РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 КЛАСС УМК «Школа России»
рабочая программа по чтению (3 класс)

Ломонос Ольга Сергеевна

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания  и авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение. 1 – 4  классы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №4»

  • УТВЕРЖДЕНА

ПРИКАЗОМ ДИРЕКТОРА

МКОУСОШ №4

__________М.В. Кравцова

  • от «___»сентября 2014 г. №___
  • РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА
  • ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
  • 3 КЛАСС

УМК «Школа России»

Ломонос Ольга Сергеевна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №4

с. Малые Ягуры

                                                        Пояснительная записка

        Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, основной образовательной программы начального общего образования муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 4» с. Малые Ягуры Туркменского района Ставропольского края  и авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение. 1 – 4  классы» (2011).

        Выполнение программного материала.

По рабочей программе – 136 час

По календарно – тематическому планированию – 136  часов.

Программный материал выполнен.

   

        Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

        Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

        Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

        Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

        На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

        Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

        «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

        Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

        Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

        Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

        Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

        Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

        Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

        Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

        Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

        Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства

                                                        Результаты изучения курса

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

                К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ-характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

        Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

        Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

        Библиографическая культура        

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

        Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

        Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

        Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

        Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

        Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

        Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

        Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

        Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

        Письмо (культура письменной речи)

        Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

        Круг детского чтения

        Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

        Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

        Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

        Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

        Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

        Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

        Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

        Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

        Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

3 класс (136  ч)

 Вводный урок (1 ч)  Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём

Самое великое чудо на свете (4 ч)  Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (14 ч)

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)   Русские поэты 19-20 века.  Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты.

И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы».

Заголовок стихотворения.

И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.

Великие  русские писатели (24 ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.

«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина  к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.

К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

Литературные сказки (8 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк  «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки.  Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Были-небылицы (10ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.

А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)

Саша Чёрный. Стихи о животных.

А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

Люби живое (16 ч)

М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения.  Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.

В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.

В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)   С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.

А.Л.Барто «Разлука». «В театре».

С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок»

Проект: «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч)

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.

Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

По страницам детских журналов (8 ч)

«Мурзилка»  и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома.

Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.

Зарубежная литература (9 ч)   Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке

РАССМОТРЕНА

на заседании  МО

учителей начальных классов

И РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению

протокол №1

 от «___» _____________2014 г.

Руководитель МО

 _________Л.И. Литовченко

   

  СОГЛАСОВАНА                                  

  Зам.директора по УВР  

_____________ О.Т. Дубовик

«___»сентября 2014 г.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

                                                      Тема урока,

 тип урока

Элементы содержания

Характеристика  основных видов деятельности учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид

контроля

Дата

по

плану

Дата по факту

Вводный урок по курсу литературного чтения 1 час

1.

Введение. Знакомство с учебником. (постановка учебной задачи).

Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника

Р - ориентироваться в учебнике;

П - поиск и выделение необходимой информации(применение систему условных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, пользоваться словарем в конце учебника);

К- задавать вопросы, обращаться за помощью.

фронтальный

1.09

Самое великое чудо на свете- 4 часа

2

Знакомство с названием раздела (постановка учебной задачи).

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию,  обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, придумывать рассказы, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.

Личностные

-посещать по – своему желанию библиотеку для подготовки к урокам чтения,

самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению,

Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях.

Регулятивные

 - формулировать учебную задачу и стараться её выполнить,

Читать в соответствии с целью чтения,

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, фиксировать причины неудач, пути их исправления.

Познавательные

- анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные

 - строить рассуждения и доказательство своей точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать в паре и группе.

фронтальный

2.09

3

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщений

 (освоение нового материала).

Рукописные книги

фронтальный

3.09

4

Первопечатник Иван Фёдоров. 

(освоение нового материала).

первопечатник летописи

фронтальный

4.09

5

Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений Тестирование по разделу «Самое великое чудо на свете»

индивидуальный

8.09

Устное народное творчество- 14 часов

6

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры;

отличать докучные сказки  от других видов сказок; воспроизводить наизусть текст русских народных песен, принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения; называть виды прикладного искусства; читать текст целыми словами, без ошибок, повторов; осмысливать содержание прочитанного текса (с помощью вопросов, пересказов, самостоятельно); использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов;  ускорять или замедлять темп чтения; определять особенности текса волшебных сказок; называть волшебные предметы, описывать волшебные события;  сравнивать содержание сказок, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, находить героев, которые противопоставлены в сказке; использовать слова с противоположным значением; называть основные черты характера героев сказок; характеризовать героев произведения; сравнивать героев произведения, героев разных сказок; инсценировать сказку: распределение ролей, выбор диалогов; придумывать свои сказочные истории; сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства; участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.

Личностные

 - находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других  народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.,

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать вопросы и задания для одноклассников, предлагать варианты литературно – творческих работ, находить необычные повороты речи, эпитеты, сравнения, испытывать при этом чувство радости, что увидел, заметил, осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения.

Познавательные

 -анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности.,

 - выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения

Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).

Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения,

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные

 - Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей,

- Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Коммуникативные

 - Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал  и знаковой системы («+» и «-», «?»).  Фиксировать причины неудач в устной форме в  группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

фронтальный

9.09

7

Русские народные песни.

 (постановка учебной задачи).

Русские народные песни Шуточные песни

фронтальный

10.09

8

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

 (решение  учебной задачи).

Докучные сказки

фронтальный

11.09

9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

(освоение нового материала).

Гжель, хохлома Дымковская, богородская игрушка

индивидуальный

15.09

10

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

(освоение нового материала).

Волшебная сказка

Названый отец

фронтальный

16.09

11

фронтальный

17.09

12

Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый Волк».

(освоение нового материала, постановка учебной задачи).

Проверка техники чтения.

(решение частных задач).

Волшебная сказка

Караулы, похитник, задолит, позарился, наутёк.

Построение сказки

фронтальный

18.09

13

индивидуальный

22.09

14

фронтальный

23.09

15

Русская народная сказка «Сивка – бурка»

(постановка учебной

задачи).

Вещий каурка

фронтальный

24.09

16

фронтальный

25.09

17

Вн. чт. Народные мифы. Легенды, поверья Ставрополья.(р/к)

(освоение нового материала).

Мифы. Легенды. Поверья

фронтальный

29.09

18

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»). Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Устное народное творчество»

Волшебная сказка

индивидуальный

30.09

19

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений (Тестирование «Устное народное творчество») (систематизация знаний).

Волшебная сказка

фронтальный

1.10

Поэтическая тетрадь 1- 11 часов

20

Знакомство с названием раздела

(постановка учебной задачи).

поэзия

Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, передавая настроение автора; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующие слова;  определять различные средства выразительности; использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения); сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, самостоятельно оценивать свои результаты

Познавательные:

 - Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте,

Регулятивные:

 - Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Коммуникативные:

 Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Личностные

 - Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

фронтальный

2. 10

21

Как научиться читать стихи? Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» (освоение нового материала).

Олицетворение

Перлы

фронтальный

6. 10

22

Ф. И. Тютчев «Листья» 

(решение частных задач).

Олицетворение

Зефиры

фронтальный

7. 10

23

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

(освоение нового материала).

Эпитеты

Тороватый, прихотливый, смежает.

фронтальный

8. 10

24

А.А.Фет «»Зреет рожь над жаркой нивой…»(постановка учебной задачи).

олицетворение

фронтальный

9. 10

25

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …»

(освоение нового материала).

олицетворение

фронтальный

13. 10

26

И. С. Никитин «Встреча зимы» (постановка учебной задачи).

олицетворение

фронтальный

14. 10

27

И. З. Суриков «Детство»

(освоение нового материала).

Сравнение

Ветхая шубёнка, лапти, огонёк светца, сон смежит.

фронтальный

15. 10

28

Вн. чт. Г.Н.Пухальская

Бабушкины сказки.(Р/к) (систематизация знаний).

сравнение

фронтальный

16. 10

29

И. З. Суриков «Зима» (решение частных задач).

Поэзия

пеленою

фронтальный

20. 10

30

Путешествие в литературную страну. Проверочная работа  по теме «Поэтическая тетрадь 1» (систематизация знаний).

олицетворение

индивидуальный

21. 10

Великие русские писатели – 24 часа

31

Знакомство с названием раздела

(постановка учебной задачи).

Поэзия Пушкина

Прогнозировать содержание раздела; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности;  читать произведения  вслух и про себя, увеличивая темп; понимать содержание прочитанного, высказывать соё отношение;  объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём; находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения);  использовать средства художественной выразительности в устных

высказываниях; знать особенности литературной сказки; определять нравственный смысл литературной сказки; сравнивать произведения живописи и произведения литературы; давать характеристику героев литературной сказки; определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа;  сравнивать рассказ- описание и рассказ – рассуждение; составлять разные виды планов, восстанавливать текст по плану; соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью;  отвечать на вопросы по содержанию; определять особенности басни, выделять мораль басни в тексах; представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков; инсценировать басню; различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл; проверять себя самостоятельно и оценивать достижения.

Прогнозировать содержание раздела; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности;  читать произведения  вслух и про себя, увеличивая темп; понимать содержание прочитанного, высказывать соё отношение;  объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём; находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения);  использовать средства художественной выразительности в устных

высказываниях; знать особенности литературной сказки; определять нравственный смысл литературной сказки; сравнивать произведения живописи и произведения литературы; давать характеристику героев литературной сказки; определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа;  сравнивать рассказ- описание и рассказ – рассуждение; составлять разные виды планов, восстанавливать текст по плану; соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью;  отвечать на вопросы по содержанию; определять особенности басни, выделять мораль басни в тексах; представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков; инсценировать басню; различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл; проверять себя самостоятельно и оценивать достижения.

Личностные

 Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

Познавательные

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение

автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные

Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

Коммуникативные

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

фронтальный

22. 10

32

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышала…», «В тот год осенняя погода…» (освоение нового материала).

Рифма и ритм

Таинственная сень, куртины, опрятней, сомкнуты негой,

Аврора

фронтальный

23. 10

33

А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…» (постановка учебной задачи).

сравнение

Выразительность

фронтальный

27. 10

34

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

 (решение частных задач).

фронтальный

28. 10

35

А.С.Пушкин «Зимний вечер»  (решение частных задач).

Выразительность

фронтальный

29. 10

36

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» (освоение нового материала, систематизация знаний).

Литературная сказка

Светлица, понесла, срок родин,  аршин, указ, грамота, лук, средь зыбей, клёв кровавый, чародей, маковки церквей, ко граду, колымага,

пышный двор, престол, венец, не привальный, терем, изумруд, свой удел, бает, дьяк, в чешуе, витязь, дозором

обходить испод тиха, булат, восвояси, холят, пеняет, унимает, латы, ретивое, дух в нём занялся, насилу.

фронтальный

30. 10

37

фронтальный

10. 11

38

 Вн.чт. Произведения Л.Ф.Епанешникова. (р/к)

 (систематизация знаний).

фронтальный

11. 11

39

Иван Андреевич Крылов. «Мартышка и очки» (освоение нового материала).

Басни Крылова

Полдюжины,

нанижет, комичность

фронтальный

12. 11

40

Диагностика усвоения прочитанного. (систематизация знаний).

Мораль басни

индивидуальный

13. 11

41

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» (освоение нового материала).

Мораль басни Ужимки, сатира

фронтальный

17. 11

42

И. А. Крылов «Ворона и Лисица» (решение частных задач).

Мораль басни

фронтальный

18. 11

43

Знакомство с названием  раздела. Михаил Юрьевич Лермонтов (постановка учебной задачи).

Стихи Лермонтова

фронтальный

19. 11

44

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» (освоение нового материала).

Поэзия

фронтальный

20. 11

45

М. Ю. Лермонтов «Утёс» (решение частных задач).

Стихи Лермонтова

Риза

фронтальный

24. 11

46

М.Ю. Лермонтов «Осень» (систематизация знаний).

Стихи Лермонтова

фронтальный

25. 11

47

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) (постановка учебной задачи).

Творчество Л.Н.Толстого

фронтальный

26. 11

48

Л. Н. Толстой «Акула»

 (освоение нового материала).

Артиллерист,

якорь, палуба,     Африка, хобот пушки, фитиль

фронтальный

27. 11

49

Вн. чтение «Писатели детям» (систематизация знаний).

индивидуальный

1.12

50

Л.Н.Толстой «Прыжок» (освоение нового материала).

Мачта

фронтальный

2. 12

51

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

(решение частных задач).

Лондон, зверинец

фронтальный

3. 12

52

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» «Куда девается вода из моря?» (постановка учебной задачи).

фронтальный

4. 12

53

Вн. чт. Творчество Е.Л.Ивановой (Р/к)

Проверка техники чтения (систематизация знаний).

индивидуальный

8. 12

54

Обобщающий раздел по теме «Великие русские писатели» Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Великие русские писатели» (систематизация знаний).

индивидуальный

9. 12

Поэтическая тетрадь 2 – 6 часов

55

Знакомство с названием раздела. Н. А. Некрасов «Славная осень!» «Не ветер бушует над бором…» (постановка учебной задачи).

 Бодрит, ядрёный, воевода, палица, обозы

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать стихи на слух, читать стихотворение, выражая авторское настроение; находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения; следить за выражением и развитием  чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов и выражений  с помощью словаря в учебнике или толкового словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного стихотворения, создавать словесные картины по тексту стихотворения, читать стихи выразительно, оценивать свои достижения

Личностные

  Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Познавательные

 Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Коммуникативные

 Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Регулятивные

  Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

 Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре)

фронтальный

10. 12

56

 Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы (освоение нового материала).

Гинут, сажень,  зипун, потеха

фронтальный

11. 12

57

Вн. чт. Стихи А.Е.Екимцева (Р/к) (систематизация знаний).

фронтальный

15. 12

58

 К.Д.Бальмонт «Золотое слово» (освоение нового материала).

фронтальный

16. 12

59

И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» (постановка учебной задачи).

фронтальный

17. 12

60

Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2». Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2» (систематизация знаний).

индивидуальный

18. 12

Литературные сказки – 8 часов

61

Знакомство с разделом. Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» (освоение нового материала).

Виды сказок Присказка

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение;, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки; сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке; объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текс сказки; определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Личностные

 Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного  чтения.

 Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

Познавательные

 Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения,

Коммуникативные

 Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия

Регулятивные

 Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

 Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал  и знаковой системы («+» и «-», «?»).  

фронтальный

22. 12

62

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» (освоение нового материала).

Задал стрекоча

фронтальный

23. 12

63

фронтальный

24. 12

64

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» (постановка учебной задачи).

Захватило дух, присутствие духа

фронтальный

25. 12

65

фронтальный

29. 12

66

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

Вн. чт. Рассказы М.В.Усова (Р/к) (решение частных задач).

Исстари, платки рубить, студенец, горница, почивать

фронтальный

30. 12

67

фронтальный

12. 01

68

Обобщение материала по теме «Литературные сказки». Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Литературные сказки». (систематизация знаний).

индивидуальный

13. 01

Были – небылицы – 10 часов

69

Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой» (освоение нового материала).

Сравнение

Прогнозировать содержание раздела, определять  особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях; находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа, передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики героев произведений с опорой на текст, рассказывать о прочитанных книгах, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, читать выразительно, по ролям.

Личностные

 Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Познавательные

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её,Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

Регулятивные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Коммуникативные

Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

фронтальный

14. 01

70

М. Горький «Случай с Евсейкой»

(решение частных задач).

Креветки, голотурия, сепия, сифонофоры

фронтальный

15. 01

71

фронтальный

19. 01

72

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» (освоение нового материала).

Наковальня, сварливая, лошадиная торба, капельдинер.

фронтальный

20. 01

73

фронтальный

21. 01

74

фронтальный

22. 01

75

А. Куприн «Слон» (освоение нового материала, постановка учебной задачи, решение частных задач).

Вершок, пуд

фронтальный

26. 01

76

фронтальный

27. 01

77

фронтальный

28. 01

78

Урок-путешествие по теме «Были – небылицы». Проверочная работа по теме «Были – небылицы». (систематизация знаний).

индивидуальный

29.01

Поэтическая тетрадь 1 – 5 часов

79

Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...» (постановка учебной задачи).

 Вьюшка

Прогнозировать содержание раздела, читать стихотворение, отражая настроение, находить в стихотворении яркие образные слова и выражения, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты, проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное

Личностные

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается, понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Регулятивные

Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

фронтальный

2. 02

80

Саша Черный «Воробей»,  «Слон» (освоение нового материала).

Эпитет, сравнение

фронтальный

3. 02

81

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны» (решение частных задач).

Лампадка, внемлю

фронтальный

4. 02

82

С. А. Есенин «Черёмуха» (освоение нового материала).

Пряная,

вкрадчиво

фронтальный

5. 02

83

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.  Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1» (систематизация знаний).

индивидуальный

9. 02

Люби живое – 16 часов

84

Знакомство с названием раздела. М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)  (постановка учебной задачи).

Кладовая солнца

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, используя условные знаки, читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения; понимать нравственный смысл произведения;  составлять план произведения; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова – определения, характеризующие его поступки и характер;  сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

Личностные

Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

Познавательные

Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

Регулятивные

Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини группе или паре

Коммуникативные

Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

фронтальный

10. 02

85

И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (освоение нового материала).

Хатка, выдра, росомаха

фронтальный

16. 02

86

Диагностика усвоения прочитанного (систематизация знаний).

индивидуальный

17. 02

87

В. И. Белов «Малька провинилась» «Ещё раз про Мальку» (освоение нового материала).

Батявка, плёсо

фронтальный

18. 02

88

Вн. чт. Рассказы Г.К.Баева (Р/к) (систематизация знаний).

фронтальный

19. 02

89

В. В. Бианки «Мышонок Пик» (постановка учебной задачи,

решение частных задач).

Опрометью

фронтальный

24. 02

90

фронтальный

25. 02

91

Б. Житков «Про обезьянку»

(постановка учебной задачи,  решение частных задач, систематизация знаний).

Десятина, кантора, казённый

фронтальный

26. 02

92

фронтальный

2. 03

93

фронтальный

3. 03

94

В.Дуров «Наша Жучка» (освоение нового материала).

Валежник, космы

Кладовая солнца

фронтальный

4. 03

95

В. П. Астафьев «Капалуха» (постановка учебной задачи).

Хатка, выдра, росомаха

фронтальный

5. 03

96

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» (освоение нового материала).

фронтальный

10. 03

97

Обобщающий урок по разделу « Люби живое» Урок-конференция «Земля – наш дом родной». (систематизация знаний).

фронтальный

11. 03

98

Вн. чт. Творчество В. П.Савельева. (Р/к) (решение частных задач).

фронтальный

12. 03

99

Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Люби живое» (систематизация знаний).

индивидуальный

16. 03

Поэтическая тетрадь 2 – 8 часов

100

Знакомство с названием раздела. С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» (постановка учебной задачи).

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке,  осмысливать цели чтения, читать и воспринимать на слух лирические тексты, сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение, сочинять  стихотворения, участвовать в творческих проектах, заучивать стихи наизусть; проверять чтение друг друга, работать в паре самостоятельно оценивать свои достижения.

Личностные

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил,

Познавательные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные

Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Коммуникативные

Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы,

фронтальный

17. 03

101

А. Л. Барто «Разлука» (освоение нового материала).

фронтальный

18. 03

102

А.Л.Барто «В театре» (решение частных задач).

фронтальный

19. 03

103

С. В. Михалков «Если» (освоение нового материала).

фронтальный

23. 03

104

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» (решение частных задач).

фронтальный

24. 03

105

«Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». (систематизация знаний).

фронтальный

25. 03

106

Оценка достижений. Тест Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2» 

(систематизация знаний).

индивидуальный

1. 04

107

Проекты (систематизация знаний).

взаимоконтроль

2. 04

Собери по ягодке – наберёшь кузовок – 12 часов

108

Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (освоение нового материала).

Штукатур, маляр

сравнение

Прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл название темы, подбирать книги соответствующие теме, планировать работу с произведением на уроке с использованием обозначений, воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и про себя, осмаливая содержание; объяснять смысл названия стихотворения; соотносить пословицу с содержанием произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять главную мысль текста; придумывать свои вопросы,  наблюдать за особенностями речи героев, понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям, придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки,

Познавательные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий,

выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм.

Регулятивные

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и т.д.)

фронтальный

6. 04

109

А. П. Платонов «Цветок на земле»

(решение частных задач).

Вн. чт. Волшебные стихи Л.Ф.Епанешникова (решение частных задач).

Осерчал,

ступай, оробеть

фронтальный

7. 04

110

фронтальный

8. 04

111

А. П. Платонов «Ещё мама»

(освоение нового материала, (систематизация знаний).

фронтальный

9. 04

112

фронтальный

13. 04

113

М. М. Зощенко «Золотые слова» (освоение нового материала).

Детские журналы

Прельщать, абсурд

фронтальный

14. 04

114

М. М. Зощенко «Великие путешественники» (освоение нового материала).

Космография

фронтальный

15. 04

115

Н. Н. Носов «Федина задача» (освоение нового материала).

Н. Н. Носов «Федина задача» (систематизация знаний).

Титулярный советник, в полудённом море

фронтальный

16. 04

116

фронтальный

20. 04

117

Н. Н. Носов «Телефон»  (освоение нового материала).

фронтальный

21. 04

118

Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».  (систематизация знаний).

групповой

22. 04

119

Оценка достижений Проверочная работа по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (систематизация знаний).

индивидуальный

23. 04

По страницам детских журналов – 8 часов

120

Знакомство с названием раздела. Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (освоение нового материала).

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности); выбирать для себя необходимый и интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию; читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания; использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи»; придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, находить необходимую информацию в журнале; готовить сочинение по теме, используя информацию журнала;  сочинять по материалам художественного текста свои произведения (советы, легенды);

проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Личностные

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного  чтения..

Познавательные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Коммуникативные

Строить связное высказывание из  7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы

фронтальный

27. 04

121

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», (освоение нового материала).

фронтальный

28. 04

122

 Ю. И. Ермолаев «Воспитатели» (решение частных задач).

фронтальный

29. 04

123

Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» (постановка учебной задачи).

(решение частных задач).

фронтальный

30. 04

124

4. 05

125

Вн.чт. М.В.Усова «Баба – птица на Маныче» (решение частных задач).

индивидуальный

5. 05

126

Р. С. Сеф «Весёлые стихи». Читательская конференция «По страницам детских журналов».  (систематизация знаний).

взаимопроверка

6. 05

127

Оценка достижений. Проверочная работа по теме «По страницам детских журналов» (систематизация знаний).

индивидуальный

7. 05

Зарубежная литература – 9 часов

128

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции (освоение нового материала).

Мифы

Скитался, Медуза Горгона.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественные произведения,  находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о море; составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя), пересказывать выборочно произведение, сравнивать сказки разных народов, сочинять свои сказки, определять нравственный смысл сказки,  подбирать книги по рекомендационному списку, записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом; рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Личностные

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников,

Коммуникативные

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ., Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения.

Познавательные

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные

Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

фронтальный

11. 05

129

Миф  Древней Греции «Храбрый Персей»

(постановка учебной задачи).

(решение частных задач).

Орава, несуразный

Характер сказки

фронтальный

12. 05

130

фронтальный

13. 05

131

Вн.чт. И.В.Кузнецов Казаки и Ставрополь». (решение частных задач).

индивидуальный

14. 05

132

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» (освоение нового материала). (постановка учебной задачи).

(решение частных задач).

фронтальный

18. 05

133

фронтальный

19. 05

134

фронтальный

20. 05

135

Вн. чт. КВН по изученным произведениям поэтов и писателей Ставрополья. (систематизация знаний).

фронтальный

21. 05

136

Урок – обобщение за год

Оценка достижений. Что читать летом. (систематизация знаний).

фронтальный

25. 05

Итого: 136 часов

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

              Автор

        Название

Год издан.

Издательство

1

Е.С. Савинов

Серия «Стандарты второго поколения»

Примерная основная образовательная программа

образовательного учреждения  Начальная школа

2010

М.: Просвещение

2

Л.Ф. Климанова В.Г. Горецкий

Литературное чтение  Рабочие программы 1-4

2011

М.: Просвещение

3

Кутявина С.В.

Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс. К учебнику  Л.Ф. Климановой

2012

М.: Просвещение

4

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения)

2010

М. Просвещение

5

Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В.

Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения)

2010

М. Просвещение

6

Демидова М.Ю., Иванов С.В.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч.

2010

М. Просвещение

7

Под общей редакцией Н.В. Калининой

Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: методическое пособие для учителей начальных классов

2009

Ульяновск: УИПКПРО

10

Под общей ред. Н.В. Калининой

Формирование ключевых компетентностей учащихся в нач. школе: учебно-методическое пособие для учителя

2009

Ульяновск: УИПКПРО

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя.  

Оборудование рабочего места ученика.

Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. 

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска

Печатные пособия

Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. 1 – 4  класс.

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособий.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.

Информационно – техническое обеспечение

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 Интернет ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....

4 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4класса...