Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Смирнова Юлия Валерьевна

Конспект урока по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».

Цель урока:

 Создать условия для формирования  понятий Родина, малая родина  и потребности любви человека к ней.

Универсальные учебные действия.

Предметные:

 - формировать умение анализировать лирическое  стихотворение;          

-читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.

Личностные:

- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

- Уважать мнение одноклассников.

Регулятивные:

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные:

- Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:

-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

- Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование: Учебник  «Литературное чтение», презентация, раздаточный материал

Формы организации деятельности учащихся:  индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность.

Планируемые результаты:  учащиеся в процессе коллективной деятельности анализируют содержание произведения; выразительно читают вслух и про себя; объясняют нравственный смысл, разбираются в понятиях «Большая  и малая родина», «Отчизна».

Технологии, применяемые на уроке: технология проблемного диалога.

Методы урока: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, ИКТ.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ВЫЗОВ

  1. Введение в тему.

Клип «С чего начинается Родина»

- О  чём идёт речь в клипе? (о Родине). Это и будет темой нашего урока.

-  Как вы понимаете слово Родина?

2. Лексическая работа.

3. Работа с таблицей «ЗХУ» (раздаточный материал)

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

- Что мы представляем, когда произносим слово Родина?  Как вы понимаете значение этого слова? Запишите всё, что вспомните в 1 столбик.

- А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы ещё узнать по этой теме.

III. ОСМЫСЛЕНИЕ

1. Рассказ об авторе. 

- А как выражают своё отношение к Родине писатели и поэты? Что для них Родина? Сегодня мы это выясним. И первым автором, с произведением которого мы сегодня познакомимся, будет Ю. Яковлев. Прочитайте самостоятельно информацию о нём.

5 слайд

Яковлев Юрий Яковлевич (1922 – 1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей. Основная тема его произведений – жизнь школьников, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Юрий Яковлевич является сценаристом таких мультфильмов, как «Умка», «Умка ищет друга», «Мальчик  с коньками» и многих других.

- Что интересного для себя узнали?

- Верите ли Вы что у Яковлева есть статья о Родине?

- Давайте вспомним, что такое «статья» (1.Сочинение небольшого размера в периодическом издании или непериодическом сборнике – толковый словарь русского языка Ушакова; Общие отличительные признаки статьи: осмысление и анализ значительного явления - БЭС)

 7 слайд

2. Работа с текстом.

- Как вы думаете, чем статья отличается от худ. произведения? (Учитель подводит итог после ответов детей – по щелчку появляется определение худ. произведения)

(Продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен замысел его создателя-художника – Словарь по общественным наукам. Глоссарий. ру)

 8 слайд

- Итак, прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева «О нашей Родине» (стр. 13) и во время чтения постарайтесь отметить в тексте карандашом мысли, которые вам давно известны и понятны знаком «V». Если какая-то мысль является для вас новой – пометьте её знаком  «+». (По щелчку появляется инструкция)

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился.  Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

- Сравните текст  с тем, как вы заполнили таблицу.  Добавьте в колонки таблицы «ЗХУ» те сведения, которые сочтёте необходимыми.

- Как вы думаете, почему это произведение назвали статьёй?

- Что является «значительным явлением» в данной статье? Какова её основная мысль?

- О какой Родине идёт речь?

- Прочитайте текст ещё раз, выделите то, о чём хотите спросить, сформулируйте вопросы и задайте одноклассникам.

- Итак, что же такое “малая Родина”? Что для нас с вами является малой Родиной?

( Санкт - Петербург)

9 слайд

Что вам особенно дорого в нашем городе?

Составление схемы на основе текста (на экране )

10 слайд

- А что такое “великая Родина”?

- Как по-другому  автор называет великую Родину?

- Как Родина относится  к своему народу?

Дополнение  схемы на основе текста.

Запишите в 3 столбик таблицы «ЗХУ», что ещё нового вы узнали для себя о Родине?

3. Работа с дополнительным материалом.

11 слайд

- Как вы думаете, можно ли написать о Родине в другом литературном жанре? Каком? Чем описания будут различаться?

-  М.М. Пришвин написал немало прекрасных произведений. Посмотрите на его портрет.

- Вот как представляет себе Родину  Пришвин.

Выразительно читает ученик.

- Что для автора Родина? Как он описывает её в своём произведении? Чем это произведение  отличается от статьи?

- Можно ли сказать, каково отношение автора к Родине? Прочитайте строки, которые доказывают это.

- Как вы понимаете строчки этого произведения?

  «Кладовая солнца» - так образно автор называет природу;

   «Весна света» - о необычно светлых мартовских днях;

 « Глаза земли» - лесные озёра, отражающие небо.

Какие эпитеты мы можем добавить в нашу схему?

12 слайд

- Добавьте в 3 столбик таблицы «ЗХУ» информацию, которая была для вас новой.

- А теперь пословицы и поговорки о Родине.  Как вы думаете, что мы будем делать? (работа с интерактивной доской)

- Соедини части пословиц.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

На родной стороне и камушек знаком.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

За Родину –мать, не страшно умирать.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

Человек без Родины, что соловей без песни.

IV. РЕФЛЕКСИЯ

- Пришло время подвести итог нашему уроку. Мы познакомились сегодня с различными произведениями о Родине и убедились в том, что каждый человек по-своему выражает любовь к своей Родине.

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью разноцветных кружков, которые они обводят на листок.

  • Жёлтый кружок - я узнал много нового.
  • Зелёный кружок  - я испытал гордость за свою родину.
  • Красный кружок -  у меня не всё получилось
  • - Спасибо за урок!

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

18 слайд

Напишите сочинение – рассуждение на тему «Моя малая Родина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: М.М. Пришвин "Моя Родина"

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: М.М. Пришвин "Моя Родина" . УМК "Начальная школа 21 века"...

Тема: М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)

Цели:1.Познакомить с рассказом М. Пришвина «Моя Родина» ; помочь детям проанализировать этот рассказ.2.Развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнен...

Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине».

Цели:  познакомить учащихся с произведениями о Родине, дать понятие слова «Родина» на их основе.Задачи: учить анализировать литературные произведения, выделять смысловые единицы и гра...

Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Урок литературного чтения по теме:  Родина, родная природа  в произведении М. М. Пришвина  «Моя Родина».3 класс УМК «Начальная школа XXI века»...

Ю. Яковлев. О нашей родине.

Презентация по литературному чтению. 4 класс....

Ю.Я. Яковлев «О нашей Родине»

Яковлев Юрий Яковлевич (1922 – 1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей. Основная тема его произведений – жизнь школьников, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и ...