Открытый урок по чтению. Серебряное копытце.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Кокнаева Светлана Геннадьевна

Познакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова; от¬рабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обога¬щать словарный запас; развивать память, речь, мышление; обучать чтению по ролям, умениям характеризовать поступки героев, за¬мечать мотивы народных сказок в авторском тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.18.42 КБ
Файл Презентация урока2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление; обучать чтению по ролям, умениям характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение; мета- предметные: Р - формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества П.П. Бажова.

Оборудование:  видеозапись мультипликационного фильма по сказу П.П. Бажова  

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

- Как вы думаете, знала ли роза о том, что, после того как расцветет, она умрет? (Наверняка знала, ведь мы тоже знаем, что человек умирает.)

- Так почему же она боялась погибнуть, когда жаба подбиралась к ней? (Ей было неприятно. Она мечтала умереть другой смертью.)

- Понимал ли мальчик, что умирает? (Скорее всего, да, ведь ему было очень тяжело.) 

Расскажите о мальчике.

Перечитайте отрывок о том, как мальчик и роза встретились.

- Какие чувства испытывала роза при этом? (Она была счастлива, что о счастливила другого.) 

- Что роза считала самим лучшим событием в жизни? (Когда маленькая слезинка сестры упала на цветок.)

- Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью?

  • Какова основная мысль произведения?
  1. Сообщение темы и постановка целей урока

Прочитайте фамилию, имя и отчество писателя.

Что вы о нем знаете?

  1. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством П.П. Бажова

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

Работа над сказкой «Серебряное копытце» 

  • Проведем словарную работу. В тексте нам встретится много незнакомых слов.

БАРСКАЯ РУКОДЁЛЬНЯ - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитье).

ВЗЪЕСТЬСЯ - невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начать упрекать, обвинять, бранить.

ГОЛБЧИК- приступка для всхода на печь.

ПОЖИТКИ - мелкое имущество, домашние вещи.

ПОХЛЁБКА - жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.

НЕСПОДРУЧНО - неудобно, неловко.

ПОСОБНИК- помощник в делах.

ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ - широкие, пологие овраги, покрытые травой.

СТАТОЧНОЕ ЛИ ДЕЛО - (устар.) хорошее ли дело.

  1. Рефлексия
  • С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
  • За что бы вы себя похвалили сегодня?
  1. Подведение итогов урока
  • С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
  • Что вы запомнили об авторе?

Домашнее задание с.180-185 (1часть)

Перечитать сказку. Подготовить выразительное, безошибочное чтение.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии П.П. Бажова

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода - на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума - словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

А родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. Став учителем, он в свободное время бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков, записывал в толстую тетрадь все, что они ему рассказывали, - были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла революция.

И тогда Павел Бажов оставил учительство, запрятал свои тетради и добровольно пошел в Красную Армию, чтобы с винтовкой в руках защищать молодую Советскую республику. Только после окончания Гражданской войны Павел Бажов снова достал свои заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. К этому времени он был журналистом. Ему приходилось часто ездить по старым уральским шахтам, горным заводам. И он не терял ни одной возможности, чтобы записывать все, что его так сильно привлекало. 

Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера, талантливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. Его влекли душевная красота и достоинство трудового человека. Только таким открываются стихийные силы природы, только отважным и чистым душой людям удается проникнуть в заветные кладовые Уральских гор, только им дано разгадать их тайны. Так рассказывалось в тех преданиях, которые переходят от поколения к поколению.

В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были». А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Ключ-камень», «Медной горы хозяйка», «Великий полоз» и многие другие уральские сказы, как назвал их автор.

Они были радостным открытием для всех читателей - от детворы до умудренных старцев. В этих сказах фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Впервые героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а рабочие люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне его добрую, нужную людям суть. «Добрый гляделец» - так называли в уральских сказах таких людей.

По мотивам сказок созданы кинофильм «Каменный цветок», многочисленные произведения музыки, скульптуры, живописи. Слава нового и необыкновенного сказочника разошлась по всей стране и вышла далеко за ее пределы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Лыткарино Московской области» Открытый урок по чтению Серебряное копытце. П.П. Бажова. 3-Б класс Провела учитель начальных классов Кокнаева С.Г. январь 2018 г.

Слайд 2

Организационный момент Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас открытый урок по чтению. Мы повторим домашнее задание и начнем изучать новое произведение. От вашего умения читать и пересказывать будут зависеть как пройдет наш урок. Итак приступаем.

Слайд 3

Речевая разминка Прочитайте стихотворение медленно, затем выразительно с ускорением, повышая интонацию. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому -то , кому - то поможет Твоя доброта и улыбка твоя, Ты знай, что сей день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря!

Слайд 4

Повторение домашнего задания «Жаба и роза Ребята, на дом было задано произведение М. Гаршина «Жаба и роза». Вы должны были подготовить краткий пересказ по этой сказке. Мы все внимательно выслушаем, как вы подготовились и умеете пересказывать текст. Для этого у вас будут вопросы-подсказки, а вы будете отвечать и рассказывать нам сказку.

Слайд 5

Вопросы для опроса О чём говориться в начале произведения? 2. Каков был цветник и где располагался он? Кто жил там? 3. Кому принадлежал цветник и кто туда приходил? 4. Расскажите о мальчике ? Каким он был? Кто наблюдал за ним? 5. С кем подружился мальчик? Опишите ёжика. 6. Почему в эту весну мальчик не мог прийти в свой цветник? 7.Почему жаба невзлюбила розу? Как она хотела выразить свои чувства к ней? 8. Почему роза хотела умереть другой смертью и кому она завидовала?

Слайд 6

Вопросы для опроса 9. Что произошло с мальчиком этой весной и кто с ним всегда находился рядом? 10. О чём попросил мальчик свою сестру? 11. Как сорвался план у жабы, чтобы уничтожить розу? 12. Понимал ли мальчик, что это его последняя просьба? 13. Как мальчик и роза встретились? Какие чувства испытала роза при этом? 14. Что роза считала самим лучшим событием в жизни? 15. Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью?

Слайд 7

Основная мысль произведения

Слайд 8

Физкультминутка Козлик копытцем постучал, Головою покачал. Низко голову склонил. Опять копытцем постучал Снова голову поднял. И по полю поскакал.

Слайд 9

Краткий обзор биографии П.П. Бажова

Слайд 10

Творчество П.П.Бажова В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были». А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Ключ-камень», «Медной горы хозяйка», «Великий полоз» и многие другие уральские сказы, как назвал их автор. Они были радостным открытием для всех читателей - от детворы до умудренных старцев. В этих сказах фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Впервые героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне его добрую, нужную людям суть. «Добрый гляделец » - так называли в уральских сказах таких людей. По мотивам сказок созданы кинофильм «Каменный цветок», многочисленные произведения музыки, скульптуры, живописи. Бажов любил собирать камни и по ним сочинял свои прекрасные произведения.

Слайд 11

Любимые камни Бажова Изумруды Что делают из них Малахит

Слайд 12

Сказка «Серебряное копытце» Проведем словарную работу. В тексте нам встретится много незнакомых слов. БАРСКАЯ РУКОДЁЛЬНЯ - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитье). ВЗЪЕСТЬСЯ - невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начать упрекать, обвинять, бранить. ГОЛБЧИК - приступка для всхода на печь, в виде лестницы. ПОЖИТКИ - мелкое имущество, домашние вещи. ПОХЛЁБКА - жидкая пища, род супа из картофеля или крупы. НЕСПОДРУЧНО - неудобно, неловко. ПОСОБНИК - помощник в делах. ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ - широкие, пологие овраги, покрытые травой. СТАТОЧНОЕ ЛИ ДЕЛО - (устар.) хорошее ли дело.

Слайд 13

Мультфильм «Серебряное копытце»

Слайд 14

Рефлексия С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? За что бы вы себя похвалили сегодня? Итог урока С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке? Что вы запомнили о нём? С какой сказкой мы познакомились? Кто такой Кокованя ? Почему девочку назвали Дарёнкой ? Домашнее задание с.180-185 (1часть) Перечитать сказку. Подготовить выразительное чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок чтения "Серебряное копытце" П.П. Бажов 2 класс

Урок-знакомство с творчеством П.П. Бажова, со сказкой "Серебряное копытце"....

Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК "Школа России. По учебнику Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Проведен в январе 2014 года.

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по теме" Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК  "Школа России". Проведён в январе 2014 года. Урок сопровождаетс...

Презентация к уроку литературного чтения "Серебряное копытце" П.Бажов

Материал для словарной работы к произведению П.Бажова "Серебряное копытце" Объяснение значения слова "хризолиты"...

Разработка открытого урока по чтению в 3 «Д» классе на тему: «Серебряное копытце» П.П.Бажова.

Разработкаоткрытого урока по чтениюв 3 «Д» классе на тему: «Серебряное копытце» П.П.Бажова....