Урок литературного чтения. Гарин-Михайловский. Тёма и Жучка.
план-конспект (чтение) по теме

Дремина Татьяна Владиленовна

 

 2 класс.Литературное чтение.

Автор: Дремина Татьяна Владиленовна

Учитель начальных классов

ГОУ Гимназии №63

Тема:Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Тип урока:урок ознакомления с новым материалом

Технология:РКМ с использованием ИКТ

Главная дидактическая цель  урока:формирование правильного типа читательской деятельности через знакомство с произведением Н.Г Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»; сообщить некоторые факты из биографии автора.

Обучающие:

·     развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста;

·   формулировать главную мысль текста;

·     находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою;

-учить анализировать текст;

-совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью

 

Ориентированные на развитие личности учащегося:

·   развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;

·   развитие творческих аналитических способностей;

·   развитие коммуникативной культуры.

·   содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;

 

Воспитательные:

·        воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова;

·        воспитывать чувство толерантности.

  

План урока.

1.Сообщение темы урока.

2.Кластер «Собака».

3. Чтение произведения.

4.Вопросы Блума.

5.Работа с текстом

6.Работа с иллюстрацией.

7.Рассказ об авторе произведения.

8. Итог урока.

 

 

 

Этапы урока. Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Орг. момент.  1 мин

 

Приветствие

Приветствие

2. Вызов.

5 мин.

Актуализация имеющихся знаний. Постановка целей учебной деятельности.

     Сообщение темы урока

Тёма и Жучка                                                                                                             .(слайд1)image

-Как ты думаешь, кто это может быть?

-О чём может быть это произведение?

 

- Какие взаимоотношения могут быть у человека с собакой?

Составление кластера «Собака». Выступления детей                                              (слайд 2 – схема кластера)

image

 

 

 

 

Предположения детей

 

 

Составление кластера и выступление детей

 

 

 

2. Реализациия

24 мин

Знакомство с новой информацией, соотнесение её с имеющимися знаниями.

Чтение произведения по частям с вопросами после каждой части.

-Что будет дальше, предположи?

-Какой совет бы ты дал главному герою?

 

Вопросы Блума.

-Почему Тёма решил спасти Жучку?

-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?

-Почему Тёма не попросил помощи у взрослых?

-Легко ли мальчику было исполнить задуманное? Почему?

-Что его заставило преодолевать физическую усталость?

-подбери пословицу, подходящую по смыслу этому рассказу:                                    (слайд 3)

image

 

1).Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2).Ученье -  свет, неученье  - тьма.

3).Собака – друг человека.

4). Друг познаётся в беде.

 

 

 

 

 

Работа с иллюстрацией.

-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?

-Рассмотрите иллюстрацию.                                                                                            (слайд 4)

image

-Какой момент рассказа на ней отражён?

-Как художник показывает напряжённость момента? Опасность? Что помогает нам верить, что всё закончится хорошо? (1- тонкая, извивающаяся верёвка, тёмные стены, чёрная вода. 2-в лице Тёмы нет испуга, собачка смотрит с уверенностью, свет от фонаря.)

 

                                                               

 

Ответы детей

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе обсуждения дети вместе с учителем приходят к выводу, почему пословица №4 подходит больше, чем другие.

 

Дети рассматривают иллюстрацию, делают выводы.

3. Рефлексия

7 мин

Систематизация новых знаний. Ответы на поставленные ранее вопросы.Присвоение и переформулирование новых знаний своими словами., выработка собственной позиции.

Главная мысль произведения.

-Как бы ты поступил на месте Тёмы? Почему?

Прочти отрывки из текста, которые описывают душевное состояние Тёмы:            (слайд 5)

 

image

-«с ужасом вслушивался в слова няни»

-«опять вздрогнул»

-«содрогнулся»

-«в его душу закрадывается страх»

-«сердце его сжимается тоской»

-«страх охватывает его»

-Можно ли назвать Тёму трусом? Храбрым? Почему? Смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ( слайд 6)

image

 

- Хотели бы вы иметь такого друга, как Тёма? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе обсуждения дети вместе с учителем приходят к выводу, что храбрый не тот, кто не боится, а тот, кто перебарывает свой страх.

Дети с помощью учителя подтверждают это словами текста :  «Не надо бояться! – говорит он дрожащим от ужаса голосом.- Стыдно бояться! – говорит он и продолжает взбираться дальше».

 

Итог урока. Домашнее задание.

8 мин.

Рассказ об авторе

.-Вам понравился рассказ?

-Хотите узнать, кто его написал?                                                                  (слайд 7 – портрет)

 

image

Он был невысокого роста, очень подвижным, красивым: в волосах седина, глаза молодые, быстрые.

 

Под открытым небом зимою в лесу он выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлыми кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом, на морозе, в снегах.

 

Нет сомнения, что Тёма – это он сам в детстве. Маленький Тёма вскакивает ночью с постели, крадётся к колодцу, куда брошена Жучка, спускается туда по вожжам и с опасностью для жизни спасает собаку, отчего его болезнь становится чуть не смертельной. Проходят десятки лет. Он – седой инженер, писатель, общественный деятель, нов душе всё тот же Тёма.

 

Настоящая его фамилия была Михайловский., Николай Георгиевич Михайловский. Он родился в Петербурге в 1852 году. Родители его были люди богатые. Его отец был боевой офицер. Крестил его царь Николай. Он учился в Гимназии, закончил институт путей сообщения, работал инженером-строителем. Затем он решил писать. В 1892 году стал издавать журнал «Русское  богатство». И стал подписывать свои произведения псевдонимом Н. Гарин, потому что у него был сын, которого звали  Гаря.

 

Умер он неожиданно. Участвовал в литературном совещании, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван и умер от сердечного приступа в 1906 году. Удивительные произведения оставил нам Николай Георгиевич Гарин-Михайловский.

 

Итог урока.

-Кто из вас хочет узнать о приключениях Тёмы? Читайте книгу Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»

                                                                                                              (слайд 8)

 

image

 

 

 

 

 

 

 м

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tema_i_zhuchka._prezentaciya..ppt763 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тёма и Жучка

Слайд 2

кластер

Слайд 5

… с ужасом вслушивался в слова няни … … опять вздрогнул… … содрогнулся… … в его душу закрадывается страх… … сердце его сжимается тоской… … страх сковывает его…

Слайд 6

Тема поддаётся страху или борется со страхом? «Не надо бояться! – говорит он дрожащим от ужаса голосом. – Стыдно бояться! – говорит он и продолжает взбираться дальше.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "В.Л.Дуров .Наша Жучка"

-продолжить обучение правильному типу читательской деятельности;-совершенствовать навыки читательской деятельности при работе с художественным произведением;-развивать умение высказывать свои мы...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...

Тест по литературному чтению Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

Тест по литературному чтению Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»...

Конспект урока литературного чтения "Детство Тёмы"

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»; совершенствование умения давать характеристику ...

Тест по литературному чтению к произведению Н. Гарина-Михайловского "Детство Тёмы", 3 класс

Тест составлен для учащихся 3 класса, обучающихся по программе "ПНШ"...