Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (1 класс)

Романова Тамара Клавдиевна

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс УМК "Школа  России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская основная общеобразовательная школа № 9»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

            НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»

1 - 4 классы

                                          Программу составил

                                   учитель начальных классов

                                   Романова Т. К.

        2019 г.        

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» разработана на основе

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции

Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11. «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14. «Язык образования»;

  • Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1., 12.2; п. 19.3);

  • Письма Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение

образования на родном языке»;

  • Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О

вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;

  • ОП НОО МБОУ «Никольская ООШ №9».

         Предмет «Литературное чтение на родном языке» изучается со 1 по 4 класс. Общий объем учебного времени составляет 68 ч. Из них: в 1 классе – 17 ч (1 ч в неделю во втором поугодии), во 2 классе- 17 ч (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе- 17 ч (0,5 часа в неделю,34 учебные недели), в 4 классе – 17 часов (0,5 час в неделю,34 учебные недели).    

         При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»  обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой.

  1. Планируемые результаты изучения  учебного курса

В результате изучения курса литературного чтения будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.

Личностные результаты:  

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
  • высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её

осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и    условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,

энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного

построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по

родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого

иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный

контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как

особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о

мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение

осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего

речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся

произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

  1. Планируемые результаты освоения учебной программы

«Литературное чтение на родном языке» к концу 1 года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающиеся научатся:

  • осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
  • читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по

содержанию;

  • правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
  • моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о

природе, о животных).

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Обучающиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сочинять рассказы по рисункам;
  • сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающиеся научатся:

  • различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
  • отличать прозаический текст от поэтического; находить различия между научно-познавательным и

художественным текстом;

  • называть героев произведения, давать характеристику.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • наблюдать за языком художественного произведения;
  • находить слова, помогающие ярко и точно изображать природу;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения

В области познавательных УУД (общеучебных)

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в ппроизведениях;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • рассказывать небольшие тексты, создавать модель произведения, отражающую тему, жанр и название

произведения.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;
  • читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объёмом 1-2 страницы;
  • воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на

примерах поступков героев литературных произведений русских авторов

В области коммуникативных УУД 

Обучающиеся научатся:

  • оформлять свои мысли в устной на уровне предложения или небольшого текста;
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать тексты русских произведений

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • работать в паре, группе;
  •  выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять итоговый контроль (что сделано) и пооперационный контроль (как выполнена каждая

операция, входящая в состав учебного действия)

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • оценивать результаты деятельности;
  • анализировать собственную работу;
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

В области личностных УУД

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение к уроку литературного чтения на родном языке; первоначальные

представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах; восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении;

  • чувство любви к природе родного края;
  • основы для развития творческого воображения.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • интереса к чтению;
  • мотивации обращения к произведениям на родном языке.

  1. Планируемые результаты освоения учебной программы «Литературное чтение на родном языке (русском)» к концу 2 года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающиеся научатся:

  • осознанно воспринимать произведения в исполнении мастеров художественного слова; стихотворения в

исполнении взрослого или подготовленного ребёнка ( в сочетании с музыкальным сопровождением);

  • четкой дикции, умению правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать

силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи;

  • читать целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов;
  • читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
  • сознательно, правильно читать (без пропусков и искажений) в темпе 50-60 слов в минуту;
  • читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного

типа; подробно пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий; пересказывать по предложенному картинному плану;

  • пересказывать выборочно с опорой на вопросы и иллюстрации;
  • ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника. Обучающиеся получат возможность научиться:
  • делить текст на части, находить главную мысль прочитанного ( с помощью учителя);
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование - создание текста

по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя);

  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и

справочной литературой. 

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающиеся научатся:

  • находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова

точно, как, словно;

  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три

существенных признака;

  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов;
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста 

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Обучающиеся научатся:

  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми

особенностями и индивидуальной задумкой;

  • творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения

В области познавательных УУД (общеучебных)

Обучающиеся  научатся:

  • прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
  • самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в

сносках к тексту.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать произведения и героев;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
  • находить объяснение незнакомых слов в словаре;
  • находить нужные книги в библиотеке.

В области коммуникативных УУД 

Обучающиеся  научатся:

  • работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
  • задавать вопросы по тексту произведения;
  • сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством учителя).

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание

партнера, вырабатывать общую позицию;

  • аргументировать собственную позицию;
  • получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся приобретут опыт:

  • выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
  • самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
  • планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной

деятельности).

В области личностных УУД

У обучающихся будут сформированы:

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • ценности многонационального российского общества;
  • гуманистические и демократические ценностные ориентации;
  • положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Обучающиеся приобретут опыт:

  • внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения

искусства, собственных поступков, действий других людей;

  • оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

У обучающихся могут быть сформированы:

  • представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
  • умения оценивать свое отношение к учебе;
  • внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой  

(внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы)

  1. Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающиеся научатся:

  • правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического

ударения;

  • пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
  • рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
  • привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной

проблемы;

  • определять и оценивать позиции литературных героев;
  • выявлять тему и главную мысль произведения;
  • сопоставлять героев, идеи разных произведений;
  • составлять план рассказа;
  • определять свое и авторское отношение к героям;
  • формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
  • делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление,

предисловие.

 Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающиеся научатся:

  • различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
  • выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки,

природы;

  • находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным

словам.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения,

своего отношения к нему.

  • использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.

 Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Обучающиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • продолжать сюжет произведения, историю героя;
  • участвовать в инсценировке произведения.

 Обучающиеся получат возможность научиться: 

  • создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему,

по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;

  • выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной

форме, рисунках.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения

В области познавательных УУД (общеучебных) обучающиеся научатся:

  • сравнивать произведения и героев;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  • свободно ориентироваться в аппарате учебника;
  • находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

 Обучающиеся получат возможность научиться: 

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления;
  • выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
  • находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
  • сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;
  • ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные

сведения);

  • находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;
  • извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;
  • знакомиться с детской периодической литературой.

 В области коммуникативных УУД 

Обучающиеся  научатся:

  • участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
  • сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.
  •  Обучающиеся получат возможность научиться:
  • работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
  • овладевать диалогической формой речи;
  • формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в

группе.

  •  В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся  научатся:

  • соотносить свои действия с поставленной целью;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме. 

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • планировать свои учебные действия;
  • анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
  • составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
  • планировать свою читательскую деятельность;
  • планировать свою деятельность при реализации проекта.

 В области личностных УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
  • умение оценивать свое отношение к учебе;
  • уважение к культуре разных народов.

У обучающихся могут быть сформированы:

  • представление об общих нравственных категориях у разных народов;
  • нравственное чувство и чувственное сознание;
  • умение анализировать свои переживания и поступки;
  • способность к самооценке;
  • эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;
  • бережное отношение к живой природе;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
  1. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету

«Литературное чтение» к концу 4-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающиеся научатся:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как

источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

  • понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск

фактов и суждений, аргументации, иной информации;

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и

осознавать цель чтения;

  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое,

выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа

(полного или краткого) (для всех видов текстов);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и

обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов)

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и

подтверждать его фактами со ссылками на текст;

  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). 

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающиеся научатся:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах

художественных образов и средств художественной выразительности);

  • отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических

и стихотворных текстов;

  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица),

приводить примеры этих произведений;

  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд

литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

  • Обучающиеся научатся:
  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для

разных адресатов).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения,

дополняя или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

В области познавательных УУД (общеучебных)

Обучающиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический,

фразеологический);

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  • устанавливать аналогии.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и

Интернет;

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая

основания для классификации;

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и

письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

В области коммуникативных УУД

Обучающиеся научатся:

  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке

решения;

  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  • владеть диалогической формой речи;
  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

В области регулятивных УУД

Обучающиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в

результате проведенной работы;

  • планировать собственную читательскую деятельность.

 В области личностных УУД

У обучающихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • способность к самооценке;
  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической

принадлежности;

  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных

нормах, нравственных и безнравственных поступках;

  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других

людей;

  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими

требованиями;

  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных

поступках;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
  • познавательная мотивация учения.

У обучающихся могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

  1. Содержание учебного предмета, курса

Содержательные блоки

Характеристика основного содержания

  1. Виды речевой и

читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.

Чтение.

Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания, логического ударения.

Чтение про себя.

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное) в соответствии с целью чтения. Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. 

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в русской литературе.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.

  1. Говорение (культура

речевого общения)

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе русских фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему.

  1. Письмо (культура

письменной речи)

         Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка, рассказ на заданную тему, отзыв.

  1. Литературоведческая

пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

  1. Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества русского народа. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной детской литературы, уроженцев родного края, доступные для восприятия младших школьников.

Научно-популярные и учебные тексты о писателях, поэтах, написанные для младших школьников и/или доступные для их восприятия.

Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические произведения.

  1. Тематическое планирование (68 ч)

1 класс (17 ч)

п/п

Содержание программного материала

Количество часов

Загадки. Сказки. Небылицы  

7

Апрель, апрель! Звенит капель…

7

О братьях наших меньших (3 ч)

3

Итого

17

2 класс (17 ч)

3 класс (17 ч)

п/п

Содержание программного материала

Количество часов

4 класс (17 ч)

п/п

Содержание программного материала

Количество часов

4 класс (85 ч)

п/п

Содержание программного материала

Количество часов


Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения на родном русском  языке (34ч.) 1 класс

№п/п

План

Факт

Название темы урока

Характеристика основной деятельности

Примечание

Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа (6 ч.)

1

«С чего начинается Родина»

М. Матусовский. С чего начинается Родина.

В. Степанов. Что мы Родиной зовём.

Пословицы и поговорки о Родине.

Путешествие по страницам детского журнала «Большая переменка».

 

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

Объяснять название произведения.

2

«Русский язык – родной язык русского народа»

М. Крюков. Много языков на свете разных.

Сухарев А. Сказка о Великом могучем русском языке.

Пословицы и поговорки о языке и речи, о силе доброго и злого слова.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

3

К. Ушинский. «Наше отечество».

Слушать рассказы учителя на основе иллюстрации. Подбирать самостоятельно слова, близкие  по смыслу к слову         «отечество». Читать текст самостоятельно. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Пересказывать текст на основе опорных слов. Определять главную мысль текста. Соотносить её с пословицей.Объяснять своими словами смысл этого текста.

4

В. Крупин. «Первоучители словенские». История славянской азбуки. «Первый букварь».

Читать текст самостоятельно.         Определять известную и неизвестную информацию в тексте. Рассказывать о том, что было неизвестно, в паре.

5

Л. Н. Толстой. Рассказы для детей.

Знать другие рассказы из азбуки Л. Толстого. Находить рассказы из азбуки Л. Толстого в учебнике. Находить книгу Л. Толстого в библиотеке

6

К. Д. Ушинский Поучительные рассказы для детей.

Читать названия рассказов К. Ушинского. Объяснять смысл названия рассказов. Читать самостоятельно рассказы. Соотносить главную мысль рассказов с названием рассказа. Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуации.

Стихи русских поэтов: (4 ч.)

7

Стихи русских поэтов: А. Л. Барто «Помощница», «Игра в слова».

Рассматривать выставку книг находить нужную книгу. Рассказывать о книге. Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Определить на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Определять настроение стихотворения. Находить слова, которые помогают передать настроение. Читать стихотворение, отражая настроение

8

Стихи русских поэтов: С.В. Михалков «Котята».

9

Веселые стихи Б. В. Заходера. «Два и три».

10

Веселые стихи В. Д. Берестова.

Устное народное творчество (10 ч.)

11

Малые фольклорные жанры.  Считалки, прибаутки.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

12

Заклички – приговорки, небылицы – перевертыши.

«Водят мыши хоровод», «На улице», «Музыканты», «Коза – хлопота», «Совушка», «Скок – поскок», «Конь», «Зайка», «Гости», колыбельные.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

13

Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

14

Песенки. Русские народные песенки. Герои песенок.

Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном.

Объяснять название произведения. Составлять рассказ на заданную тему.

15

Докучные сказки: «Про белого бычка

Уметь обобщать и делать выводы.

Формулировать главную мысль произведения.

16

Сказки авторские и народные. Е. Чарушин. «Теремок»,

Читать сказку по ролям. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку. Называть действующих лиц сказки

17

Русская народная сказка «Рукавичка».

Обсуждать поведение героев.

Находить главную мысль.

Подбирать пословицы к произведению.

18

Русская народная сказка «Петух и собака».

Обсуждать поведение героев.

Находить главную мысль.

Подбирать пословицы к произведению.

19

Сказки А.С. Пушкина.

Обсуждать поведение героев.

Находить главную мысль.

Подбирать пословицы к произведению.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

Читать произведение с выражением.

Высказывать свои мысли о произведениях и их героях. Соотносить произведение и фамилию автора

20

Сказки А.С. Пушкина.

Стихи о весне

21

Апрель, апрель. 3венит капель!  

А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна»,

 А. Плещеев «Сельская песенка».        

Воспринимать на слух художественное произведение.

22

Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель».

Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном.

23

Стихи-загадки писателей

И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е Трутневой.

Воспринимать на слух художественное произведение.

О братьях наших меньших (8 ч)

24

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…».

 Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших.

 Выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

25

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку».

26

М. Пляцковский «Цап Цара-пыч», Г. Сапгир «Кошка».

27

В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай»,

28

С. Михалков «Важный совет».

29

Д. Хармс «Храбрый ёж»,

30

Н. Сладков «Лисица и Ёж»,

31

С. Аксаков «Гнездо».

Творческая мастерская ( 2 ч.)

32

Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный  русский язык»

Итоговая работа

определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата

33

Инсценирование русской народной сказки

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; проявлять индивидуальные творческие способности

Контроль уровня обучения

Используемые виды и формы контроля

Система контроля включает:

– повторительно-обобщающие уроки: 11;

– контрольные уроки: 11;

– проекты: 3.

Виды контроля:

– вводный,

– текущий,

– тематический,

– итоговый,

– комплексный.

Формы контроля:

– фронтальный опрос;

– изложение;

– индивидуальные разноуровневые задания;

– тест.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы/ проекта.

Планирование контрольных уроков

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

проекты

практические, самостоятельные работы, тесты

контрольные работы

1.

Введение

1

0

0

0

2.

Самое великое чудо на свете

4

0

0

1

3.

Устное народное творчество

14

1

1

1

4.

Поэтическая тетрадь 1

11

1

1

1

5.

Великие русские писатели

24

0

1

1

6.

Поэтическая тетрадь 2

6

0

1

0

7.

Литературные сказки

8

0

1

1

8.

Были и небылицы

10

0

1

1

9.

Поэтическая тетрадь 1

6

0

1

1

10.

Люби живое

16

0

1

1

11.

Поэтическая тетрадь 2

8

1

1

1

12.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12

0

1

1

13.

По страницам детских журналов

8

0

0

1

14.

Зарубежная литература

8

0

1

0

Всего

136

3

11

11

Контрольно-измерительные материалы

В качестве контрольно-измерительных материалов используются тесты, разработанные для учебно-методического комплекса «Литературное чтение» для 3 класса:

Кутявина С. В. Литературное чтение. Тесты. 3 класс. М.: ВАКА, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 1 класс. Школа России. 2020

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 1 класс. (17 часов)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ , "ШКОЛА РОССИИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ, "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 1 класс. Школа России.

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса содержит: планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое и календарно-тематическое...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский) 3 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский)  3 класс. УМК "Школа России"...