Урок литературного чтения "В.Л.Дуров .Наша Жучка"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Мухитдинова Луиза Уразаевна

 

-продолжить обучение правильному типу читательской деятельности;

-совершенствовать навыки читательской деятельности при работе с художественным произведением;

-развивать умение высказывать свои мысли с опорой на аргументы-доказательства;

-развивать эмоциональную сферу ученика;

-расширять словарный запас на основе знакомства со словами ,обозначающими чувства человека в зависимости его поведения и поступков по отношению к окружающей действительности;

-учить решать нравственные проблемы на основе текста художественного произведения;

-познакомить со страницами жизни автора

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наша Жучка525.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 г.Карабаша»

Литературное чтение

Разработка урока

Тема: « Владимир Леонидович Дуров «Наша Жучка»

                                                                    Выполнил учитель высшей категории

                                                        Мухутдинова Луиза Уразаевна

г.Карабаш

Тема урока: « Владимир Леонидович Дуров «Наша Жучка»

Цель:

-познакомить учащихся с произведением Владимира Леонидовича Дурова    «Наша Жучка»

       Задачи:

-продолжить обучение правильному типу читательской деятельности;

-совершенствовать навыки читательской деятельности при работе с художественным произведением;

-развивать умение высказывать свои мысли с опорой на аргументы-доказательства;

-развивать эмоциональную сферу ученика;

-расширять словарный запас на основе знакомства со словами ,обозначающими чувства человека в зависимости его поведения и поступков по отношению к окружающей действительности;

-учить решать нравственные проблемы на основе текста художественного произведения;

-познакомить со страницами жизни автора

Дидактические средства

Презентация в которой содержится материал необходимый на уроке ( портрет В.Л.Дурова, эпиграф к уроку; фотографии :Театр зверей имени В.Л.Дурова, собаки, высказывание В.Л.Дурова) фонограмма «В мире животных»

Методическая литература:

1.В.Л.Дуров «Мои звери» , Москва, изд-во «Детская Литература», 1992г

Понятийный словарь:

-жалость

-сострадание

-нравственность

-одиночество

Приложение

-В.Л.Дуров. Страницы жизни писателя

-упражнения на внимание, память, развитие скоростного чтения

1

Ход урока

  1. организационный момент

     упражнение на внимание

     упражнение на развитие памяти

     упражнение на развитие скоростного чтения

 

  1. подготовка к изучению нового материала (прослушивание звуков, которые издаёт собака : лай, рычание, скуление)  Устная рефлексия ( приём прогнозирования - Когда животное могло бы издавать такие звуки?)

    физкультминутка

  1. новый материал

    -работа с эпиграфом;

    -Владимир Леонидович Дуров. Страницы жизни автора

    -словарная работа: дрессировщик (раздражительный, слабый, смелый,    злопамятный, терпеливый , решительный, вспыльчивый, добрый, спокойный,  внимательный, сильный, уверенный )

                 -работа с текстом

Физкультминутка

  1. подведение итога урока

Письменная рефлексия. Продолжи высказывание:

Когда я на улице вижу бездомное животное то…..

  1. домашнее задание

2

  1. организационный момент

упражнение на внимание  (работаем правой рукой . Высказывание не совпадает с действиями, которые показывает учитель- нос, пол, потолок)

 Упражнение на развитие памяти

( медленно учителем прочитываются слова: небо , цветок, ручка, снег, корова, дерево, машина, окно, ученик, земля. Предлагается записать данные слова. Обмен тетрадями при проверке записанных слов)

Упражнение на формирование скоростного чтения

( Заранее выданы небольшие тексты.  По сигналу учителя, за ограниченное время необходимо зачеркнуть буквы е, и.  Сравнить результат с соседом ).

  1. подготовка к изучению нового материала

(Прослушивание звуков, которые издаёт собака : лай, рычание, скуление)  Устная рефлексия ( приём прогнозирования - Когда животное могло бы издавать такие звуки и в каких ситуациях ?)

  1. новый материал

 –работа с эпиграфом

 Как вы понимаете значение данного высказывания?

 Остановись, присядь! Нагнись! И под ноги взгляни: живой живому удивись:     они ж тебе сродни… (высказывания учащихся)

-работа по портрету В.Л.Дурова (устная рефлексия на основе прогнозирования)

Посмотрите на портрет человека и давайте попробуем перечислить те качества человека, которые на наш взгляд присуще ему?  (работа  учеников)

Посмотрите на снимок, где мы видим его в окружении собак, как вы предполагаете , кем он мог работать, и почему?

 

-словарная работа: дрессировщик

-какими качествами должен обладать человек, который  работает дрессировщиком и почему ?

Запишите в тетради те слова, которые по вашему мнению подходят больше  всего к человеку работающему с животными  (раздражительный, слабый, смелый, злопамятный, терпеливый , решительный, вспыльчивый, добрый, спокойный, внимательный, сильный, уверенный )

Заметили: вы выбрали для характера дрессировщика слова, которые обозначают самые лучшие человеческие качества. А теперь внимание: Как вы думаете , почему на уроке чтения мы поговорим обо всём об этом ?

3

Версия 1: Возможно, мы будем читать рассказ о животных, которые работают в цирке

Версия 2 : Возможно - это случай из жизни цирка

Версия 3 :Возможно, этот рассказ написал человек, который работает с животными – дрессировщик

Как проверить предположение?

-работа с текстом

Рассмотрите страницы, отведённые к этому произведению. Какие подсказки содержания вы увидели? ( заглавие, фамилия автора)

Что можно сказать о тексте, не читая его ( это не стихотворение, не басня, не сказка, возможно рассказ)

Рассказ называется «Наша Жучка» как вы думаете, о чём может поведать нам автор этого рассказа?  

-знакомство с рассказам ( чтение рассказа учителем)

Первый обмен впечатлениями ( обратить внимание на состояние души героя и как к этому отнеслись ученики)

Обсудим вместе.

-можно ли этот рассказ назвать поучительным?

О каких человеческих ценностях они рассказывают?

Кто из героев приобрёл самый большой и самый печальный жизненный опыт?

Итак, возвращаемся  к вопросу, можно ли только по названию рассказа определить, о чём будет говориться в нём?

От чьего лица написан данный рассказ?

Какой закон общения вывел для себя Дуров? ( дрессировка не палкой, а словом).

Как мы можем проявить своё отношение к брошенным животным?

  1. подведение урока ( устная рефлексия)

прочитайте высказывание :  «Никто не исцелил зла злом» как вы понимаете данное изречение?

Возвращаемся вновь к эпиграфу нашего урока «Жестокость уничтожает, только доброта может быть прекрасна» В.Л.Дуров

Письменная рефлексия . Продолжи высказывание:

Когда я вижу на улице бездомное животное то ……  (прослушивание высказываний:

  1. домашнее задание (Составить план текста. )

4

Приложение

Владимир Леонидович Дуров. Страницы жизни писателя

С самых ранних лет, когда Дуров был ещё мальчиком, его тянуло к зверям и птицам. В детстве он уже возился с голубями, собаками и с другими животными. Он уже тогда мечтал о цирке, потому что в цирке показывали дрессированных животных.

Когда Володя Дуров подрос, он убежал из дому и поступил в балаган к известному в те годы циркачу Ринально. Так юноша Дуров стал работать  в цирке. Он завёл себе тогда козла Василия Васильевича, гуся Сократа, собаку Бишку и учил их проделывать разные номера. Обычно дрессировщики применяли болевой способ работы с животными: они палками и побоями старались добиться от животных послушания, а Дуров отказался от такого способа. Он первый в истории цирка стал применять новый способ дрессировки- ласка, хорошее обращение, лакомство, поощрение. Он любил зверей, и звери привязывались к нему и слушались его. Дуров выходил на арену в ярком, пёстром костюме клоуна. Он первый из клоунов заговорил с арены.

Но Дуров был не только дрессировщиком. Он был учёным. Он изучал зверей, их поведение, нравы и повадки. Дуров занимался наукой, которая называется зоопсихология.

Зрители ласково его называли дедушка Дуров. В городе Москве находится театр зверей имени В.Л.Дурова. его ласково называют в народе «Театр дедушки Дурова»

физкультминутка

-упражнение для глаз ( отвели вправо, влево, вверх , вниз)

-упражнение на внимание ( работаем правой рукой . Высказывание не совпадает с действиями, которые показывает учитель- нос, пол, потолок)

-формирование правильной осанки ( упражнение одели и сняли пальто)

Упражнение на формирование скоростного чтения

( Заранее выданы небольшие тексты.  По сигналу учителя, за ограниченное время необходимо зачеркнуть буквы е, и.  Сравнить результат с соседом ).

Упражнение на развитие памяти

( медленно учителем прочитываются слова: небо , цветок, ручка, снег, корова, дерево, машина, окно, ученик, земля. Предлагается записать данные слова. Обмен тетрадями при проверке записанных слов)

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения В.Л.Дуров "Наша Жучка"

Урок дан по методике обучения литературному чтению средствами субъективизации. Демонстрируется слайд-шоу о Дуроке В.Л. (сайт www.nachalka.com/sid)...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.Дуров «Наша Жучка» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Дуров «Наша Жучка»Цели урока: - Воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньш...

Конспект урока по литературному чтению В.Дуров "Наша Жучка"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: В. Дуров «Наша Жучка»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Дурова; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое...

Конспект урока литературного чтения В. Дуров «Наша жучка»( УМК "Школа России ",3 класс )

Цели урока: ознакомить учащихся с произведением В.Л.Дуров “Наша Жучка”; создать условия для формирования читательских умений и навыков (умения выразительно читать, анализировать текст худо...

Технологическая карта урока литературного чтения «Георгий Скребицкий Счастливый жучок» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказом «Георгия Скребицкого Счастливый жучок».Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: познакомиться с пр...