«Мир природы в литературных произведениях». Познавательное интерактивное занятие о творчестве автора–юбиляра Р. Дж. Киплинга «Книга джунглей» в 2019 году.
методическая разработка по чтению (4 класс)

Цель занятия: Создание условий для формирования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Задачи: 

  • развитие умений младших школьников по поиску нужной информации
  • развитие коммуникативных навыков у младших школьников, умения работать в группе. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kipling_igra_2019_4_klass_1.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Мир природы в литературных произведениях».  Познавательное интерактивное занятие о творчестве автора–юбиляра Р. Дж. Киплинга «Книга джунглей» в 2019 году.

Цель занятия: Создание условий для формирования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Задачи:  

  • развитие умений младших школьников по поиску нужной информации
  • развитие коммуникативных навыков у младших школьников, умения работать в группе.  

№п/п

Этапы урока

Действия воспитателя

Действия ученика

1.

Организационный момент занятия.

Объявление темы, настрой на слушание на предстоящую работу

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к занятию.

Настраиваются на предстоящую работу.

2.

Беседа о писатель Джозеф Редьярд Киплинг с использованием  интерактивной доски

  • “Расскажи мне о первых шести годах жизни ребёнка, и я расскажу вам всё остальное”, - заметил Киплинг в автобиографической книге “Кое-что о себе для моих друзей, знакомых и незнакомых”.
  • Сегодня мы расскажем Вам об одном индийском писателе.
  • Когда то давно в Индии 1865 году родился один мальчик будущий писатель Джозеф Редьярд Киплинг
  • Родители мальчика Джон Локвуд  Киплинг и Алиса Макдональд были родом из Англии и познакомились во время весеннего пикника на берегу озера Редьярд.
  • И сына своего назвали в честь своей первой встречи Редьярдом,  родившегося уже в Бомбее, куда отправили отца в качестве преподавателя художественной школы.
  • В Индии семья обзавелась домом, садом, экипажем и людьми, которые им прислуживали.
  • Отец мальчика хорошо знал историю индийского искусства и поэтому работал директором музея.
  • Туземные слуги донельзя баловали детей – Редьяра и его младшую сестренку Трикс. И когда их привезли в Англию,  мальчик сначала перевернул всё вверх дном в комнатах, а затем прошествовал по улице с криком: « Все прочь с дороги, сердитый  Радди идёт!»
  • Отец с малых лет объяснял мальчику, что всё надо испытать самому. Детство писателя прошло среди экзотической природы и жизни местного населения.
  • Настала пора маленьким Киплингам получать образование. Брата и сестру отправили в Англию в пансионат. Пансионатом в то время называли школу, в которой дети жили и учились. Шесть последующих лет Редьярд едва вынес. Тяжело жилось мальчику в этом пансионате. Женщина, у которой он жил, била его за любую провинность, а потом, узнав, что мальчик любит читать, стала отбирать у него книги в наказание за плохое поведение.
  • Вот так и жил Джозеф, пока родители не забрали его обратно. Потом он учился в Лондоне. Отец хотел, чтобы сын был юристом, но в 18 лет Джозеф вернулся в Индию и начал работать журналистом.
  • В газете, кроме репортажей, интервью, светской хроники,  Киплинг опубликовал множество собственных рассказов, стихов.
  • Киплинг много путешествовал, всё что видел и пережил, записывал. И через некоторое время стал знаменитым писателем.
  • Счастливый случай привёл Редьярда Киплинга в детский индийский журнал. Он написал две  «Книги джунглей». Эти книги имели огромный успех.
  • Это книга о жизни человеческого детёныша Маугли среди зверей и о самих животных. Однажды маленький сын дровосека потерялся в джунглях, его хотел съесть тигр Шерхан, но ребёнок  успел доползти до логова волка. Волки приняли его  в свою семью, вскормили вместе со своими детёнышами. И дали мальчику имя Маугли. А друзьями мальчика стали мудрый медведь Балу, слон Хатки, пантера Багира, удав Каа, и вожак волчьей стаи Акела. Они обучали мальчика законам джунглей, т.е. как выжить в джунглях.
  • А став взрослым красивым и сильным Маугли помнил о тех, кто спас ему жизнь. Он вернулся к людям, выучил человеческий язык, освоился с образом жизни людей.

Дети слушают, отвечают на вопросы

3.

Викторина по книге

Р. Дж. Киплинг “Книга джунглей”.

  • Викторина
  • Он мудр и беспощаден.
    Кто это?
     Каа
  • Игривая, сильная, опасная, грациозная. Багира
  • Вымышленный обезьяний народ. Бандерлоги
  • Трусливый прихвостень более сильного тигра Шерхана. Шакал Табаки
  • Про кого речь? «Ноги ступают без шума, глаза видят в темноте, уши слышат, как шевелится ветер в своей берлоге, зубы остры и белы». Волчья стая
  • Что такое водное перемирие и что говорится об этом в Законе джунглей? Оно объявляется, когда наступает Великая Засуха.     В это время нельзя охотиться у водопоев.

Дети дают ответы и сверяют с ответами на доске

Каа

Багира

Бандерлоги

Шакал Табаки

Волчья стая

Оно объявляется, когда наступает Великая Засуха.     В это время нельзя охотиться у водопоев.

4.

Продолжение

Беседы по книге

 Р. Дж. Киплинг

«Рики-Тики-Тави»

  • А спустя некоторое время Маугли  встретил девушку, женился на ней и стал вести обычный образ жизни, но навсегда сохранил в памяти свои первые годы, которые он провел в джунглях и навсегда запомнил фразу
  • В книге джунглей есть ещё один рассказ «Рикки Тикки Тави». Эта история о маленьком мангусте, который отважно боролся со змеями. Однажды  одна семья в саду нашла еле живого мангуста и оставила у себя. Спустя некоторое время Мангусту пришлось сражаться с двумя кобрами Нагом и его подругой Нагеной, которые хотели убить всю семью мужа с женой и их сына Тедди. Маленький Рикки расправился со змеями и тем самым спас целую семью от верной гибели.

Заветные слова народа джунглей: «Мы с тобой одной крови ты и я»

Дети слушают, отвечают на вопросы

5.

Продолжение викторины по книге  Р. Дж. Киплинг «Рики-Тики-Тави»

  • Викторина
  • Кто такой Рики-Тики-Тави? Мангуст
  • Как Рикки-Тикки оказался в семье людей? Его нашли после наводнения
  • Кто такой Наг? Кобра
  • Как называются ядовитые змеи, к которым относятся Наг и Нагайна? Кобры
  • О ком идёт речь? «Она хнычет всю ночь и все хочет набраться храбрости, чтобы выбежать на середину комнаты.»  Чучундра
  • А это? «Ум у него был птичий, в его крошечной головке никогда не вмещалось больше одной мысли сразу».  Дарзи

Дети продолжают давать ответы и сверяют с ответами на доске

Мангуст

Его нашли после наводнения

Кобра

Кобры

Чучундра

Дарзи

6.

Продолжение

Беседы по книге

 Р. Дж. Киплинг

«Кошка, которая гуляла сама по себе».

  • А это сказка Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». История о том, как дикие животные стали домашними и  о хитрости  этой кошки. Однажды очень умная женщина приручила животных, а кошке отказала. Прошло время, и дикая кошка дождалась своего часа и тоже стала домашней.

Дети слушают, отвечают на вопросы

7.

Продолжение викторины по книге  Р. Дж. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».

  • Викторина
  • Кто отыскал Человеку для жилья уютную, сухую Пещеру? Женщина
  • Кто пришёл в Пещеру первым из Диких зверей? Дикий пес 
  • Как назвала себя кошка? Не слуга и не друг 
  • Что обещал пес кошке? Гоняться за кошкой и кусать
  • За что первый раз женщина похвалила кошку? Она развлекала ребенка 

Дети продолжают давать ответы и сверяют с ответами на доске

Женщина

Дикий пес

Не слуга и не друг

Гоняться за кошкой и кусать

Она развлекала ребенка 

8.

Итог занятия

  • У Киплинга есть и другие интересные рассказы. Это «Как леопард получил свои пятна», «Откуда у слона хобот» «Как было написано первое слово»
  • А ещё Киплинг написал заповедь, которой он обращается ко всем людям
  • «Наполни смыслом каждое мгновенье,
    Часов и дней неуловимый бег, -
    Тогда весь мир ты примешь как владенье,
    Тогда, мой сын, ты будешь Человек!»

9.

Рефлексия

Предлагает учащимся оценить свою работу на занятии

- Что нового узнали сегодня на занятии?

-Оцените свои знания по книгам Р. Дж. Киплинг

Лучшим вручают буклеты

Отвечают на вопросы и оценивают свою работу на листах самооценки

Р. Дж. Киплинг “Книга джунглей”.

  • “Расскажи мне о первых шести годах жизни ребёнка, и я расскажу вам всё остальное”, - заметил Киплинг в автобиографической книге “Кое-что о себе для моих друзей, знакомых и незнакомых”.
  • Сегодня мы расскажем Вам об одном индийском писателе.
  • Когда то давно в Индии 1865 году родился один мальчик будущий писатель Джозеф Редьярд Киплинг
  • Родители мальчика Джон Локвуд  Киплинг и Алиса Макдональд были родом из Англии и познакомились во время весеннего пикника на берегу озера Редьярд.
  • И сына своего назвали в честь своей первой встречи Редьярдом,  родившегося уже в Бомбее, куда отправили отца в качестве преподавателя художественной школы.
  • В Индии семья обзавелась домом, садом, экипажем и людьми, которые им прислуживали.
  • Отец мальчика хорошо знал историю индийского искусства и поэтому работал директором музея.
  • Туземные слуги донельзя баловали детей – Редьяра и его младшую сестренку Трикс. И когда их привезли в Англию,  мальчик сначала перевернул всё вверх дном в комнатах, а затем прошествовал по улице с криком: « Все прочь с дороги, сердитый  Радди идёт!»
  • Отец с малых лет объяснял мальчику, что всё надо испытать самому. Детство писателя прошло среди экзотической природы и жизни местного населения.
  • Настала пора маленьким Киплингам получать образование. Брата и сестру отправили в Англию в пансионат. Пансионатом в то время называли школу, в которой дети жили и учились. Шесть последующих лет Редьярд едва вынес. Тяжело жилось мальчику в этом пансионате. Женщина, у которой он жил, била его за любую провинность, а потом, узнав, что мальчик любит читать, стала отбирать у него книги в наказание за плохое поведение.
  • Вот так и жил Джозеф, пока родители не забрали его обратно. Потом он учился в Лондоне. Отец хотел, чтобы сын был юристом, но в 18 лет Джозеф вернулся в Индию и начал работать журналистом.
  • В газете, кроме репортажей, интервью, светской хроники,  Киплинг опубликовал множество собственных рассказов, стихов.
  • Киплинг много путешествовал, всё что видел и пережил, записывал. И через некоторое время стал знаменитым писателем.
  • Счастливый случай привёл Редьярда Киплинга в детский индийский журнал. Он написал две  «Книги джунглей». Эти книги имели огромный успех.
  • Это книга о жизни человеческого детёныша Маугли среди зверей и о самих животных. Однажды маленький сын дровосека потерялся в джунглях, его хотел съесть тигр Шерхан, но ребёнок  успел доползти до логова волка. Волки приняли его  в свою семью, вскормили вместе со своими детёнышами. И дали мальчику имя Маугли. А друзьями мальчика стали мудрый медведь Балу, слон Хатки, пантера Багира, удав Каа, и вожак волчьей стаи Акела. Они обучали мальчика законам джунглей, т.е. как выжить в джунглях.
  • А став взрослым красивым и сильным Маугли помнил о тех, кто спас ему жизнь. Он вернулся к людям, выучил человеческий язык, освоился с образом жизни людей.
  • Викторина
  • Он мудр и беспощаден.
    Кто это?
     Каа
  • Игривая, сильная, опасная, грациозная. Багира
  • Вымышленный обезьяний народ. Бандерлоги
  • Трусливый прихвостень более сильного тигра Шерхана. Шакал Табаки
  • Про кого речь? «Ноги ступают без шума, глаза видят в темноте, уши слышат, как шевелится ветер в своей берлоге, зубы остры и белы». Волчья стая
  • Что такое водное перемирие и что говорится об этом в Законе джунглей? Оно объявляется, когда наступает Великая Засуха.     В это время нельзя охотиться у водопоев.
  • А спустя некоторое время Маугли  встретил девушку, женился на ней и стал вести обычный образ жизни, но навсегда сохранил в памяти свои первые годы, которые он провел в джунглях и навсегда запомнил фразу
  • Заветные слова народа джунглей . «Мы с тобой одной крови ты и я»
  • В книге джунглей есть ещё один рассказ «Рикки Тикки Тави». Эта история о маленьком мангусте, который отважно боролся со змеями. Однажды  одна семья в саду нашла еле живого мангуста и оставила у себя. Спустя некоторое время Мангусту пришлось сражаться с двумя кобрами Нагом и его подругой Нагеной, которые хотели убить всю семью мужа с женой и их сына Тедди. Маленький Рикки расправился со змеями и тем самым спас целую семью от верной гибели.
  • Викторина
  • Кто такой Рики-Тики-Тави? Мангуст
  • Как Рикки-Тикки оказался в семье людей? Его нашли после наводнения
  • Кто такой Наг? Кобра
  • Как называются ядовитые змеи, к которым относятся Наг и Нагайна? Кобры
  • О ком идёт речь? «Она хнычет всю ночь и все хочет набраться храбрости, чтобы выбежать на середину комнаты.»  Чучундра
  • А это? «Ум у него был птичий, в его крошечной головке никогда не вмещалось больше одной мысли сразу».  Дарзи
  • А это сказка Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». История о том, как дикие животные стали домашними и  о хитрости  этой кошки. Однажды очень умная женщина приручила животных, а кошке отказала. Прошло время, и дикая кошка дождалась своего часа и тоже стала домашней.
  • Викторина
  • Кто отыскал Человеку для жилья уютную, сухую Пещеру? Женщина
  • Кто пришёл в Пещеру первым из Диких зверей? Дикий пес 
  • Как назвала себя кошка? Не слуга и не друг 
  • Что обещал пес кошке? Гоняться за кошкой и кусать
  • За что первый раз женщина похвалила кошку? Она развлекала ребенка 
  • У Киплинга есть и другие интересные рассказы. Это «Как леопард получил свои пятна», «Откуда у слона хобот» «Как было написано первое слово»
  • А ещё Киплинг написал заповедь, которой он обращается ко всем людям
  • «Наполни смыслом каждое мгновенье,
    Часов и дней неуловимый бег, -
    Тогда весь мир ты примешь как владенье,
    Тогда, мой сын, ты будешь Человек!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Тест по литературному чтению 2 класс.Устное народное творчество. Люблю природу русскую. Осень.

Данный тест включает две темы. Может быть использован на этапе обощения изученного материала в качестве проверочной работы....

Интерактивное занятие для учеников 3-4 классов в рамках изучения творчества И. Крылова игра по станциям «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ БАСНИ»

Методическая разработка представляет собой интегрированную интерактивную игру по станциям для учащихся 9-10 лет (3-4 класс) на основе пройденного по программе школьного материала, с комплексом игр, на...

Приказ №299б от 18 октября 2019 года о проведении апробации цифровой образовательной платформы "Яндекс. Учебник" на уровне начального общего образования в 2019-2020 учебном году

Приказ №299б от 18 октября 2019 года о проведении апробации цифровой образовательной платформы "Яндекс. Учебник" на уровне начального общего образования в 2019-2020 учебном году...

Приказ № 311 от 22.05.2019 "Об участии в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений в 2019 году"

Приказ № 311 от 22.05.2019 "Об участии в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений в 2019 году"...

Интегрированный урок "Книга джунглей" - чья она?" в 4 класс Литературное чтение + английский язык +технология

Тема: «Книга джунглей» - чья она?Цели и задачи:Знакомство с произведением Р. Киплинга «Маугли»;Повторение английских слов, обозначающие предметы (названия животных), глаголы и ...