В. Астафьев "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Михайлина Ольга Ивановна

Конспект урока по литературному чтению 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaylina_o.i._kapaluha_v.astafev.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

В.Астафьев «Капалуха»

Литературное чтение, 3 класс

Урок разработала:

Михайлина Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

высшая категория

г. Клин, 2018 г.

Тема: В. Астафьев «Капалуха»

Цель: на примере произведения показать, что любить природу надо, как родную маму

Ожидаемые предметные результаты:

  1. развитие беглости, выразительности чтения;
  2. развитие умения работать с текстом;
  3. обогащение словарного запаса;

Ожидаемые метапредметные результаты:

РУУД: определять учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; отвечать на итоговые  вопросы урока  и оценивать свои достижения.

      ПУУД: составлять план текста, определять главную мысль текста

КУУД: вести диалог, работать в парах, группах.

Ожидаемые личностные результаты:

 1.прививать любовь к художественному слову;

 2.размышлять об отношении природе, как к родной матери.

Ход урока

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

А) Организационный момент

Проверка рабочих мест

Приветствие

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

А) Выступление с сообщениями учащихся, презентация:

- С произведением, какого автора мы сегодня познакомимся на уроке? (учитель вывешивает на доске Ф.И автора)

Б) Прогнозирование изучаемого материала

-Как вы думаете, о ком или о чем автор будет писать в своем произведении? 

В) Определение цели  урока

-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (на доске вывешивается название произведения «Капалуха»)

Г) Определение задач урока

-Что нужно сделать, чтобы достичь цели урока?

Ученики выступают с сообщениями и демонстрируют свои слайды из презентации

1 ученик:

2 ученик:

3 ученик:

- Виктор Астафьев

4 ученик:

-О птице глухарке

В.Астафьев «Капалуха»

1.прочитать текст

2.проанализировать текст

3.сделать выводы

2. Актуализация знаний

А) Установление межпредметной связи литературное чтение - русский язык

-Какой вы себе представили глухарку? Какая она?

Б) Объяснение лексического значения слова

1. Капалуха от к-о-пала. Русская пословица гласит «Глухой как копала», северо восточное корельское –глухарка.

2.Глухарь – особенность токующего самца в брачный период утрачивать чуткость и бдительность, т.е ничего не слышать.

3.Капалуха – самка глухаря и не молоденькая, а уже мама, у которой есть или будет потомство.

4.Капалуха - «слово «капалуха» произошло из-за пристрастия самки глухаря копаться в земле, где она ищет камешки, которые проглатывает, для улучшения пищеварения, когда долго неподвижно сидит на гнезде»

Дети называют имена прилагательные: красивая,

маленькая, серенькая, добрая

3.Физминутка – слушание музыки леса, токования глухаря

4.Первичное усвоение новых знаний

А) Первичное ознакомление с текстом – чтение цепочкой, учебник с.99

-Читаем по одному предложению

-Вам понадобится простой карандаш, во время чтения отметьте непонятные для вас слова

Б) Словарная работа, на доску выносятся слова:

Альпийские уральские луга, слайд №

Тайга, слайд №

Колхозный скот, слайд №

Пастьба, слайд №

Просека, слайд №

Черника, слайд №

В) Работа с толковым словарем

Валежник – литературное чтение с.217

Космы – толковый словарь

Чтение детьми вслух текста

Отметка непонятных по лексическому значению слов

Называют слова, объясняют значение слов

Работают с толковым словарем в учебнике

Работают с толковым словарем

5.Первичная проверка понимания

А) Чтение текста детьми - «Обгони себя»

-Кто прочитал больше во второй раз, чем в первый, почему?

Б) Физминутка

Встаньте, потяните руки вверх, наклонитесь…

В) Выразительное чтение текста учителем

-Учитель читает текст частично: найдите с.99 - 2 абзац, дети следят и читают про себя

-Кем является рассказчик в данном произведении, почему вы так решили?

Г) Выразительное чтение диалога в парах

-На с.101 найдите вопрос № 4, прочитайте, выполните задание в парах: определите, кто будет читать слова мальчика, кто рассказчика

Д) Беседа по вопросам

Вопрос № 4 с.101

-Кто из героев думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

Е) Выборочное чтение текста учениками

- Докажите словами из текста, отношение автора к природе

Вопрос № 6 с.101

-Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

-Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

- Что помогло ребятам поменять свое отношение к капалухе?

-Найдите в тексте отрывок, зачитайте

-Что еще помогло изменить отношение детей к глухарихе?

-Зачитайте

Дети читают два раза один и тот же отрывок по 1 минуте

Дети делают разминку

Дети следят и читают про себя

Автор В. Астафьев

Дети читают в парах диалог мальчика и рассказчика за партой, у доски

Рассказчик - автор – о природе, как о живой

Мальчик – не задумывается о последствиях

Выборочное чтение текста

с. 99 - 7 абзац, 1 пред.

Ребята не стали брать яйца домой.

Отношение ребят изменилось

Поведение самой птицы

Зачитывание отрывков из текста с.100 – 2 абзац, 4 абзац, 5 абзац

Слова учителя

С.100 – 3 абзац

6.Первичное закрепление

А) Работа в группах, деление текста на части, составление цитатного плана

Б) Проверка по аналогу, учитель представляет на доске правильный вариант

Желтый  - «…шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.»

Красный – «…с распущенными крыльями бегает кругами глухарка…»

Зеленый – «…утепленное мхом гнездо.»

Синий – «… от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.»

Фиолетовый – «Сердце… билось…наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца…»

В) Определение главной мысли текста

-Определите главную мысль текста, в этом вам поможет текст с.100 – 1 абз., 1 пред.

- А также помогут пословицы, которые лежат у вас на столе, выберите одну пословицу, которая отразит главную мысль текста:

1.При солнце тепло, при матери добро.

2.Жалость матери, меры не знает.

3.У ребенка болит пальчик, а у матери сердце.

4.Сердце матери, лучше солнца греет.

Работа в группах

Детям предлагаются готовые цитаты, распределяют по смыслу текста, составляют план

Чтение «Перевертыш», дети читают текст вверх ногами

Работа в группах, дети выбирают пословицу

Дети сравнивают поведение капалухи с поступками своей мамы.

Ради своих детей мама готова пожертвовать своей жизнью. К природе следует относиться с любовью, как к родной маме

7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

А) Выбор пословицы

-Выберите пословицу, какая вам больше всего нравится, разойдитесь по сторонам

-Кто умеет добрым быть, тот природу не будет губить.

-Враг природы тот, кто ее не бережет.

-Люби лес, люби природу - будешь вечно мил народу.

-Птиц, зверей – оберегай, никогда не обижай.

Б)Оценка результатов деятельности

-Оцените свою работу на уроке: если вам понравилось работать на уроке - похлопайте в ладоши;

Если вам не понравилось работать на уроке – потопайте.

Дети разбиваются на группы, расходятся по всему классу, по четырем сторонам, по выбранным пословицам, объясняют значение пословицы

Дети оценивают свою работу на уроке

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1.Прочитать рассказ В.Астафьева «Капалуха».

2.Прочитать рассказ В.Астафьева «Капалуха», подготовить пересказ, ответить на вопросы в конце текста.

3.На основе прочитанного рассказа В.Астафьева «Капалуха» написать мини – сочинение «Кто умеет добрым быть, тот природу не будет губить»

Дети выбирают домашнее задание для самостоятельного выполнения