Презентация+ конспект урока литературного чтения. Тема: "Овсей Дриз. Синий дом.". 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Прохорова Мария Сергеевна

Цели деятельности учителя: ознакомление с картиной М.Шагала «Синий дом»; ознакомление со стихотворением «Синий дом» О.Дриз.; формирование умений анализировать художественный текст; формирование навыка осознанного и выразительного чтения; создание условий для продуктивной работы.

Планируемые результаты

       Предметные

знать: значение слов; особенности осознанного выразительного чтения.

уметь: формулировать простые выводы; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью сносок; решать ребус; сравнивать точки зрения; производить анализ.

      Личностные:

-принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;

-развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм;

-формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» учебник Литературное чтение: 2 класс. Чуракова Н.А., репродукция картины М. Шагала «Синий дом», раздаточный материал (рамки).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте!

Слайд 2

Проверка Домашнего задания! Стихотворение стр.44 наизусть

Слайд 3

Овсей Дом Дриз Синий

Слайд 4

Задачи на урок: проанализировать картину «Синий дом»; п рочитать стихотворение «Синий дом»; проанализировать стихотворение; у читься сравнивать стихотворение с картиной.

Слайд 5

Домашнее задание! Стихотворение стр.48 наизусть

Слайд 6

Овсей Дриз Р одился 16 мая 1908 год. Мечтал стать- скульптором. С детских лет он рисовал, лепил. Но его талант раскрылся в поэзии. 14 февраля 1971 года он умер в возрасте 62-х лет

Слайд 7

Физминутка

Слайд 8

1-ая остановка- проверка домашнего задания и слово об авторе. 2-ая остановка- «Музейный дом».

Слайд 13

1-ая остановка- проверка домашнего задания и слово об авторе. 2-ая остановка- «Музейный дом». 3-я остановка- стихотворение «Синий дом»



Предварительный просмотр:

Дата: 12.02.2019                                                                                        ФИО учителя: Добрикова Виктория Николаевна

Школа:148                                                                                                ФИ студента: Прохорова Мария Сергеевна 

Класс: 2 «Г»                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна

Кабинет: 209                                                                                                                                

                                                     

Конспект урока литературного чтения

Тема: Овсей Дриз. Синий дом.

Цели деятельности учителя: ознакомление с картиной М.Шагала «Синий дом»; ознакомление со стихотворением «Синий дом» О.Дриз.; формирование умений анализировать художественный текст; формирование навыка осознанного и выразительного чтения; создание условий для продуктивной работы.

Планируемые результаты

Предметные

знать: значение слов; особенности осознанного выразительного чтения.

уметь: формулировать простые выводы; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью сносок; решать ребус; сравнивать точки зрения; производить анализ.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: открытие «нового» знания

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» учебник Литературное чтение: 2 класс. Чуракова Н.А., репродукция картины М. Шагала «Синий дом», презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2019

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. (слайд 1)

-Меня зовут Мария Сергеевна! Садитесь!

-Сегодня мы продолжим изучать и делать новые открытия в литературном чтении.  К нам в гости сегодня пришёл Кот, ему очень хочется сегодня поработать с вами.

Разрешим ему остаться?

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

-да

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Домашнее задание

5 мин

Проверка домашнего задания. Наизусть стихотворение «Кончилось лето».

5-7 человек.

II.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: подводящий дилог        

2 мин

-Какое у вас сейчас настроение?

-Я очень рада, что у вас хорошее настроение. И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

  Хорошее, отлично.

 

К.: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

Наглядный: презентация

Практический: решение ребуса.

Наглядный: презентация

Словесный: диалог

Словесный: стимулирующий рассказ учителя.

6мин

Фронтальная форма работы 

Сейчас мы с вами попробуем определить тему нашего урока, решив ребус. (слайд 2)

- Прочитайте тему нашего урока.

-Какие задачи мы с вами поставим на этот урок? (слайд 3)

-Проанализировать картину.

-Прочитать стихотворение «Синий дом».

-Прочитать рассказ «Синий дом».

-Учиться сравнивать стихотворение с картиной.

Фронтальная форма работы

Давайте все представим что мы путешественники и сегодня мы отправляемся в интересный мир Овсея Дриза. Первая наша остановка это запись домашнего задания и рассказ о том, кто такой Овсей Дриз.

-Овсей.

Дриз

Синий

Дом

-Овсей Дриз. Синий дом.

Слушают учителя и проявляют заинтересованность к теме урока

Ответы:

-Прочитать стихотворение.

-Проанализировать картину «Синий дом».

-Прочитать стихотворение «Синий дом».

-Учиться сравнивать стихотворение с картиной.

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

Р.: осуществлять самоконтроль;

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: целеполагание.

Домашнее задание

1 мин

Стр.44 стихотворение «Кончилось лето», наизусть.

Записывают домашнее задание в дневники.

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: рассказ учителя.

Наглядный: демонстрация.

Практический:  анализ рассказа, презентации.

4 мин

Фронтальная форма работы

Овсей Овсеевич (Шике) Дриз (1908-1971) - еврейский советский поэт. Родился 16 мая 1908 года. Рос сиротой. Его отец Шика Дриз, почти сразу после свадьбы отправился за океан в поисках заработка и в пути скоропостижно скончался. Молодая вдова со временем вторично вышла замуж. И детство Шике Дриза-младшего прошло в доме деда — лудильщика в местечке Красное под Винницей. К деду часто заглядывали “на огонёк” его соседи — такие же ремесленники, мастеровые, которые всегда тяжело работали, но никогда не теряли чувства юмора. Любили острое словцо, весёлую песню. 
Он мечтал стать скульптором. С детских лет рисовал, лепил. Но в полную силу его талант открылся в поэзии. 
Все его творчество пронизывают впечатления детства. В них, как из животворящего источника, черпает он язык, темы, картины, типы. 
На его тексты композиторы охотно писали музыку. По его пьесам снимали мультфильмы. Его стихи-сказки вошли в список сказок мира. Ему были рады в любых аудиториях: в детских садах, в школах, в рабочих коллективах. Он был полон новых замыслов. Но им не суждено было воплотиться. Не хватило жизни.
14 февраля 1971 года в возрасте 62 лет его не стало.

Слушают и анализируют слова учителя.

Усваивают информацию.

Расширяют кругозор в биографиях авторов.

Получают новую информацию.

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

П.: поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности;

П.: выстраивание структуры знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выделение необходимой информации в устной форме

Динамическая пауза

1 мин

- Сейчас встаньте из-за своих парт. Выполним пару упражнений.

Выполняют динамическую паузу.        

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное закрепление

Словесный: диалог.

Наглядный: демонстрация

 

Словесный: диалог, ответы на вопросы, рассуждения.

Наглядный: демонстрация

5 мин

Итак,в нашем путешествии была первая остановка проверка домашнего задания, запись нового домашнего задания и получение новой информации.

-Мы хорошо провели время на первой остановке, и отправляемся ко второй остановке.

-А наша вторая остановка называется «Музейный Дом». Найдите картину М.Шагала «Синий дом» и внимательно ее рассмотрите. 

-Какой вы видите дом?

-Почему дом назван синим?

-Какое настроение передает этот дом?

-Чем синий дом отличается от остальных домов на этой картине? А ещё чем?

-Много ли он помнит? Что он помнит?

-Что сейчас наблюдает?

-О чем он может мечтать?

-Суждено ли сбыться его мечтам?Почему?

Читали стихотворение вслух 5 человек.

Ответы:

-синий, старый, разваленный…

-потому что он покрашен в синий цвет.

-Печаль, грусть, тоску…

-Своим внешним видом, все дома красивые, ухоженные, с хозяевами, а этот дом один, там скорее всего, не живут люди.

Скорее всего он много помнит, ведь он уже старый. Он помнит

то время, когда в нём играли дети, смеялись люди, цвели цветы…

наблюдаем что сломанный, стоит один, вдали протекает речка, а за речкой красивый город.

-мечта: чтобы жили люди, его починили, украсили.

-да, потому что…

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; владение монологической и диалогической формами речи

П.: поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности;

П.: выстраивание структуры знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выделение необходимой информации в устной форме

К.: инициативное сотрудничество в сборе информации; участие в диалоге на уроке; правильное оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

VI.Самостоя-тельная работа с проверкой

Практический: упражнение, работа с рамками.

Словесный: ответы на вопросы учителя., беседа.

Наглядный: демонстрация.

Словесный: ответы на вопросы учителя., беседа.

Наглядный: демонстрация.

Словесный: ответы на вопросы учителя., беседа.

Наглядный: демонстрация.

Словесный: ответы на вопросы учителя., беседа.

Наглядный: демонстрация.

Словесный: ответы на вопросы учителя., беседа.

8 мин

-Сейчас давайте представим что мы художники- путешественники. Возьмите рамки, которые лежат у вас на столах. Выделите на картине такой фрагмент, где нет синего дома и придумайте этому фрагменту название.

-Почему именно синий дом привлек внимание и стал главным героем картины?

-Каково главное переживание художника?

-Мы с вами хорошо поработали. И вот мы отправляемся на нашу третью остановку. Она называется стихотворение «Синий дом».

-У этого стихотворения есть тайна! Предупредил нас Кот.- Читайте его медленно- так, чтобы всё представить в своём воображении…

-Послушайте как его надо читать.

Посмотрите, в стихотворении есть выделенные слова, давайте прочитаем их значение.

Индивидуальная работа

-Прочитайте выразительно вслух.

Парная работа

Перечитайте первую часть стихотворения. О каком времени года говорит поэт?

Прочитай нужные строчки. А какое время суток имеет  в виду: день или вечер?

Миша сказал: « синий воздух- вот ответ на этот вопрос!». А ты когда-нибудь видел синий воздух? Не голубой, а синий? Догадываешься какой вывод сделал Миша?

Маша говорит: «Главное -то, с чем поэт сравнивает багряный листок. Если это представит, понятно, день это или вечер!».

Перечитайте вторую часть стихотворения. Сколько героев в этом стихотворении?

Миша утверждает, что герой один, а Маша говорит что героев 2-ое. А ты как думаешь?

В стихотворении 2 героя Энык-Бенык и тот, от лица которого рассказывается стихотворение. Герой – рассказчик или поэт.

Что-то  я не понимаю,- сказал Миша,- в этом саду есть дом или его нет?

Как ты ответишь Мише?

-Почему Эныку-Беныку не удалось постучать в «синий дом»?

- Ты поняла, в чём заключается тайна того, что видел в саду Энык-Бенык?

 Работа с рамками.

Выделение той части, где нет синего дома и название этой части, например: речка около города, вид на город и т.д.

Ответы:

-потому что автор переживает за его состояние, вид.

-переживание, что в синем доме никто не живет и он стал старым и безобразным.

Слушают.

Смотрят и 1-2 человека читают сноски.

Читают 3 человека.

-поздняя осень.

-поздно вечером, голубая синева, в которую вечер окрашивает воздушное пространство .

Представляют 1 часть.

Варианты ответов детей.1 или 2

 

-нету, он выдуманный.

-нет, ведь говориться, как только листок упал с дерева, исчез образ окошка со светящимся огоньком, а значит, и исчез образ самого героя.

Тайна заклчается в том, что пока багряный листок висел на дереве, он казался огоньком в окошке дома. Как только упал листок с дерева, чудесное видение исчезло.

П: поиск и выделение необходимой информации.

 П.: выстраивание структуры знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выделение необходимой информации в устной форме

К.: инициативное сотрудничество в сборе информации; участие в диалоге на уроке; правильное оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р.: определение последовательности действий.

П.: выстраивание структуры знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выделение необходимой информации в устной форме

К.: инициативное сотрудничество в сборе информации; участие в диалоге на уроке; правильное оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

Практический: упражнение на сравнение.

Словесный: диалог

Наглядный: демонстрация.

5 мин

Каково главное переживание поэта, которым он хотел с нами поделиться?

Благодаря этому родился такой необыкновенный образ- образ синего дома с окошком, в котором горит огонёк.

Какое переживание у художника?

Кот предложил нам сравнить 2 высказывания и предупредил

Только одно из этих высказываний является верным

1)Картина «Синий дом» и стихотворение «Синий дом» написаны на одну и ту же тему.

2) В картине и в стихотворении похожие переживания авторов.

Какое высказывание на твой взгляд является верным? Почему?

Ответы:

-речь идёт о переживании поэта. А главное переживание поэта – это переживание красоты осеннего сада в сумерки.

Ему жалко разрушющийся старый деревянный синий дом.

1высказывание является верным, потому что переживания авторов разные, а темы то есть названия одинаковые.

П.: выстраивание структуры знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выделение необходимой информации в устной форме

К.: инициативное сотрудничество в сборе информации; участие в диалоге на уроке; правильное оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

2 мин

Предметная

-Ребята, какую цель мы в с вами ставили в начале урока? Мы ее достигли?

-Мы с вами ставили задачи на этот урок, мы их решили?

-Какое у вас было переживание?

- Кто считает, что очень хорошо работал на уроке, может подойти и сорвать василек символ хорошей работы.

На этом наше путешествия заканчивается. Мы с Котом желаем вам продуктивной работы, хорошего настроения! До новых встреч!

Ответ:

Овсей Дриз. Синий дом.

-да.

До свидания

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения на тему: "И. Крылов. Квартет" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с басней И.А. Крылова «Квартет»; формирование умений: анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности басни; осознанно и выразитель...

Конспект урока литературного чтения: А. Мещерский «У лесного озера» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Мещерский «У лесного озера»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А. Мещерского; ознакомление с художественным произ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Евгений Чарушин «Томка испугался» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс.)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Е. Чарушина «Томка испугался»; формирования навыка правильного, осознанного чтения рассказа.Планируемые результаты:Предметные: знать п...

Конспект урока литературного чтения "Сравниваем прошлое и настоящее" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «Сравниваем прошлое и настоящее» Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о том, что меняется в жизни люд...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Н. Сладкова «Апрельские шутки.»; формирование умений: анализиро...