составление потешки «Мальчик-пальчик,где ты был?». Работа в группах. (Дети делятся на три группы по пять человек, придумывают команды для пальчиков.)

Д. Выразительное чтение потешки с инсценировкой.

IV. Итог урока. Рефлексия.

V. Домашнее задание.

  1. Прочитай прибаутку. Попробуй продолжить её дальше, сколько сможешь.

Музыканты

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси – в гусли,

Утки – в дудки,

Овцы – в донцы,

Тараканы – в барабаны.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Нарисуй свою ладошку, придумай работу каждому пальчику, научись читать придуманную тобой потешку.

Занятие «Потешки и прибаутки»

1. Найди слово, которое спряталось.

ПрвтОитрТвиныЕжыбчШоаКА

2. Эмоциональная речевая разминка. Выразительное чтение с разными интонациями и темпом.

АБВ? ЛМН! АИЫ? О! УА... БПФ? БПФ! У... У! ЭОУРПТ.

3.

    Коза – хлопота                        Мыши водят хоровод,

 Коза – хлопота                        На лежанке дремлет кот.

День-деньской занята.                Тише, мыши, не шумите.

Ей – травы нащипать,                Кота Ваську не будите.

Ей -  на речку бежать,                Вот проснётся Васька-кот,

Ей козляток стеречь,                Разобьёт весь хоровод.

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой  не унесла.

        ***

Наш козёл-стрекозёл

То-то умный был:

Он и по воду ходил,

Он и кашу варил,

Он и кашу варил

И козляток кормил.

Свинка Ненила

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

- То-то хорошенький,

То-то пригоженький:

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком,

Нос пятачком!

        Прочитай прибаутку. Попробуй продолжить её дальше, сколько сможешь.

Музыканты

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси – в гусли,

Утки – в дудки,

Овцы – в донцы,

Тараканы – в барабаны.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нарисуй свою ладошку, придумай работу каждому пальчику, научись читать придуманную тобой потешку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у обучающихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности.

В данной статье представлены игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики....

Рабочая программа курса"Умники и умницы(развитие речи)" по внеурочной деятельности

"Умники и умницы" курс развития речи  для 2 класса  расчитан на 68 часов 2 раза в неделю по 2 ч....

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...

Колыбельные песни. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс

Колыбельные песни. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс...

Считалки. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс

Считалки. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс...

Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме: Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме "Зимний пейзаж". Звук [И].

Конспект  коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме:Развитие речи и речемыслитель...