Главные вкладки

    Урок литературного чтения "Серебряное копытце" 4 класс
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Работа в группах и парах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literaturnoe_chtenie_4_klass.doc93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Криушинская средняя школа г. Новоульяновск

    Урок литературного чтения

    Уральский сказитель Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце»

    4 класс

    Составила учитель начальных классов

    Владимирова Ирина Анатольевна

    2010 год

    Тема: Уральский сказитель Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце».

    Цели:

    Обучающие:   обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.

    Развивающие:  развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения,  выразительного чтения, развивать грамотную устную речь.

    Воспитательные:  ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.

    Общеучебные умения и навыки:

    1. Развивать умения учащихся составлять характеристику героев.

    2. Развивать навык  контроля, самоконтроля, взаимоконтроля на всех этапах урока.

    3. Развивать навык работы в группах, в парах.

    Тип урока: закрепление пройденного материала.

    Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, портрет П.П.Бажова, компьютер, диск с презентацией, свитки, картина К.Васильева «Старец с совой»

     

                       План урока:

    1. Организационный момент.

    1.  Речевая разминка.

    1. Постановка цели урока.

    1. Проверка домашнего задания.

    1. Работа в парах.

    1. Физминутка.

    1. Работа в группах.

    1. Вывод.

    1. Домашнее задание.

    1.  Рефлексия.

    1.  Итог урока.

                                Ход урока.

    1. Организационный момент. (слайд№1-2)

    Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Но прежде давайте поприветствуем  наших гостей, которых мы очень рады видеть.

               

                        Ребята, готовы вы  к уроку?

                         На вас надеюсь я друзья.

                         Мы хороший дружный класс.

                         Всё получится у нас.

     

                                  Сообщение плана урока

    1. Речевая разминка.

          А)  Мобилизирующее дыхание.

               Вдох-пауза  - выдох

               Вдох- пауза- выдох

               Вдох- пауза- выдох

     Б) Мы купили кошке (слайд№3)

         К празднику сапожки.

         Причесали ей усы,

         Сшили новые трусы.

         Только как их надевать?

         Хвостик некуда девать.

     

    -Прочитайте глазами.

    -Прочитайте медленно.

    -Прочитайте с радостью, скороговоркой.

    -Выучи наизусть, расскажи.

       3.  Постановка цели урока.

    Что такое шкатулка? Для чего она нужна?

    -Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Её любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память. Вы поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказку.

    Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о Бажове? (слайд№4)

    Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли  бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Дарёнка, Данилушко, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, Великий полоз, ящерки. «Серебряное копытце» это сказ. Почему это сказ? Так как в нём умело переплетаются  фантастика, элементы вымысла и реальности. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас  с вами, и что нравится в людях Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

             4.  Проверка домашнего задания.

            -Дома вы перечитали сказ Бажова «серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы  хорошо знаете текст. У вас на партах листочки с тестом. (приложение N1)

    Ключ к тесту : б б в б б в а в (слад№5)

    Без ошибок-8б

    1-2 ошибки-6б

    3-4 ошибки-4б

     -Оцените себя и поставьте балы в оценочном листе.

             .           5.  Работа в парах. (памятка - правила работы в парах.)

    Восстановите текст. (слад№6) Взаимопроверка. (приложение№2)

    Так и стали жить вместе, дед   ,  . Дарёнка да кошка Мурёнка.

    Жили -   , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

    и у всякого дело было. Кокованя с утра на     уходил, Дарёнка в избе , похлёбку да     варила, а кошка Мурёнка  на охоту ходила –

    мышей   . К вечеру соберутся, и    им.

    Оцените по ключу:

    Без ошибок-8б

    1-2 ошибки-6б

    3-4 ошибки-4б  поставьте балы в оценочный лист

                           ФИЗМИНУТКА

    -Вы отлично потрудились,  и настало  время  короткого, но  такого необходимого отдыха.

    Вы сегодня потрудились от души,

    До чего же вы, ребята, хороши.

    А сейчас мы все немного отдохнём

    И работать с новой силою начнём.

    Из-за парты встанем дружно,

    Но шуметь совсем не нужно.

    Мы глаза слегка прикроем,

    Душу – сердце приоткроем.

    Раз - глубокий вздох, все вместе,

    Два - покружимся на месте.

    Три - всем классом мы присели,

    Как на детской карусели,

    Счёт - четыре, наклоняйся,

    Ничему не удивляйся,

    Потому что на счёт  пять,

    Будем делать вдох опять.

    Шесть - попрыгаем на ножке,

    Правой, левой понемножку.

    Семь - улыбка на лице,

    Очень красит вас. В конце

    Нашей маленькой зарядки

    Посгибайте по порядку

    Пальцы правой, левой рук,

    Не коснулся, чтоб недуг

    Никаких суставов ваших,

    Ни  у Коли, ни у Даши.

    На счёт восемь - потянулись,

    В пояснице все прогнулись.

    Девять - в окна посмотрели,

    Десять - тихо, дружно сели.

    1. Работа в группах. (памятка - правила работы в группах)

        -Назовите главных героев.

     

    -1  группа - даст характеристику Дарёнке по плану  в таблице (слайд №8)(прилож N 3)

    - 2 группа - даст характеристику Коковане по плану  в таблице(слайд№8) (прилож N 4)

    -3 группа  - расположите  картинки по порядку (слайд№7) и найти отрывок, прочитать выразительно.

    -4 группа - выберите пословицы подходящие к тексту (слайд№10)

    Богатство не синоним счастья.

    Желаешь себе добра – делай добро другим.

    Без семьи, без  детей, без друзей нет смысла жизни.

    Каких только чудес не бывает на свете.

    В благополучии человек сам себя забывает.

    Чёрствое сердце не знает благодарности.

    А)  Проверка работы 3 группы. При оценивании учитывается : соблюдалось ли последовательность событий, правильно ли подобрали картинки, как прочитали.

      Без ошибок-4б

    1-2 ошибки-2б

    3 ошибки-1б    поставьте балы в оценочный лист.

    Б)  Проверка  1 группы

    В) Проверка 2 группы,   при оценивании учитывается верно ли дали характеристику.

    Без ошибок -4б

    1-2 ош.-2б

    3-ош.-1б  поставьте балы в оценочный лист

    Давайте прочитаем эти характеристики.

     Что общего вы заметили в их описании? (одинокие, ценят красоту, природу)

     Таким образом ,ребята, вы видите ,что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем –то похожие на нас.

    И у рассказчика своё отношение к ним.

    Что нравится автору в характере Дарёнки?

    А что понравилось Коковане в ней? (Он увидел в ней  черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда)

    Они оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей ,а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей

    .

    -Какие черты характера главных героев близки вам или хотели бы их иметь?

     Сейчас я раздам  вам старинные свитки. Ваша задача  написать  на строке то положительное качество своей души, которого у вас много и вам не жаль им поделиться с ближним, так как вас переполняет доброта  или великодушие, честность. Напишите слово - положительное качество своего характера, которым хочешь поделиться. Сверни свиток, завяжи верёвочкой  и прикрепите пёрышко – символ лёгкого и радостного расставания с сокровенным, подари свиток с частичкой своей души кому-либо

    Ребята, подарите от души ваш свиток, смотрите, чтобы никто не остался без вашего внимания. Прислушайтесь к себе и запомните, какие чувства вы испытываете, когда вам удаётся поделиться самым дорогим.(музыка Чайковского П. И.)

    Уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги ,чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу   ,в которой мы живём. Он ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами.

    Работа по картине К. Васильева «Старец с совой» (слайд№9)

    Кого вы  видите на картине? (старика, дедушка, пожилого человека)

    У этого человека над головой изображена сова, а это символ мудрости. Он держит свечу и её свет символизирует свет души этого пожилого человека. Он возвышается над лесом, и готовится к уходу, но в ногах его горит огонь- пламя мудрости, доброты, любви и простоты. Этот огонёк и предстоит подхватить и пронести  по жизни следующим поколениям - младому племени, то есть нам с вами.

    -Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?

    -Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; или герои были бедными ,надеялись продать драгоценные камни,. и зажить богато?

    -Почему всё-таки  произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

    У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.

    -За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)

    -Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

     -А какой урок извлекли вы?

    -Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?

    Проверяем  4 группу.

    -Какие пословицы вы выбрали?

    Без ошибок-4б

    1ош.-2б

    2ош.-1б.

    Оцените себя.

    1. Домашнее задание

    Посмотрите на выставку книг, я думаю,  у вас  появилось желание  прочитать другие произведения  Бажова, узнать о других героях.

    1. Рефлексия

    -Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных  кружка- камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Бажова приклейте зелёный камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, то приклейте голубой, а если испытывали трудности ,то красный. Давайте все  вместе  полюбуемся на наш луг. Сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом , но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.

    Итог урока. (слайд№11)

    Посчитайте балы. Оцените свою работу.

    19б-20б-  5

    18б- 16б- 4

    15б-10б-  3

    Приложение №1

    Тест

    1 .Как звали деда ,который удочерил сиротку?

    а) Ваня

    б) Кокованя

    в) Валя

    2 . Как звали сиротку, которую взял к себе Кокованя?

      а) Мария

      б) Дарья

       в) Настя

    3 .Как звали кошку Дарёнки?

     а) Барсик

     б) Мурзик

      в) Мурёнка

     4. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу?

      а) лису

      б) козлика

       в) волка

     5. В какое время года Дарёнка увидела козлика?

       а) летом

       б) зимой

       в) весной

     

    6. На какой ноге было серебряное копытце у козлика?

       а) левая передняя нога

       б) обе передние ноги

        в) правая передняя нога

     

    7. Сколько веточек на рожке козлика?

       а) пять

       б) восемь

       в) семь

    8. Какого цвета были камни, которые находили на покосном лужке?

     

       а) белые

       б) красные

        в) зелёные

    Приложение №2

    Восстановите текст.

    Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили-  ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.

    Слова для справок: Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, кашу, ловила, весело.

    Приложение №3

                                                          Дарёнка

    1.Семейное положение

    2.Внешность

     3.Характер  

    4.Чем занимается

    упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, простой, внимательный, жадный.

    Приложение№4

                            Кокованя

    1.Семейное положение

    2.Внешность

    3.Характер

    4.Чем занимается

    упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, простой, внимательный, жадный.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения. 1 класс. "Школа 2100". Тема урока: Обобщение раздела "Попрыгать, поиграть..."

    Данный урок является восьмым уроком литературного чтения раздела «Попрыгать, поиграть». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на...

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

    Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

    Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

    Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

    План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

    План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

    Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

    Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

    Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

    Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...


     

    Комментарии

    Есть презентация к уроку. Портрет Бажова, картина Васильева "Старец и сова". Таблицы, тесты, характеристики героев. могу прислать на электронку.

    Устинова Белла Анатольевна

    Ирина Анатольевна! Буду очень признательна, если Вы пришлете мне материалы к уроку. Мой адрес: bella-ustinova@mail.ru