Урок литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

силкина виталина витальевна

Урок разработан согласно требованиям ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  4 класс
          С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

УМК «Школа России»

Учитель: Силкина Виталина Витальевна

Цель  урока: Обеспечить целостное восприятие и осмысление учащимися поэтического текста

Задачи:

Образовательные:

Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”

Учить анализировать поэтическое произведение

Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу

Развивающие:

Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз

Развитие познавательной активности

Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности

Формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля

Воспитательные:

Способствовать пониманию понятия “родина”, воспитывать любовь к родине, к семье

Воспитывать любовь к русской поэзии

 Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль:  текущий.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

5. Необходимое техническое оборудование

Мультимедийная установка, ПК учителя

                         СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название использу-емых технологий

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин)

1

Организационный момент

Мотивирует учащихся на деятельность

Сегодня у вас на уроке много гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу.     Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Готовятся к уроку, настраиваются

1 мин

2

Речевая разминка

Начнем урок с речевой разминки.

  1. Разогрев
  2. Дыхание.
  3. Скороговорка
  4. Выразительное чтение

 Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках 

По горе крутой.

                     И.З.Суриков

- Кто из вас помнит, как называется стихотворение, отрывок из которого мы читали?   

- А вот почему именно отрывок из этого стихотворения я взяла для разминки, вы узнаете чуть позже.

Читают хором

Логические ударения

(«Детство»)

3 мин

3

Проверка д з

Выставка работ

Ваш речевой аппарат готов к работе, мы можем приступить к проверке дз. Что выполняли дома?

Прочитайте наизусть отрывки в парах. Какие пожелания?

Отвечают.

Читают наизусть.

3 мин

4

Актуализа-

ция знаний

Фронталь-ная работа

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением уже знакомого вам поэта.

Послушайте стихотворение и вы узнаете, какого. (Слайд)

В этом имени — слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь-рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты...

Только скажут —

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты...

 Посмотрите на портрет Есенина. Что вы можете о нем сказать?

Есенин – поэт Руси.. «Душа моя – поле безбрежное», - так говорил о себе поэт.

Называют ФИО поэта: Сергей Есенин

Молодой, красивый, умный, у него серьезные глаза, мечтательный, задумчивый, добрый

2 мин

5

Формулирование учениками темы и задач урока

Фронталь-ная работа

Нам осталось определить произведение, которое мы будем изучать.

Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ.

О ком с такой нежностью вспоминает Есенин?

Назовите иллюстрации одним словом.

Подберите к существительному бабушка однокоренное прилагательное и образуйте словосочетание.

Сформулируйте тему урока.

Зная тему, поставьте задачи урока

Бабушка

Сказки

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

Познакомиться со стихотворением Сергея Есенина “Бабушкины сказки”,

Учиться правильно, выразительно читать.

2 мин

6.

Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия

Прослушивание аудиозаписи  стихотворения в исполнении артиста С. Безрукова.

Организует проверку первичного восприятия стихотворения:

Понравилось ли вам это стихотворение? Чем? О ком?

- Откройте учебники на странице 72 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

Что вы видите?

Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению?

Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей Есениным? (Кудрявый мальчик.)

Ученики слушают, отвечают на вопросы, рассуждают

Стихотворение о детях, бабушка рассказывает сказки  Кругом снег, темно, избы, дети идут домой и везут за собой санки; Деревенская изба внутри, топится печка, сидит на лавке бабушка, а вокруг внуки.

3 мин

7

Физминутка

У  Есенина много стихотворений о природе,  о временах года. Давайте с вами перенесемся в лес и представим, что мы деревья.

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растём,

йога

Выполняют упражнения

1 мин

8

Чтение и анализ стихотворе ния

Приём

стилисти-

ческого

эксперимен-та

Чтение по логическим частям. Комментарии.

1-4

5- зовет

Сказки- спать?

И-говори.

Прочитайте стихотворение про себя. Понятно ли вам лексическое значение всех слов?(называют) 

Проверка:

Уточним значения некоторых слов: Задворки, разухабистый, опостылели, салазки (толковый)

Синонимы гурьба, бредем, загалдели ( чтение и замена) шагаем, заговорили, толпа

Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему

Прочитайте стихотворение. КАкя часть речи наиболее часто встречается?

Определите тип текста?

Определите тему.

С каким чувством поэт вспоминает детские годы?

Основную мысль.

Какие вопросы из биографии Сергея Есенина хотелось бы узнать?

комментарии

Дети читают и отмечают непонятные слова.

Работа со словарём

Работают в группах и парах.

Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта.  Всё своё детство провёл Есенин в деревне, сказки в детстве ему рассказывала его бабушка

5 мин

8

Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина

Чтение биографии.

Задайте вопросы друг другу так, чтобы было понятно содержание текста.

1 ученик (Слайд) Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино. Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.

2 ученик. (Слайд) Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы

Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами. Вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда (отца матери).

3 ученик. (Слайд) "Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.»

Учитель

Можно без преувеличений сказать, что Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. В доме у бабушки всегда было шумно и весело, сюда приезжали погостить и другие внуки. Детвора, после надоевших за день игр, спешила домой, к любимой бабушке, уговаривая её рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что каждый из присутствующих, включая Есенина, ощущал себя героем рассказанной истории, совершая подвиги. Став взрослым поэт часто вспоминал свою бабушку с нежностью и теплотой.

Читают.

Задают вопросы.

9

Выразительное чтение стихотворе-ния (1 этап – подготовка)

Тренировоч-ное чтение

Индивиду-альная

Работа на ИД

а) Самостоятельное чтение первой строфы.

- Подумайте над тем, как меняется настроение, тон и темп стихотворения.

- Прочитайте первое четверостишие вслух. Какие слова хочется выделить голосом? Подчеркните их (логические ударения).

б) Чтение следующей строфы.

- Как меняются настроение, тон, темп стихотворения?

- Какие сказки про Иванушку– дурачка вы знаете?

(Русская народная сказка «Царевна – лягушка», Ершов «Конёк – Горбунок и др.).

- Какую картину вы себе представляете?

- Прочитайте четверостишие ещё раз, выделяя голосом слова (логическое ударение).

в) Чтение следующего четверостишия.

- Как  теперь меняется настроение?

- Прочитайте четверостишие.

- Любил ли С.А. Есенин сказки?

- Подчеркните главные, важные слова.

- Выразительно прочитайте четверостишие вслух.

г) Самостоятельное чтение четвертого четверостишия.

- Как  меняется настроение? - Расставьте логические ударения.

- Прочитайте четверостишие вслух

д) Самостоятельное чтение пятого четверостишия.

Учащиеся работают с текстом стихотворения, подчёркивают логические ударения.

1-2 строки –веселье;

3-4 строки – усталость.

Усталость сменяется успокоенностью, желанием слушать бабушкины сказки.

Разочарование, возмущение

7 мин

10

Выразитель-

ное чтение (2 этап самостоя-тельное)

Работа в парах

Самостоятельное выразительное чтение стихотворения. Алгоритм.

На каком этапе мы остановились? Выразительное чтение. Работа в парах

 Чье чтение рекомендуете послушать?

 

Чтение в парах

Взаимопроверка.

1ученик выразительно читает вслух

4 мин

11

Сравнение стихотворений С. Есенина «Бабушкины сказки» и        И. Сурикова «Детство».

Работа в парах

Есть еще один поэт, который запомнил на всю жизнь бабушкины сказки . Это Иван Суриков. Сравните эти стихотворения.

6 мин

13

Домашнее задание.

Уровневая дифференциация

1 уровень – выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки».

2 мин

15

Итог урока

Учитель: Поэзия Есенина всегда вдохновляла композиторов на создание музыкальных произведений.  Сейчас я предлагаю вам послушать песню «Бабушкины сказки» на слова С. Есенина в исполнении детского хора.

2 мин

Сопоставьте задачи с содержанием нашей работы.

Познакомились биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”,

Учились правильно, выразительно читать

16

Рефлексия работы на уроке

Оцените свою работу на уроке

- Мне понравилось …

- Я научился …        

 - Я сегодня работал …

Кого из одноклассников вы сегодня можете похвалить?

 Оценивают свою работу на уроке.☺

- Мне понравилось … -                                             - Я научился …          - Я сегодня работал …

   Оценивают работу одноклассников на уроке.                                                        

2 мин

17

Заключительное слово учителем о Есенине.

Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся.

Вместе с ним Россиею живем! Человек будущего также будет читать Есенина, как его читают сегодня. Потому что в его стихах отражается душа России.

И сегодняшний урок мне хотелось бы закончить строками С.А. Есенина, которые были написаны

перед его смертью, когда ему было 30 лет

«До свиданья, друг мой,

                            до  свиданья…

Милый мой, ты у меня в груди,

Предначертанное расставание

Обещает встречу впереди»

Спасибо за работу на уроке!

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...