Конспект урока "Сергей Михалков"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Мудрак Ольга Васильевна

Конспект урока "Сергей Михалков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.kudryasheva._nash_lyubimyy_mihalkov.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Наш  любимый   Михалков

 

Ход праздника

Звучит гимн России.

В е д у щ и й.

Россия – священная наша держава!

Россия – любимая наша страна!

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена.

Нет среди нас человека, который не знал бы этих величественных и торжественных слов главной песни нашей страны.

А все ли знают, кто их написал?

Вы правы, автор стихов Государственного гимна России – Сергей Владимирович Михалков. Удивительно то, что Сергей Владимирович стал автором текстов трех гимнов нашей страны, написанных на музыку Александра Александрова – в 1943, 1977 и 2000 годах. Это своего рода рекорд, уникальный случай.

Впрочем, уникальна вся долгая творческая жизнь Михалкова.

Поэт, писатель, переводчик, драматург, сказочник, баснописец, сценарист – это все он – Сергей Владимирович Михалков. Четырежды лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда, награжденный орденами Ленина, «За заслуги перед Отечеством», Святого Андрея Первозванного.

Однако главной наградой поэту и писателю стала любовь многих поколений сначала советских, потом российских детей. Детские книги Михалкова были переведены на десятки языков мира, а их общий тираж составил около трехсот миллионов экземпляров.

Звучит «Песенка про дядю Степу».

В е д у щ и й.

В 1935 году в редакцию журнала «Пионер» пришел высокий, худощавый молодой человек и, волнуясь, сказал: «Я принес стихи».

Редактор взял у юноши листы, исписанные мелким почерком, и начал читать:

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью «Каланча»,

По фамилии Степанов,

И по имени Степан…

Он оторвался от листка и, посмотрев на автора, полюбопытствовал: «Ваша фамилия Степанов?»

Молодой человек покраснел: «Нет, моя фамилия Михалков…»

Редактор продолжил чтение:

Уважали дядю Степу

За такую высоту.

Шел с работы дядя Степа –

Видно было за версту.

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги…

Больше редактор уже не отрывался от рукописи. Дочитав до конца, он сказал: «Отлично. Будем печатать. В очередном номере. Боюсь только, что художник не успеет сделать иллюстрации».

И вдруг с улыбкой посмотрел на высоченного молодого поэта: «А нам и не нужно художника! Нам нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем вас. Вы же самый настоящий дядя Степа!»

И первая публикация «Дяди Степы» была иллюстрирована фотоснимками его автора. Недаром с тех пор считали, что дядя Степа и Михалков – это одно лицо.

Добрый, отзывчивый, отважный дядя Степа сразу вошел в сердца детей и взрослых читателей.

Так в детской литературе появился поэт, ставший любимым для многих поколений читателей. Его стихи знакомы вам с раннего детства. Их любят и помнят ваши мамы и папы, бабушки и дедушки.

Сам Сергей Владимирович говорил: «Писать для детей нельзя научиться. Все зависит от запасов собственного детства. Если они растрачены, человеку нечего делать в детской литературе».

Стихи Михалкова полны такого «запаса детства». Читая их, удивляешься, насколько глубоко поэт понимает мир ребенка, насколько верно и точно передает детские переживания, мысли, чувства.

Подготовленные ученики читают стихи «Мы с приятелем», «Не спать».

  • Детские стихи Михалкова не только дарят улыбку, но и заставляют поразмышлять.

Дети читают стихотворение «Про мимозу», инсценируют стихотворение «Бараны».

  • Поэт беззлобно высмеивает людей жадных, упрямых, недобрых, лентяев, трусишек.

Дети читают стихотворение «Прививка», инсценируют стихотворение «Фома». 

В е д у щ и й.

Многие строки стихотворений Михалкова стали «крылатыми» («Мамы разные нужны, мамы всякие важны», «Мы с приятелем вдвоем замечательно живем», «Я прививки не боюсь, если надо – уколюсь!»).

Однажды Алексей Николаевич Толстой посоветовал детскому поэту попробовать себя в жанре басни. И первые же михалковские басни, появившиеся в печати в 1944 году, имели большой успех. Читатели и писатели с радостью отмечали, что у нас в стране наконец появился замечательный баснописец, достойный продолжатель традиций великого Крылова.

В своих баснях Михалков через образы зверей и птиц высмеивает недостатки в поведении людей, отрицательные черты в их характерах: глупость, зазнайство, трусость, жадность, лживость, завистливость, лень, невоспитанность.

Дети инсценируют басню «Услужливый».

Л о с ь. Заяц, устал я бродить по лесу, хочу отдохнуть. Я прилягу здесь, на полянке, а ты сделай одолжение – разбуди меня через полчасика!

З а я ц (засуетившись). Спи-спи! Обязательно разбужу!

Л о с ь (закрыв глаза). Спасибо.

З а я ц. Может, тебе сена подстелить?

Л о с ь (сквозь сон). Спасибо, не надо!

З а я ц (толкая сено Лосю под бок). Как – не надо? На сене-то, поди, мягче будет!

Л о с ь. Ладно, ладно… я спать хочу…

З а я ц. Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалеку. Я мигом сбегаю!

Л о с ь. Да нет, не надо… я спать хочу…

З а я ц. Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь!

Л о с ь. Да нет же… спасибо… я и так засну…

З а я ц. А может, тебе рога мешают?!

Л о с ь (вскочив на ноги и зевая). Пойду я…

З а я ц (удивленно). Куда же ты? Ведь еще и двадцати минут не прошло!

В е д у щ и й.

В литературной автобиографии «Сам о себе» Сергей Владимирович пишет:

«У басни есть родные сестры – притча и сказка. Общего у них очень много. Работая в поэзии для детей, я всегда мечтал о том, чтобы написать повесть-сказку, которая была бы понятна и интересна детям всего мира.

Однажды, как-то само собой возникло название заветной сказки – «Праздник непослушания». Рука сама потянулась к перу и бумаге. Написалась первая фраза, которую я так мучительно искал столько лет: «Этого никогда не было, хотя могло бы и быть…»

В нескольких словах сюжет сказки заключался в следующем. В небольшом сказочном, но в то же время вполне реальном городе произошло невероятное событие – взрослое население, измученное дорогими, любимыми, но грубыми, капризными и упрямыми детьми, в знак протеста и своего бессилия покидает город. Город во власти детей. Свобода без ограничений! Однако дети в сказке начинают скоро замечать, что без родителей, без взрослых они не могут обходиться».

Дети инсценируют эпизод из сказки «Праздник непослушания».

А в т о р.

Высоко в небе прямо над площадью имени Отважного Путешественника кружил Бумажный Змей. На хвосте у него что-то висело. Змей то снижался, то взмывал снова вверх, то удалялся в сторону, чтобы через мгновение вновь оказаться на прежнем месте. По тому, как он себя вел, было ясно, что он хотел приземлиться и выбрал местом для своей посадки городскую площадь.

Первым его заметили Ухогорлоносики. Потом к ним присоединились Таракашки. И вскоре вся площадь была запружена детьми. Задрав головы и разинув рты, они стояли и смотрели на приближающегося Бумажного Змея.

Не найдя свободного местечка, Бумажный Змей сел прямо на бронзовую голову Отважного путешественника. Причем его хвост, соскользнув по пьедесталу памятника, коснулся земли так, что Малыш, прилетевший на нем, сразу оказался в гуще детей.

П и с т о л е т и к (осторожно тронув Малыша за плечо). Ты кто?

М а л ы ш (громко). Я – Ужасный ребенок!

П и с т о л е т и к. Зачем ты сюда прилетел?

М а л ы ш. Как – зачем? Мне надоело слушаться маму, и я от нее улетел!

П и с т о л е т и к. А у нас все наоборот. Мы не слушались, и от нас все сбежали.

М а л ы ш. Значит, теперь вам все можно? И никто вас не наказывает?

П и с т о л е т и к. Нам все можно, но нам почему-то уже ничего не хочется!

М а л ы ш. А мне так хочется! Шоколадного мороженого!

А в т ор.

Пистолетик побледнел, и его стошнило.

Репка привел Малыша к Фантику.

Р е п к а. Этого мальчика наказала мама, и он от нее улетел!

Ф а н т и к. То есть как это «улетел»?

Р е п к а. Очень просто. На Бумажном Змее!

Ф а н т и к. А где Змей?

Р е п к а. Отдыхает на крыше. Они сейчас полетят обратно.

М а л ы ш (насупившись). Мне у вас что-то не нравится! Я лучше полечу домой. К маме.

Ф а н т и к. Ну что же, если мальчику у нас не нравится, мы не будем его задерживать. Это его право. Но, может быть, он одолжит нам своего Змея на часок-другой? Мы вернем его в целости и сохранности. Что скажешь, Малыш?

М а л ы ш. Это не мой Змей. Он самостоятельный!

Ф а н т и к. Тем лучше! Тогда мы его как следует попросим об одном одолжении!..

А в т о р.

Несмотря на свою усталость, Бумажный Змей согласился выполнить просьбу Фантика: разыскать место, где укрылись родители, передать им письмо, подписанное всеми детьми.

Письмо сочинил сам Фантик. Теперь надо было только его подписать.

Когда письмо было готово, его на всякий случай запечатали в конверт из непромокаемой бумаги и надежно закрепили на хвосте бумажного Змея.

Ф а н т и к. Счастливого пути! Возвращайтесь с добрыми вестями!

В е д у щ и й.

Не менее известны и другие сказки Михалкова: «Сон с продолжением» и, конечно же, авторский пересказ английской сказки «Три поросенка».

Добрый и веселый талант Михалкова проявился еще в одном жанре – драматургии. Для детей Сергей Владимирович написал немало замечательных пьес. Давайте вспомним одну из них.

Дети инсценируют сказку-пьесу «Как Медведь трубку нашел».

В е д у щ и й.

Трудно представить наше детство, нашу взрослую жизнь без добрых и мудрых книг Сергея Владимировича Михалкова. Их будут читать и ваши дети, и внуки, и правнуки.

Звучит «Песенка друзей».

Людмила Кудряшова,

библиотекарь МБОУ

«Панфиловская СОШ»,

Кемеровская обл.

Литература

  1. Михалков С.В. Детям: Стихи, басни, сказка [Текст] / С.В. Михалков. – М. : АСТ, Астрель, 1999. – 368 с. : ил.
  2. Михалков С.В. Сам о себе : Литературная автобиография [Текст] / С.В. Михалков // Дядя Степа – Михалков. – М. : Дет. лит., 1974. – 112 с. : ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока чтения в 1 классе по ФГОС "С.В.Михалков "Котята""

Данный урок разработан по УМК "Школа России".Проводится в 1 классе в послебукварный период....

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации. Презентация позволяет совершить путешествие по произведениям С. Михалкова. Учит ориентирова...

Конспект урока и презентация по чтению. С.В. Михалков "Мой щенок".

Моделирование учебного занятия по формированию метапредметных или личностных результатов по ФГОС....

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С.В. Михалков "Новогодняя быль"

Урок литературного чтения  во 2 классе на тему С.Михалков  "Новогодня быль" с применением мультимедийной презентации...

Конспект урока литературы на тему С.В. Михалков «Мой щенок».

Конспект урокаУчитель: Булатова Лидия Павловна.Предмет: Литературное чтение.Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок».Тип урока: комбинированный.Цель урока: Создать условия для эмоционального восприятия с...