Урок литературного чтения, 2 класс, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Черкасова Татьяна Леонидовна

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над образами. Чему учит сказка?

Цель: продолжить работу по сказке, формирование умения создавать образ главных героев сказки.

Планируемые результаты

Личностные: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану в паре, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос, учиться умению совместно договариваться о правилах работы в паре.

Познавательные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, костюмы, учебник, карточки с заданиями, «карточки-рыбки» с вопросами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_2_b_klass.docx259.08 КБ
Файл skazka_2_b_kl.pptx562.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над образами. Чему учит сказка?

Цель: продолжить работу по сказке, формирование умения создавать образ главных героев сказки.

Планируемые результаты

Личностные: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану в паре, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос, учиться умению совместно договариваться о правилах работы в паре.

Познавательные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, костюмы, учебник, карточки с заданиями, «карточки-рыбки» с вопросами.

Ход урока

  1. Самоопределение

Учитель читает четверостишие:

«Сказка в гости к нам пришла,

В мир фантазий позвала.

Все про сказку мы расскажем,

Свои знания покажем».

-Вы согласны со мной?

Речевая разминка:

«Рыбу ловит рыболов.

В речку весь ушел улов» (слайд 1).

-Как обычно мы начнем работу с речевой разминки.

-Прочитайте спокойно, громко, с вопросом, быстро как скороговорку.

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Проверка домашнего задания

-Сегодня мы продолжаем работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

-Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали ее, проведем игру. Золотая рыбка приготовила для вас вопросы, за каждый правильный ответ вы получаете рыбку (карточка-рыбка с вопросом, приложение 1). А теперь мы все играем, на вопросы отвечаем:

  • Как начинается сказка?

А. «Жили-были дед да баба»

Б. «Жил старик со своею старухой»

В. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе…»

  • Сколько лет жил старик со старухой? (30 лет и 3 года)
  • Чем занимался старик? (ловил неводом рыбу)
  • Чем занималась старуха? (пряла поначалу пряжу)
  • Сколько раз старик закидывал невод в море, пока не поймал золотую рыбку? (3 раза)
  • Кем хотела стать старуха? (столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
  • Куда отправила старуха-дворянка работать, служить мужа? (на конюшню)
  • Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила мужа по щеке)
  • Каким было последнее желание старухи? (хотела стать владычицей морскою, чтоб сама золотая рыбка была у нее на посылках)
  • Что ответила рыбка на просьбу старика о том, что его проклятая баба хочет быть владычицей морскою? (ничего)
  • Как закончилась сказка? (на пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто)

Итог по выполнению домашнего задания: «Ребята, давайте сосчитаем, кто сколько наловил рыбок, то есть правильно ответил на вопросы. Молодцы! Я довольна вашими ответами». Выставление оценок за домашнюю работу.

Слайд 2 (герои сказки)

-Кто изображен на экране? (старик, старуха, золотая рыбка)

-Кем они являются в сказке? (главные герои)

  1. Постановка учебной задачи, целей урока

-Предположите тему урока (характеристика героев сказки)

-Подумайте, чем будем заниматься на уроке? (будем давать характеристику главных героев сказки, отвечать на вопросы, читать отрывки из сказки, которые характеризуют героев)

  1. Составление плана

-Ребята, как вы считаете, что необходимо для того, чтобы более точно охарактеризовать героев сказки? (нам нужен план, слайд 3)

План

  1. Где живет герой?
  2. Чем занимается?
  3. Какие поступки совершает?
  4. Какой характер у героя?
  5. Какие положительные или отрицательные качества вы смогли увидеть в герое?
  1. Реализация выбранного проекта

-Первому характеристику мы дадим деду. И в этом нам поможет учебник.

  1. Старик живет у моря в ветхой землянке.
  2. Он ловил неводом рыбу.
  3. Он поймал золотую рыбку и отпустил ее, ничего не попросив.

-В каких строчках это написано, найдите и прочитайте.

     4. Старик добрый, «мягкий», смиренный, податливый.

-Докажите, что характер у старика добрый (отпустил рыбку, не взял с нее выкуп).

-А почему старика можно назвать «мягким», смиренным, податливым? (старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей)

     5. Он выполняет все приказы старухи, тем самым он ее провоцирует или подталкивает на еще большее зло.

Вывод: не является положительным героем, так как имеет нетвердый характер, он безвольный. Это плохая черта характера, так как в жизни такого человека можно легко сподвигнуть на плохой поступок.

Характеристика старухи

  1. Старуха живет у моря в ветхой землянке.
  2.  Она прядет пряжу.
  3. Каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.

-Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку. Дети располагают карточки на доске:

  1. новое корыто
  2. новая изба
  3. столбовая дворянка
  4. вольная царица
  5. владычица морская
  1. Старуха сварливая, жадная, злобная, корыстная, властная.
  2. Старуха очень много хочет, но при этом совершенно не хочет трудиться.

Вывод: является отрицательным героем.

Характеристика рыбки

  1. Живет в море.
  2. Она плавает в море.
  3. Исполняет приказы старухи.
  4. Рыбка добрая, исполнительная, благородная, уважительная (обращается к старику со словами: «Чего тебе надобно, старче?»
  5. Рыбка решительная, она отказалась выполнять последний приказ старухи.

-А вы как думаете, почему? (Это бы до хорошего не довело. Она могла бы отдать приказ своим слугам еще больше, еще сильнее наказать старика)

Вывод: положительный герой сказки.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Слайды 4-7

Работа в паре

-У вас на столах лежат конверты с карточками, на которых записаны герои сказки и черты характера каждого из них. Все перемешалось. Вам необходимо правильно соотнести черты характера каждого героя.

старуха

старик

рыбка

жадная

злобная

грубая

корыстная

властная

мягкий

податливый

безвольный

добрый

простоватый

честная

исполнительная

уважительная

благородная

решительная

Сравнение с эталоном и самооценка (обучающиеся оценивают работу: «+», «!», «-»)

  1. Рефлексия

Инсценирование отрывка из сказки

-Ребята подготовили небольшой фрагмент сказки (ребята его показывают, слайд 8)

-Подумайте, можно сказать, что старик и старуха были наказаны рыбкой? (да)

-За что была наказана старуха? (за жадность, алчность)

-За что был наказан старик? (за свою безвольность, неумение дать отказ своей старухе)

-Чему учит сказка? (Много желать – добра не видать. Ненасытному все мало. Много захочешь – последнее потеряешь. Из трех пословиц ребята выбирают наиболее подходящую к сказке)

Подведение итогов (лесенка успеха)

Приложение 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая разминка Рыбу ловит рыболов. В речку весь ушел улов.

Слайд 2

Герои сказки

Слайд 3

План Где живет герой? Чем занимается? Какие поступки совершает? Какой характер у героя? Какие положительные или отрицательные качества вы смогли увидеть в герое?

Слайд 4

жадная безвольный корыстная грубая властная злобная мягкий податливый добрый простоватый честная исполнительная уважительная благородная решительная

Слайд 5

Старуха жадная злобная грубая корыстная властная

Слайд 6

Старик мягкий податливый безвольный добрый простоватый

Слайд 7

Рыбка честная исполнительная уважительная благородная решительная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...