Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Гуреева Ольга Николаевна

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме "Тихая моя Родина" УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока37.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Гуреева Ольга Николаевна

Школа: МБОУ- СОШ с.Новосельское

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Предмет: литературное чтение УМК «Начальная школа XXI века» «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова.

Тип урока: объяснение нового материала

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.

Тема

Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

Цели

Образовательные: создание условий для ознакомления со стихотворением Н. М. Рубцова. «Тихая моя Родина»

учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысль произведения, описывать эмоциональное состояние, развивать навыки выразительного чтения, активизировать словарь учащихся.
Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к окружающим; любить свою Родину.

Планируемый результат

Предметные: Развить умение слушать и слышать поэтическое произведение; уметь анализировать поэтический текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.

Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Регулятивные УУД: контролировать и объективно оценивать свои действия.

Познавательные УУД – сформировать понятия по теме; анализировать поэтический текст.
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Литературное чтение.  4 класс. Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова (2 часть)

 - электронная физкультминутка

- лист самооценки

- карточка для проверки д/з

- карточки с пословицами

- презентация к уроку

-музыкальные фонограммы

Оборудование:

Мультимедийный проектор, нетбук, презентация.

Организация пространства

парная работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют для чего нужно выполнять эти правила.

(Чтобы на уроке   все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)

- Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. Не будем терять ни минуты. Мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.

- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

 

Познавательные УУД 

формулирование познавательной цели
Личностные УУД 

Жизненное самоопределение

2. Проверка домашнего задания.

Работают в парах, дописывают одно из пропущенных слов в таблицу

       - С творчеством какого автора мы познакомились на предыдущем уроке? Как называется  произведение, которое мы изучали ? (Прослушивается чтение наизусть 2-3  учеников). К кому автор обращается в последнем четверостишие?

       - Правильно. Многие поэты обращались к теме о родной земле. Для того, чтобы проверить, как хорошо вы знаете эти произведения и авторов, я предлагаю вам заполнить таблицу:

заголовок

автор

жанр

А.А.Блок

Стихотв.

«Россия»

«Детство»

Роберт Бёрнс

Стихотвор.

«Берёзы»

Взаимопроверка в паре. Чтение произведений наизусть.

Уметь работать в паре, находить определение понятиям.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Научиться лучше читать. Познакомиться с новым произведением НМ.Рубцова. Узнать новые слова и выражения. Понять, почему люди до сих пор читают произведения этого автора.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

 

3. Введение в тему

   Просматривание слайдов со стихотворением о Родине, с иллюстрацией картины А.М.Васнецова «Родина»

-Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?                            

 

4  Работа с пословицами.

    - Из века в век русский народ прославлял Россию своими ратными подвигами на   

      полях сражений, укреплял своим трудом, воспевал её красоту и мощь.

     Работа в группах.

    Найдите пословицу о Родине и объясните её смысл.

        1. Родина-мать, умей за неё постоять.

        2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха.

        3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

    - Что объединяет все эти пословицы? ( они все о нашей Родине – России. 

5.Работа над смысловым значением слова «Родина».

     - Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? Слово Родина можно употребить в двух значениях. Каких?(выслушиваются ответы детей).

    - Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

   Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине:                             

Прежде чем, мы двинемся дальше, думаю нам надо определить цель предстоящей деятельности.

Мы прекрасно знаем, что цель у каждого может быть своя, знаем, что цели бывают разные

Поставьте себе такую цель, которую бы вы хотели реализовать на этом уроке.

       

Уметь работать в паре, находить определение понятиям.

Познавательные УУД 

формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД 

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные УУД

 профессиональное самоопределение

III. Работа по теме. Актуализация знаний.

 

Цели:

- организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, сравнивать и объяснять смысл.

Работа с учебником.

Учатся в группе работать с толковыми словарями в группах

Учатся находить главные и существенные признаки в определении.

Выполняют физминутку. Фрагмент песни «Букет» в исполнении А.Барыкина на слова Н.М.Рубцова

Организует прослушивание, выбор главных и существенных признаков.

Организует работу с учебником.

Организует физминутку

Послушайте аудиозапись этого стихотворения

Беседа по содержанию.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие впечатления оно у вас вызвало? - Как вы думаете в каком значении слово Родина употреблено  теперь в стихотворении Н. М. Рубцова «Тихая моя  родина»? Почему? Докажите.

- в малом значении.

- Какие чувства во время чтения стихотворения возникли у вас: радость, восторг, сожаление, грусть? Почему?

- О чем это стихотворение?

Самостоятельное чтение стихотворения

- Как автор стихотворения относится к малой родине? Подтвердите свое мнение строками из текста.

 - Назовите художественное средство, которое помогло поэту выразить свои чувства. (эпитеты)

-В тексте встретились новые слова:  (читают) Работают в группах по словарям.

           Словарно - лексическая работа

        Обоз - группа повозок, перевозящих груз.

        Погост - сельское кладбище.

            Обитель - (устар.) монастырь

   - Проанализируйте строфическую организацию стиха. 

- Прочитайте самостоятельно стихотворение,  поработайте над выразительностью чтения: выделите логические ударения, укажите паузы, обратите внимание на знаки препинания, подумайте, каким тоном читать это стихотворение.

-Малая родина есть у каждого человека. Это как корни у дерева. Уедет человек, покинет малую родину, но всю жизнь будет держать  его связь с детством, с родителями, школой. И каждое возвращение будет радостью и счастьем. Невозможно прожить без таких вроде бы простых  слов: Родина, родился, родители, родня, родной.

  

Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности своих действий

Познавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанного текста;

Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков

Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения  общих признаков

Коммуникативные УУД учиться работать в группе

Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Познавательные

формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений.

Цель:

- проверить знание произведения  по теме; умение работать самостоятельно.

Работа по тетради

Самостоятельная работа

Организует работу в тетради

 Выполнение упр. № 1. «Проталинки»

Учащиеся заполняют карточку для самостоятельной работы( общий  анализ текста)

-Творчество Н.М.Рубцова незабываемо. Его  замечательные лирические стихи не оставляют равнодушным человека. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас нашёл и прочитал как можно больше его произведений.

Слайд. Песня «В горнице моей…

Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку.

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

Уметь работать в группе, самостоятельно   выполнять анализ

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают работу группы и свою

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Итак, о чем мы сегодня говорили?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Оцените свою деятельность на уроке:

По листу самооценки (прил.)

Слайд

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

РегулятивныеУУД

Выделяют и осознают то, что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы.

VI. Домашнее задание

Записывают домашнее задание.

Организует запись д/з.

Прочитайте задания на дом.

Выберите то, что вам по силам.

  1. Прочитать стихотворение 3 раза.
  2. Подготовиться к выразительному чтению.
  3. Выучить наизусть отрывок.

Слайд


Родина-   мать,   умей   за   неё   постоять.

       

Родная  сторона- мать,  чужая –  мачеха.

Лист самооценки

Я могу прочитать стихотворение выразительно

Внимательно слушал учителя, одноклассников

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы

Лист самооценки

Я могу прочитать стихотворение выразительно

Внимательно слушал учителя, одноклассников

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...