Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Михайлина Ольга Ивановна

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс (Школа России). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaylina_o.i._priemysh_d.n.mamin-sibiryak.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Литературное чтение, 4 класс

Урок разработала:

Михайлина Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

высшая категория

г. Клин, 2019 г.

Тема:Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Цель:на примере произведения показать, что любить природу надо, как родную маму

Ожидаемые предметные результаты:

  1. развитие беглости, выразительности чтения;
  2. развитие умения работать с текстом;
  3. обогащение словарного запаса;

Ожидаемые метапредметные результаты:

РУУД:определять учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; отвечать на итоговые  вопросы урока  и оценивать свои достижения.

ПУУД:составлять план текста, определять главную мысль текста

КУУД: вести диалог, работать в парах, группах.

Ожидаемые личностные результаты:

1.прививать любовь к художественному слову;

 2.размышлять об отношениик природе, как к родной матери.

Ход урока

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

1.Организационный этап

А) Организационный момент

Проверка рабочих мест

Приветствие

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

А) Просмотр отрывка из мультфильма «Маугли» на основе книги  Редьярда Киплинга «Книга  джунглей»

- Кто главный герой этого мультфильма?

- Кем был Маугли?

-Этот мультфильм поставлен по мотивам произведения Редьярда Киплинга «Книга  джунглей», кто желает, может найти эту книгу и прочитать.

- А кем он стал для Волчицы?

- Какие чувства Маугли и Волчица испытывали друг к другу?

- Приемный сын, а как коротко сказать?

В) Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на нашем уроке?

Вывод: тема урока «Приемыш» (вывешивает на доске)

-Чтобы определить автора данного произведения, давайте выслушаем нашего выступающего, у него для нас есть несколько подсказок.

Б) Выступление с сообщением обучающегося, презентация:

-Этот писатель родился на Урале, в Сибири(слайд №1), в семье бедного заводского священника и сельской учительницы в 1852 г. (слайд № 2).

-В доме на счету была каждая копейка, но на покупку книг его отец тратил последние деньги.(слайд № 3)

-С 16 лет он вел дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края. Печататься начал в возрасте 23 лет.

-В 1891 году писатель теряет свою жену. На руках писателя остается больная дочь Алёнушка (слайд № 4)

-В свет выходит сборник «Аленушкины сказки». Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.(слайд № 4, слайд № 5)

В) С произведением, какого автора мы сегодня познакомимся на уроке? (учитель вывешивает на доске Ф.И автора) (слайд № 6, слайд №7)

Б) Прогнозирование изучаемого материала

Давайте предположим, кто будет приемышем?

В) Определение цели  урока

- Какова цель нашего урока?

Г) Определение задач урока

-Что нужно сделать, чтобы достичь цели урока?

Маугли

Детенышем человека

Приемным сыном

Любили друг друга, оберегали, спасали

Приемыш

О приемыше

Приемыш

Обучающийся выступает с сообщением, презентацией

(слайд №1)

(слайд № 2)

(слайд № 3)

(слайд № 4)

(слайд № 4, слайд № 5)

-Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк

О приемыше

Человек, животное, птица

Познакомиться с произведением Д.Н.Мамина-Сибиряка

1.прочитать текст

2.проанализировать текст

3.сделать выводы

2. Актуализация знаний

А) Аудиозапись произведения «Приемыш» (отрывок с описанием природы 0.00-0.58)

-Что бы вы сказали о человеке, который ведет данное повествование?

-Предположите, с какими людьми он любил общаться?

Любит природу, любознательный,  добрый

С такими как он: добрыми по отношению к природе и окружающим

3.Физминутка

4.Первичное усвоение новых знаний

 Первичное ознакомление с текстом

А)чтение учителем текста с.76

-Какой первый персонаж появляется в произведении?

На доске таблица, которую учитель начинает заполнять:

Соболько

-Что значит слово пожива?

-Как второго персонажа произведения?

Соболько

Тарас

-Что значит слово протока?

-Объясните значение слово гуляка?

-Про кого так еще говорят?

-Предположите, как Тарас относился к лебедю?

-Как зовут третьего персонажа произведения?

Соболько

Тарас

Приемыш

-Сайма, назовите значение этого слова, где можно посмотреть?

 «…Тут охотники наезжали…» с.77

Предположите, откуда появился лебедь у Тараса?

Б) чтение цепочкой, учебник с.77

-Читаем по одному предложению

-Озорства, объясните значение слова

В) чтение учителем с.79

- Что значит бобылем?

Г) чтение детьми с.80

-Какие отношения складывались у Соболько с лебедем?

-Как Тарас относился к Приемышу?

Д) предварительное объяснение домашнего задания

- На этом мы остановим свое чтение

-Вам интересно, как дальше развивались события?

-Дома дочитаете текст до конца

Обучающиеся слушают, следят

Соболько

Еда

Тарас

Слайд №

Любит погулять

Про детей

С любовью

Приемыш

Учебник, словарь с.218

Чтение детьми вслух текста

Баловство, плохая игра

Одиноким человеком

Озорничали, гуляли

Радовался как ребенок

С.81-83

5.Первичная проверка понимания

А) Работа в парах, заполните таблицу,

-Используя имена прилагательные, объясните, какие  герои этого произведения?

-Для этого используйте учебник, у вас 3 минуты

Соболько

Тарас

Приемыш

-Первичная проверка понимания текста

Е) Первичное обобщение

-В произведении Р.Киплинга «Маугли» стал приемным сыном для Волчицы, а в нашем произведении кто стал приемным ребенком?

-Получается, что в нашей жизни все взаимосвязано, все мы являемся детьми природы

Дети работают с учебником в парах

Дети зачитывают ответы

Лебедь для человека

6.Первичное закрепление

Работа в группах

А)Объясните значение выражений, разделите текст на части и ищите нужную цитату:

«Пропадет один-то,…потому  как  смыслу в нем еще настоящего нет»

«Умная птица,…свой порядок знает»

«Я тут князь князем живу»

Б)Деление отрывка текста на части, м сыномсоставление цитатного плана

В) Проверка по аналогу, учитель представляет на доске правильный вариант

Желтый  - «Соболько, перестань... Не узнал?»

Красный – «В ожидании старика…»

Зеленый – «Ступай домой, гуляка!»

Синий – «Смешно на них со стороны смотреть…»

Оранжевый – «Сердце радуется в другой раз посмотреть на Божью тварь…»

Работа в группах

с.77

с.78

с.80

Детям предлагаются готовые цитаты, распределяют по смыслу текста, составляют план

Проверка плана

7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

-На следующем уроке мы продолжим знакомиться с данным текстом

А) Синквейн по группам: Соболько, Тарас, Приемыш

Б)Оценка результатов деятельности

-Оценки за урок

-Оцените свою работу на уроке

Чтение синквейнов

Учитель оценивает

Дети оценивают

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1.Дочитать рассказ Д.Н. Мамина - Сибиряка «Приемыш»

2.Дочитать рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш», ответить на вопрос № 5

3.Дочитать рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш», ответить на вопрос № 7

Дети выбирают домашнее задание для самостоятельного выполнения