Урок литературного чтения «Н.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Костина Ирина Владимировна

Урок по чтению для начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения «Н.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»»

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2.Подготовка к чтению – пятиминутка быстрого чтения

- Посмотрите на экран.

- Прочитайте скороговорку ставя ударение на разные слова.

Жучка тявкнула во сне.

Ребята ,а как вы считаете , для чего мы выполняли это задание.

3Актуализация опорных знаний.

Прием «прогнозирование»:

-Вспомните  название рассказа, с которым мы  начали знакомиться на прошдом уроке.

«Тема и Жучка».

- Кто является главным героем рассказа?

- А кто написал этот рассказ?

- Что вы можете рассказать о нем?

4.Постановка цели урока

-Что же вы должны ЗНАТЬ и УМЕТЬ к концу урока?

(карточка-помогайка:

ПОЗНАКОМИТЬСЯ

НАУЧИТЬСЯ

ОТВЕЧАТЬ

ВЫСКАЗЫВАТЬ)

ЗНАТЬ (познакомиться с творчеством и биографией автора; с содержанием рассказа; темой и идеей произведения)

УМЕТЬ (выразительно бегло и осознанно читать, отвечать на поставленные вопросы)

5 Постановка проблемного вопроса:

Сегодня мы продолжим знакомится с рассказом «Тема и Жучка»  , постараемся  вместе определить главную мысль этого рассказа и ответить на вопрос:

-   Про какого человека можно сказать: у него «золотая душа»?

- Какими качествами  характера должен обладать этот человек?

(на доске – качества характера: добрый, отзывчивый, милосердный, смелый, отважный, ленивый, трусливый)

Составление «Кластера»

-В конце урока вы мне должны будете ответить:

-Можно ли Тёму назвать человеком с «золотой душой»?

6.Усвоение новых знаний и способов действий.

Предварительная словарно-лексическая работа:

- В тексте нам втретятся незнакомые слова. Давайте познакомимся с ними.

Ирод – изверг, мучитель.

Ставни – створки для прикрытия окна.

Брезжить – чуть светиться.

Истома-чувство приятной расслабленности.

Каретник- сарай для карет.

Вожжи – ремни для управления лошадью.

Жердь – шест из длинного тонкого ствола дерева.

Трехсаженная глубина (сажень) - русская мера длины, равная 2,13м.

Смрад – вонь, отвратительный запах.

Чаять – ожидать, надеяться.

7 Чтение рассказа комбинированное (учитель, сильные дети, на слайдах – вместе).

8 В середине чтения – релаксация (гимнастика для глаз)

1)Закройте глаза, сильно зажмурясь на 15-20 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль;

2)глаза подымите к потолку, начертите на потолке мысленно большую восьмерку;

- Продолжаем читать дальше.

9.Первичная проверка понимания.

-С чего начинают разворачиваться события в рассказе?

-Почему Тема решил спасти Жучку?

-Легко ли мальчику было исполнить задуманное? Почему?

-Как вы думаете, почему Тема не попросил помощи у взрослых?

-Что его заставило преодолевать физическую усталость?

-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?

-Что было бы с Жучкой, если бы Тема ее не спас?

-Как бы ты поступил на месте Темы? Почему?

-Хотели бы вы иметь такого друга, как Тема? Почему? (он смог побороть свой страх)

— Кто из вас, глядя на схему, попытается сформулировать главную мысль рассказа?

1

Центральная надпись: «Любовь побеждает» – закрыта. Открывают после того, как дети самостоятельно сформулируют главную мысль произведения

– Тёма – благородный мальчик с любящей душой. Он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу. Добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее, любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. Добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил – только тогда добро будет сильнее зла.

Теперь, когда вы столько узнали о Теме и Жучке

Составьте   словесный портрет каждого.

 Работаем в парах. Возьмите конверт с №1

Составьте словесную характеристику Тёмы. Выберите слова, соответствующие его характеру: милосердный, заботливый, жестокий, трусливый, впечатлительный, беспокойный, самотверженный, чуткий, отзывчивый, внимательный, умный, мужественный, храбрый.

 

Составьте словесную характеристику Жучки. Выберите слова, соответствующие её образу: добрая, ласковая, сердитая, преданная, грустная, злая, внимательная, смышленая, глупая, сообразительная, игривая, дружелюбная, милая, веселая.

-Давайте проверим.

 Работа над пословицами

— А теперь пришло время вспомнить пословицы.

Прочитайте пословицы.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Друг познается в беде.

Собака – друг человека.

— Какая  из них подходит к рассказу?

10 .Подведение итогов урока

-Вспомните цели, которые мы поставили в начале урока (слайд)

-Достигли ли мы их? Докажите.

-Ответьте на проблемный вопрос, поставленный в начале урока:

-Можно ли о Теме сказать, что у него «золотая душа»?

- Почему?

Рефлексия. (письменная)

 А сейчас мы составит синквейн работая в парах.

1 ряд составит на тему

Тёма.

Верный, настоящий.

Выручает, помогает, спасает.

Друг познается в беде.

Дружба.

 

2 ряд составит на тему

Жучка.

Игривая, ласковая.

Благодарит, любит, верит.

Собака – друг человека.

Доверие.

 

3 ряд составит на тему

Друзья.

Верные, надёжные.

Помогут, спасут,  выручат.

Никогда не подведут товарища.

Дружба.

Рефлексия устная.

Как бы вы поступили на месте Темы?

Хотели бы вы иметь такого друга как Тема?

О чем вы бы хотели спросить Тему, когда он поправится?

О чем бы вы хотели рассказать своим товарищам после этого урока?

Что особенно было интересно?

 Оцените свою работу на уроке?

11.Домашнее задание

Подготовте выразительное чтение понравившегося эптзода..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Гарин-Михайловский. Тёма и Жучка.

2 класс.Литературное чтение.Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классовГОУ Гимназии №63Тема:Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».Тип урока:урок ознакомления с новым мате...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...

Тест по литературному чтению Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

Тест по литературному чтению Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»...

Тест по литературному чтению к произведению Н. Гарина-Михайловского "Детство Тёмы", 3 класс

Тест составлен для учащихся 3 класса, обучающихся по программе "ПНШ"...

Разработка урока по литературному чтению «Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»

Предмет Литературное чтениеКласс 4аБазовый учебник  Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019Тема урока Н. Гарин-Михайло...

Разработка урока по литературному чтению «Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»

Предмет Литературное чтениеКласс 4аБазовый учебник  Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019Тема урока Н. Гарин-М...