Открытый урок "Одоевский "Городок в табакерке"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Урок закрепления новых знаний

Цель: Продолжить работу с научно-познавательной литературной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», используя методы критического мышления, развивать интерес к механике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_odoevskiy_gorodok_v_tabakerke.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мардашева Г.Р.,
учитель начальных классов
МОУ «Еленинская СОШ»

Тема урока: Урок закрепления новых знаний

Цель: Продолжить работу с научно-познавательной литературной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», используя методы критического мышления, развивать интерес к механике.                                                                                                                            

Задачи:

 * Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского;                                                                                                                        * Закрепить представление у учащихся о литературной сказке;                                                                                                                                               * При помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки;                                                                                                  * Развитие критического мышления, памяти, формирование навыков по развитию речи;                                                                                  * Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;                                                                                                                                                      * Уважать мнение товарищей, умение работать в группе.                                                                                                                                              Результаты:

Личностные.

1.Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения.

2.Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.

Метапредметные.

РУУД: * Умение выявлять проблему;

        * Умение определять и сохранять цель;

        * Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

ПУУД:   * Умения сравнивать, делать выводы.

КУУД: *  Умение соблюдения  позиции «понимающего».

        * Умение работать в парах, группах.

   Предметные:

  • 1.Знание видов сказки.
  • 2. Умение определять тематику сказки.
  • 3.Знание структуры сказки.

Формы работы:   фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование:

  • Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для учащихся общеобразоват. учреждений.  В 2 ч. – М.:»Просвещение», 2015.
  • Карточки для работы в парах, группах.
  • Презентация по теме урока

 Эпиграфы

Да  уж и было чего посмотреть!

«Городок в табакерке»

«Ну, многому же я научился в этом городке!»

Миша

Ход урока

Этап урока

Содержание работы

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Организационный момент

1мин

 «Динь-динь-динь»,-

звенит звонок.

Начинается урок.

Урок литературный,

а мы народ культурный.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сели,спинки прямо.

К знаниям идём упрямо.

Будем мы читать красиво,

дружно будем отвечать,

хорошо себя вести.

Готовятся к уроку.

Создание рабочей атмосферы в классе, повышение уровня мотивации к изучению нового материала

II Актуализация знаний

.

Что вы видите у меня в руках?

Сейчас мы можем назвать это коробкой, шкатулкой, а раньше такие коробочки назывались табакерками.

Что же такое табакерка?

Поработайте в  группах: используя выданные листочки, составьте небольшой рассказ о табакерке по плану: 1. Что такое табак. .Историческая справка о табаке. 2. Для чего использовался нюхательный табак. 3. Что такое табакерка. 5. Особенности музыкальной табакерки.

У вас две минуты.

Итак, пожалуйста, первая группа.

 С чего мы начнем рассказ о табакерке?

2 группа

Для чего же использовался нюхательный табак?

А теперь поговорим о табакерке. Что такое табакерка, 3 группа?

- Вот о такой табакерке и рассказывает в своей сказке Владимир Федорович Одоевский. Но прежде чем обратиться к произведению, предлагаю познакомиться с его автором.

В одной руке – шкатулка, в другой – коробка, внутри которой расположен город.

Таба́к  — род многолетних и однолетних растений семейства Паслёновые. Употребление табака в различных видах и различными способами (курение, жевание, нюхание) вызывает вредное привыкание, оказывает отрицательное влияние на здоровье человека.

В 18 веке в Петербурге курили, в основном, иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

.

. III. Работа с текстом по биографии писателя.

- У вас на партах лежат таблицы, в которые вам необходимо вписать ответы на поставленные вопросы, внимательно изучив биографический материал.

После заполнения таблиц:

- Итак, ребята, пользуясь таблицей, расскажите, что же вы узнали о В.Ф. Одоевском.

Заполняют таблицу

Проверка (презентация)

Повторить биографию  В. Ф. Одоевского.

IV. Знакомство с темой урока, актуализация знаний.

         - С автором сказки мы уже знакомы – пора познакомиться поближе с героями. Итак, в путь. Однако в путешествие принято брать багаж. Сегодня это будут знания по теории литературы и ваше домашнее задание.

- Кто же является главным героем сказки?

    - Итак, вместе с главным героем сказки мы отправимся с вами в путешествие, которое назовем «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». 

- Скажите,  к какому виду сказок относится «Городок в табакерке»?

- Какие признаки сказки как жанра проявляются в этом произведении?

Миша

презентация

Проводить анализ произведения: обсуждение главных героев и причин их поступков. Находить взаимосвязь предметов «литературное чтение» и «окружающий мир». Поиск проблемы урока

Физическая и эмоциональная разрядка учащихся

V. Целеполагание.

     - Ребята, а в качестве эпиграфов к нашему разговору я взяла строки из самого произведения.  Зачитайте их и давайте вместе  попробуем  сформулировать цели нашего урока. Причем, первая цель должна быть связана с первым эпиграфом, вторая – со вторым.

- Ребята, уроки, извлеченные Мишой, мы будем запоминать.

Дети высказывают возможные формулировки целей, учитель корректирует их и впечатывает на слайд

Используя свой личный жизненный опыт, дети не только узнают новое, но и определяют тему и цель урока.

VI. Проверка домашнего задания – лексическая работа.

     - Чтобы не сбиться с пути, давайте дадим объяснение незнакомым словам, встретившимся вам при чтении сказки.

Ребята, сказка «Городок в табакерке» была написана В.Одоевским в 1834 году.

А это - почти 2 века назад!И, конечно, в тексте много устаревших слов.

Какие это слова, и как вы поняли их значение?

Работа в парах

НАЙДИ СООТВЕТСТВИЯ:

на карточках соединить слово с его значением.

1вариант:_______________

АВОСЬ

ССИМИСЛОВАМИ

ЗАТЕПЛИЛИСЬ ЗВЁЗДОЧКИ

СЧЕСТЬНЕЛЬЗЯ

УЧТИВО

ОДИНАКИЕ

сосчитать нельзя

одинаковые

очень вежливо

с этими словами

может быть

начали загораться

2вариант:_______________

ПЁСТРЕНЬКАЯ

ОПАМЯТОВАТЬСЯ ДОСАДНО

НАБОЛЬШИЙ

СВОД

ИНДО

даже

старший

обидно

опомниться

окрашенная в несколько цветов

дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры

На экране поочередно будут появляться изображения. Ваша задача – определить слово, обозначающее изображенный предмет и дать его толкование.

Ответы:

Авось - может быть.

С сими словами- с этими словами.

Затеплились звёздочки – начали загораться.

Счесть нельзя – сосчитать нельзя.

Учтиво – очень вежливо.

Одинакие – одинаковые.

Пестренькая- окрашенная в несколько цветов.

Опамятоваться –опомниться.

Досадно –обидно.

Набольший –старший.

Свод- дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры.

Индо- даже.

VII.  Работа по содержанию сказки.

        - Итак, багаж собран, и мы на пороге волшебной страны.

Беседа с выборочным чтением

- Ребята, откройте нашу сказку и найдите в тексте фрагмент где описывается внешний вид табакерки.             («Какая прекрасная табакерка!......по всему небу.»)

Минутка активного чтения

- А сейчас-жужжащее чтение. Поставьте пальчики на начало этого отрывка и приготовьтесь все его читать с выполнением команд.

- Итак, давайте проверим, как вы справились с заданием и нашли строки, где описано, как выглядела табакерка.

- Как объяснил папа, что же было изображено на крышке табакерки? (Городок)

- Какие предметы увидел мальчик в изображенном городе?

(Ворота, башенки, золотые домики, золотые деревья с серебряными листочками, а в небе - солнышко с розовыми лучиками).

-  Что же это за городок?

- Это городок Динь-Динь.

- Дети, а как вы думаете, это реальное описание или сказочное?

- Какие чувства возникли у Миши, когда он увидел табакерку?

(Восторг и любопытство).

-  Найдите в тексте фрагмент, в котором описывается, что произошло, когда «вдруг, невидимо где, заиграла музыка».

- Чтобы вы смогли лучше прочувствовать происходившее, я вам включу звукового помощника. Красивое выразительное чтение профессионального актёра поможет вам также правильно соблюдать интонацию, и произношение.

(«Какая прекрасная табакерка!......по всему небу.»)

(Учитель даёт команду:

«день» - дети читают в полголоса в обычном темпе,

«ночь» – закрывают глаза,

«день» - дети открывают глаза и продолжают чтение в обычном темпе,

«скорость»- читают быстро,

«мегаскорость» -читают очень быстро,

«молния» – разовый бросок глазами вверх и продолжение чтения.)

Составляют городок

(Реальное. Такое изображение могло быть на шкатулке)

(Звучит фрагмент из аудиосказки «Вдруг, невидимо где…синеватые лучи».

 Дети шёпотом проговаривают отрывок, читают за аудиочтецом)

Анализ произведения. Составление полной цепочки событий, происходящих в сказке.

VIII. Наблюдение за авторским стилем повествования

- Ребята, действительно, мы оказались в удивительной стране, создать которую автору помогают художественные средства выразительности. Давайте понаблюдаем над языком сказки.

- Часть таблицы уже заполнена. Наша задача – восстановить пустые строки таблицы, вписав название терминов или примеры, из прочитанного второго отрывка .

- Для вас Солнышко из сказки подготовило вопросы. Кто был внимательным, тот без труда ответит на них.

  1. Что сделало солнце вначале, когда только заиграла музыка?

(Вышло из-за деревьев и поднималось вверх, освещая городок)

  1. Что солнышко сделало, когда дошло до самого верха?

(«…перешло на другую сторону»)

  1. Каким был путь солнышка потом?

(Опускалось всё ниже и ниже, потом совсем скрылось.)

  1. Отчего в городке стало светлее после ухода солнца?

(Загорелись звёздочки, вышел месяц, окошки засеребрились).

  1. Как вы думаете, какое привычное для жителей Земли явление описал здесь автор? (Смена дня и ночи)

(следует работа с таблицей «Средства художественной выразительности…»)

(Выходит ребёнок, берёт в руки Солнышко. Отрываем лучик и читаем вопрос:

Чтение по ролям

Чтение по ролям

- О чём стал просить Миша папеньку?

(Пустить его вовнутрь шкатулки)

- В нашем «театре у микрофона» ребята озвучат сцену разговора папы и Миши.        

Роль папы будет читать…Павел.

Роль Миши - ….Слова автора - …Галя

(«-Папенька!......иначе всё изломается»)

- Как видите, папа не разрешил Мише трогать пружинку, лезть в устройство табакерки. Ведь это сложный механизм. А мальчик не владеет знаниями его устройства. И только из-за любопытства так можно навсегда испортить и сломать дорогую вещь.

- Ребята, вы, наверное, заметили, что такая история могла бы произойти и в обычной, не сказочной жизни. И тогда это был бы рассказ. Но наше произведение называется сказка. Как вы думаете, с какого момента начинаются действительно необычные, сказочные события?

-Почему Миша согласился пойти не сразу с мальчиком-колокольчиком?

Чтение по ролям

-Прочитайте этот отрывок, когда он всё-таки пошёл за мальчиком-колокольчиком в город, и о чём они беседовали по пути к городу.

(«Миша послушался… Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал больше ни слова.)

Роль Миши будет озвучивать…. Роль Колокольчика - ….   Слова автора - …)

Работа над фразеологизмами и поговорками

- Ребята, какие фразеологизмы вы встретили в тексте и что они значат?

С того момента, когда Миша увидел, как внизу табакерки открылась дверца и выбежал мальчик-колокольчик).

(Он беспокоился о том, что не сможет войти, ведь своды были низкие, а он  

  большой.)

(Закусить губу – смутиться от того, что понял, что сказал не то и резко замолчать;

- заставить себя сдержаться и прервать высказывание.        

Из городка – ни пяди  -т.е. никуда нельзя уходить.)

IX. Физкультминутка.

- Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки.

Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь,

(приседания)
Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда.

(приседания)
Валиком свободно спинку покрути.

(повороты корпуса вправо-влево)

Теперь, как молоточком, головку наклони

(наклоны головы вперед, в стороны)
И звонким колокольчиком, всем нам позвени.

(движения кистями рук)

Физическая и эмоциональная разрядка учащихся

X. Работа над системой образов (продолжение).

Работа в группах по устройству табакерки.

Знакомство с устройством табакерки. Работа в группах.

- А давайте мы с вами в группах составим порядок работы шкатулки. У вас на партах лежат карточки

(Задание:

1)Прочитать содержание и определить, кто это сказал.

«) Обсудить роль этой детали в устройстве шкатулки.

2) Проставить последовательность в работе шкатулки.

 1-я группа

- Динь-динь-динь, - я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.

-Чьи это слова? (Колокольчика)

2-я группа

Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

- А это кто сказал?

- Какую работу выполняли дядьки-молоточки? (беспрестанно стучали по колокольчикам)

 2-я группа

А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…

- Кто это сказал? (Валик-надзиратель)

- Как вы думаете, почему Валик переворачивается с боку на бок?

 3-я группа

Зиц-зиц-зиц, - глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.

- А это кто сказал? ( Пружинка.)

- Проверяем на доске. (пружинка – валик – молоточки – колокольчики)

 - Вы запомнили механизм работы? (да)

- Как же он работает?  (пружинка - валик толкает, валик цепляется за молоточки, молоточки стучат – колокольчики звенят и от того появляется музыка)

С опорой на карточки и выборочное чтение.)

 Группы получают карточки с текстом.

1)Прочитать содержание и определить, кто это сказал.

«) Обсудить роль этой детали в устройстве шкатулки.

2) Проставить последовательность в работе шкатулки.

Дети выходят к доске по вызову учителя.

На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: колокольчики.

На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: молоточки.

На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: валик.

На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: пружинка.

Знакомство с устройством музыкальной табакерки. Принцип и алгоритм ее работы.

XI. Работа по содержанию сказки

    - И захотелось Мише узнать, правду ли говорит царевна. «Он наклонился и прижал ее пальчиком – и что же?» Найдите описание дальнейших событий. При чтении постарайтесь выбрать нужную интонацию.

(выразительное чтение наизусть отрывка «В одно мгновение…. – домики изломались…»)

- Ребята, этот самый напряженный момент в развитии действия сказки называется кульминация.

- Так какой же урок извлек Миша из этой истории? 

- Это, ребята, пожалуй, самый главный урок, который извлек для себя Миша. Но были и другие. Давайте вернемся в самое начало и проследим, чему же еще научился Миша.  

(выразительное чтение наизусть отрывка «В одно мгновение…. – домики изломались…»)

XII Наблюдение за особенностями стиля автора.

- Ребята, вместе с Мишей мы проделали большой путь. Скажите, а могла ли на самом деле произойти такая история? Как автору удается заставить читателя поверить в рассказанное?

 - Сон – одна из распространенных в литературе форм представления вымышленного, нереального, фантастического.

XIII Подведение итогов урока.

- Много уроков извлек для себя Миша, путешествуя по удивительному городку Динь-Динь. Он, как сказал его папенька, «в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет».( Фрагмент мультфильма)

- А вы, ребята, поняли, почему музыка в шкатулке играет?

- А еще лучше поймете, когда механику изучать будете. Что такое механика?

- Вот поэтому, ребята, сказку В.Ф.Одоевского и принято называть научно-познавательной.

- Ребята, какой же урок извлекли из сегодняшнего урока вы?

- Достигли ли мы целей нашего урока?

1. Правила рисования.  Издали все кажется меньше.

2. От чего музыка бывает разной. У Колокольчика побольше – голос низкий, поменьше – высокий.

3. Без учебы жить неинтересно.

4. Как важно быть послушным и прилежным.

5. И самое главное – Внимательное отношение к окружающему миру, который о многом может рассказать и многому может научить.

Будем помнить об этом, ребята!)

Домашнее задание

Разделить текст на части, озаглавить их. Стр. 168, № 8.

Записывают д/з.

Оформление записи домашнего задания в дневнике

XIII Рефлексия

А закончим мы наш урок заполнением «Табакерки настроения».

У вас на партах лежат колокольчики, а на доске Пружинка, мальчик-колокольчик, господин Валик.

Каждый герой характеризует определенное отношение к уроку:

Пружинка – та, без кого табакерка не могла бы издавать этот прекрасный звук. Если вам понравился урок и произведение, изучаемое на уроке – выбираем Пружинку.

Мальчик-колокольчик был проводником Миши в городок в табакерке, но в определенный момент они даже немного повздорили. Если во время урока или прочтения сказки у вас возникли какие-то противоречия – выбирайте Колокольчика.

Господин Валик показал себя ленивым участником событий, совершенно не следил за дядьками-молоточками и мальчиками-колокольчиками. Если вам что-то не понравилось во время урока или осталось непонятным – выбираем Валика.

Заполняем нашу табакерку этими героями. Посмотрим, кем же будет населён наш Городок в табакерке.    Спасибо за урок!

Выбирают героя и прикрепляют его изображение на доску.

Осознание смысла и способа  собственной деятельности,

объективная оценка своих результатов,

обнаружение проблем, возникших по ходу урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения с использованием ИКТ В.Ф.Одоевский" Городок в табакерке"

Урок литературного чтения с использованием презентации....

В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"

Конспект урока литературного чтения для 4 класса....

урок литературы в 3 классе В. Одоевский «Городок в табакерке».

конспект урока по литературе с использованием технологий критического мышления...

Работа с текстом по произведению В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»

В файле представлены вопросы к сказке В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке" для самостоятельной работы и ответы на них....

В.Ф. Одоевский. «Городок в Табакерке»

Жизнь и творчество В.Ф. Одоевского; литературная сказка «Городок в Табакерке»; ознакомление с реальным устройством музыкальной шкатулки; формирование навыка выборочного чтения, грамотного составления ...

Открытый урок по литературному чтению на тему "Городок в табакерке" В.Ф. Одоевский.

Открытый урок по литературному чтению на тему "Городок в табакерке" В.Ф.Одоевский....

Презентация к открытому уроку "Городок в табакерке".

Презентация к открытому уроку "Городок в табакерке"....