Сочиняем сказку вместе
классный час

Волхонская Анна Леонидовна

Сочинение сказки на основе карт Проппа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Сочиняем сказку вместе»

Цель: 1. Способствовать формированию учебной мотивации.

           2. создать условия для развития познавательного интереса.

           3. работать над формированием творческой личности.

           4.формировать навыки работы в коллективе.

Оборудование: карты Проппа, карточки-подсказки на основе к. Проппа, скатерть, подсвечники, листы большого формата, маркеры, у учащихся заранее заготовленные сказочные герои.

Оформление: стол, накрытый скатертью; на доске карты; по ходу занятия появляются карточки - подсказки.

Ход занятия:

  • немного истории. Сочинением сказок с помощью специальных приемов впервые стал заниматься итальянский сказочник Джанни Родари. Чаще всего он использовал для этого идею русского ученого Владимира Яковлевича Проппа. В.Я. изучал баллады, сказки, былины. Он пришел к выводу, что во всех сказках много общего и придумал специальные карточки. Этих карточек всего 32. разумеется, не во всех сказках они присутствуют полностью, да и мы с вами сегодня воспользуемся только некоторыми из них.
  • Так чем же мы сегодня с вами займемся во время классного часа? – Да, мы будем сочинять сказку. На этом занятии мы будем использовать только часть карточек, т.к. первый раз сочиняем сказку.
  • Для начала определим героя (обсуждение вариантов)

- С чего начинается любая сказка? (с зачина)

  • 1 карточка – «Отлучка». Она, как правило, и является зачином. Отлучка может осуществляться различными персонажами: царь уезжает на войну, родители собираются на базар. Однако может случиться и так, что кто-то из героев умирает – отец трех братьев, старый кролик, сжигается одна из спичек. (это тоже отлучка)
  • 2 карточка – «Запрет», который обращен к герою. Обычно его                 говорит тот, кто уезжал. Запретов существует великое множество, однако их можно сгруппировать следующим образом:
  • Запрет передвижения (выходить из дома, заходить в какую-либо комнату)
  • Запрет действий (не пить воду, не разговаривать, не включать приборы, не стричь волосы, не произносить свое имя)
  • Чем проще действие, которое нельзя выполнять, тем загадочнее запрет. «Приказание» что-то сделать.
  • 3 карточка – «Нарушение запрета» Если бы его не было, то и сказки бы не было.
  • 4 карточка – «Получение волшебного средства» такими дарами могу быть: волшебные средства передвижения – ковер-самолет, сапоги-скороходы, крылатый конь; помощники, выполняющие любое приказание героя, чудодейственные напитки… другие волшебные средства – скатерть, клубок, музыкальные инструменты.
  • 5 карточка – «Перенесение героя к месту поисков» как правило, далеко для исправления ошибок после нарушения запрета. А что бы попасть, туда нужны волшебные средства.
  • 6 карточка – «Герой подвергается преследованиям». Здесь помогут волшебные дары. (гребешок, полотенце…) Однако надо подумать кто мешает нашему герою (з л о й…)
  • 7 карточка – «Враг побежден». Победить можно не только силой, но и смекалкой или случайно.
  • 8 карточка – «Счастливый конец» все собираются в доме, беды заканчиваются, часто играется пышная свадьба. Можно закончить сказку так, что ее конец станет началом нового сюжета: «Сели они на корабль и …»

По ходу работы над карточками идет обсуждение, разбираются варианты развития сюжета, один из вариантов учитель записывает маркером на листе. В сюжет включаются герои, заранее заготовленные учениками.

В конце занятия читается сказка, сочиненная классом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отлучка кого-либо из семьи Запрет, Обращенный к герою

Слайд 2

Счастливый конец Герой подвергается преследованию

Слайд 3

Перенесение к месту поисков Нарушение запрета

Слайд 4

Враг побеждён Получение Волшебного средства



Предварительный просмотр:

                Волшебная сказка

Жили-были… семья драконов.

Как-то раз родители собрались уходить.  Папа – искать приключения, а мама в магазин. Маленькому дракончику папа наказал не выходить из пещеры, а мама в свою очередь запретила выпускать пламя.

Дракончик Кеша остался один. Вдруг он захотел есть, но дракончик совсем забыл мамин запрет и решил выпустить пламя на кофеварку. Тут появился… злой Дух. Он был страшный, противный, черный и рассерженный. Дух сказал: « Ты спасешься от моего гнева тогда, когда вынешь из озера волшебный алмаз!» Кеша испугался, вспомнил он о запрете, да делать нечего, надо идти, а значит нарушить и второй запрет.

С чувством вины, растерянный дракончик выходил из пещеры.

У самой пещеры его встретил Эльф. Он был добр и подарил Кеше несколько волшебных предметов: швабру, траву и сушеную рыбу.         Пошел малыш дальше.  Озеро далеко, а летать дракончик еще не умел.  Тут ему встретилась Баба-Яга и дала на время свою ступу. Еле-еле поместился дракончик в ступе, но долетел до озера.

«Что же дальше делать?» Бросил Кеша в воду волшебную сушеную рыбу, ничего не произошло!

Вдруг, откуда ни возьмись, налетели местные духи, просыпал дракончик траву сушеную в озеро.…Сам стал волшебной шваброй духов отгонять.

В это время мама с папой домой вернулись, смотрят, нет сыночка, и бросились его искать.

А Кеша духов отогнал, посмотрел на озеро, а там…

Подействовала волшебная сушеная трава, алмаз всплыл с ней на поверхность. Схватил дракончик алмаз и тут увидел родителей. Кеша с испугу даже летать научился! А родители обрадовались сыну. Папа, что ребенок уже летает. Мама, что такой красивый подарок для нее добыл, и не стали они Кешу ругать.

Прилетели все домой.  Алмаз мама в шкатулку убрала. Злой Дух вынужден был оставить Кешу в покое, потому что алмаз тот добыл и в пещеру принес.

Однако никуда Дух не ушел,

                            НО ЭТО УЖЕ ДРУГАЯ ИСТОРИЯ.

                               

                                         Авторы: 2  класс

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сочини сказку"

Материал позволяет развивать творчество детей. По представленным изображениям дети сочиняют свою сказку....

Сочиним сказку

Новогоднее представление для учащихся 2 и 6 классов. Сценарий разработан и праздник проведен учителем начальных классов Редькиной Алефтиной Алексеевной и учителем русского языка и литературы Чупи...

урок творчества во 2 классе "Сочиняем сказку"

На данном интегрированном уроке учащиеся учатся фантазировать, придумывать концовку сказки. Расширяются  представления  детей  о  дикорастущих  и  культурных  растен...

Презентация детского литературного творчества. Сочиняем сказки сами. Сказки о животных.

Презентация, иллюстрирует итоговый урок по теме "О братьх наших меньших". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки.  В презентации приведены  ...

Презентация детского литературного творчества на уроке окружающего мира. Сочиняем сказки сами. Сказки о растениях.

Презентация, иллюстрирует урок окружающего мира  по теме "Дикие и культурные растения". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки. В презентации при...

Презентация детского литературного творчества. Сочиняем сказки сами. Сказка, раскрывающая смысл поговорки "остаться у разбитого корыта".

Презентация, иллюстрирует  урок по теме "Сказка о рыбаке и рыбке"  А. С. Пушкина. На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки, раскрывающей смысл...

Презентация проекта "Сочиняем сказки сами". Сценарий сказки «Муха-Цокотуха на новый лад».

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие во­ображения, наблюдательности, сообразительности и восп...