Конспект урока литературного чтения В. Дуров «Наша жучка»( УМК "Школа России ",3 класс )
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Баймурзина Альфия Анатольевна

Цели урока: ознакомить учащихся с произведением В.Л.Дуров “Наша Жучка”; создать условия для формирования читательских умений и навыков (умения выразительно читать, анализировать текст художественного произведения); воспитывать  любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

  • Личностные: сформируют способность ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осознают ценности семьи, родного очага; сформировать любовь к чтению, новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
  • Предметные: учащиеся  познакомятся с произведением В.Л.Дуров “Наша Жучка”;  сформируют умение читать и воспринимать на слух произведение,  определять жанр произведения, видеть и понимать поступки героев.

Тип урока: открытие нового знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                                                          Учитель: Малясова Л.Г.

Школа: Чудиновская СОШ                                                                                                                    Методист Кошкарова Л.С.

Класс: 3                                                                                                                                                    Студентка: Баймурзина А.

Кабинет:3      

                                                                                                   

Тема урока В. Дуров «Наша жучка»

Цели урока: ознакомить учащихся с произведением В.Л.Дуров “Наша Жучка”; создать условия для формирования читательских умений и навыков (умения выразительно читать, анализировать текст художественного произведения); воспитывать  любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

  • Личностные: сформируют способность ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осознают ценности семьи, родного очага; сформировать любовь к чтению, новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
  • Предметные: учащиеся  познакомятся с произведением В.Л.Дуров “Наша Жучка”;  сформируют умение читать и воспринимать на слух произведение,  определять жанр произведения, видеть и понимать поступки героев.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014.

Этап урока. Методы и приемы

время

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя.

1 мин

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Тихо сели мальчики, еще тише сели девочки.

Приветствовать учителя

Регулятивные: организации  учебной деятельности.

Постановка учебной задачи:
Словесный: ответы на вопросы

3 мин

- Вспомните, как называется большой раздел, который мы сейчас изучаем? (Люби живое)

- Какие произведения из этого раздела мы уже прочитали?

Сегодня мы приступим к чтению нового произведения из этого раздела.

- Сегодня на уроке чтения мы продолжим наше путешествие по разделу “Люби живое”. Урок наш будет проходить в форме устного журнала. Эпиграф: “Остановись” присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…”

Давайте начнем урок с речевой разминки. Прочитайте скороговорку, она поможет нам определить цель  урока.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Прочитайте скороговорку, как можно быстрее.

-о чем эта скороговорка?

-как вы думаете о чем будет наше произведение, какие цели мы можем поставить на урок?

-сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Льва Дурова «Наша Жучка»

Размышлять над темой и целью урока

Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.

Решение частных задач

Словесный:слово об авторе;  ответы на вопросы;

слово учителя; чтение текста вслух.

Словесный: учебный диалог.

Практический: физические упражнения

Словесный:

чтение текста вслух.

Практический: осознанное и выразительное чтение; деление на части

Словесный:

Учебный диалог

Практический: краткий пересказ

5 мин

1 мин.

  Это произведение, написал. Лев Дуров. В.Л.Дуров – знаменитый дрессировщик.

- С самых ранних лет, когда Володя Дуров был еще мальчиком, его тянуло к зверям и птицам. В детстве он возился с голубями, собаками и другими животными. Когда Володя немного подрос, то он начал работать у известного циркача Ринальдо.

И вот юноша Дуров начал работать в цирке. Он там завел козла Василия Васильевича, гуся Сократа, собаку Бишку. Он первый в истории цирка стал применять новый способ дрессировки: не побоями и палкой, а лаской, хорошим обращением, лакомством, поощрением. Он зверей не мучил, а терпеливо приучал к себе. Но любил зверей, и звери привязывались к нему и слушались.

- А как вы думаете, каким человеком был В.Л.Дуров? (любил животных, добрый, ласковый, доброжелательный, заботливый, терпеливый).

-рассказ сегодня прочитаю вам я, а вы внимательно его послушайте. После я задам вам вопросы и мы сделаем краткий пересказ.

-посмотрите на название, как вы думаете о чем это произведение?

-учитель читает произведение.

ФИЗМИНУТКА

Продолжение работы по тема урока.

-ребята, поделитесь своими чувствами, понравилось ли вам произведение?

-от чьего лица ведется рассказ?(от лица автора)

-как это помогает передать чувства и настроения автора?

-как мальчик относится к своему поступку?(он очень переживал, плохо спал, плакал.)

-что изумило героя в поведении Жучки на плацу?(его удивило то, что Жучка появилась жива-здорова. А самое главное поразило то, как ни в чем не бывало, подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у его ног)

-что почувствовал мальчик в этот момент? (слезы выступили у него на глазах. Он нагнулся к собаке и стал ее обнимать и целовать в косматую морду.

2. составление плана.

-давайте разделим текст на смысловые части, и озаглавьте их.

План.

1. две Жучки

2. как проучить?

3. жребий вытянут.

4. казнь собаки.

5. утро.

-перескажите рассказ своими словами, пользуясь планом.

Слушать учителя

Усваивать информацию о писателе

Анализировать усвоенную информацию

Выполнять физические упражнения

Делить текст на части

Выделять тему и основную мысль рассказа.

Отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

Озаглавить части произведения.

Пересказывать текст

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.

Личностные: установка на ЗОЖ.

Предметные: 

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации.

Домашнее задание

Словесный: слово учителя

1 мин

Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Дома прочитайте рассказ Капалуха. Страницы 99-101

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

2 мин

-Почему рассказ называется «Наша Жучка»

-как вы думаете какими мыслями хотел поделиться с нами автор.

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

За что вы могли бы себя похвалить?

Кто доволен своей работай на уроке?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Когда я был маленький, я учился в военной гимназии. Там, кроме всяких наук, учили нас ещё стрелять, маршировать, отдавать честь, брать на караул – всё равно как солдат. У нас была своя собака Жучка. Мы её очень любили, играли с ней и кормили её остатками от казённого обеда.

И вдруг у нашего надзирателя, у «дядьки», появилась своя собака, тоже Жучка. Жизнь нашей Жучки сразу переменилась: «дядька» заботился только о своей Жучке, а нашу бил и мучил. Однажды он плеснул на неё кипятком. Собака с визгом бросилась бежать, а потом мы увидели: у нашей Жучки на боку и на спине облезла шерсть и даже кожа! Мы страшно разозлились на «дядьку». Собрались в укромном уголке коридора и стали придумывать, как отомстить ему.

– Надо его проучить, – говорили ребята.

– Надо вот что… надо убить его Жучку!

– Правильно! Утопить!

– А где утопить? Лучше камнем убить!

– Нет, лучше повесить!

– Правильно! Повесить! Повесить!

«Суд» совещался недолго. Приговор был принят единогласно: смертная казнь через повешение.

– Постойте, а кто будет вешать?

Все молчали. Никому не хотелось быть палачом.

– Давайте жребий тянуть! – предложил кто-то.

– Давайте!

В гимназическую фуражку были положены записки. Я почему-то был уверен, что мне достанется пустая, и с лёгким сердцем сунул руку в фуражку. Достал записку, развернул и прочитал: «Повесить».

Мне стало неприятно. Я позавидовал товарищам, которым достались пустые записки, но всё же пошёл за «дядькиной» Жучкой.

Собака доверчиво виляла хвостом. Кто-то из наших сказал:

– Ишь, гладкая! А у нашей весь бок облезлый.

Я накинул Жучке на шею верёвку и повёл в сарай. Жучка весело бежала, натягивая верёвку и оглядываясь. В сарае было темно. Дрожащими пальцами я нащупал над головой толстую поперечную балку; потом размахнулся, перекинул верёвку через балку и стал тянуть.

Вдруг я услышал хрипение. Собака хрипела и дёргалась. Я задрожал, зубы у меня защёлкали, как от холода, руки сразу стали слабые, пальцы разжались… Я выпустил верёвку, и собака тяжело упала на землю.

Я почувствовал страх, жалость и любовь к собаке. Что делать? Она, наверно, задыхается сейчас в предсмертных мучениях! Надо скорее добить её, чтобы не мучилась. Я нашарил камень и размахнулся. Камень ударился обо что-то мягкое. Я не выдержал, заплакал и бросился вон из сарая. Убитая собака осталась там…

В ту ночь я плохо спал. Всё время мне мерещилась Жучка, всё время в ушах слышалось её предсмертное хрипение.

Наконец настало утро. Разбитый, с головной болью, я кое-как поднялся, оделся и пошёл на занятия.

И вдруг на плацу, где мы всегда маршировали, я увидел чудо. Что такое? Я остановился и протёр глаза. Собака, убитая мною накануне, стояла, как всегда, около нашего «дядьки» и помахивала хвостом. Завидев меня, она как ни в чём не бывало подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у ног.

Как же так? Я её вешал, а она не помнит зла и ещё ласкается ко мне! Слезы выступили у меня на глазах.

Я нагнулся к собаке и стал её обнимать и целовать в косматую морду. Я понял: там, в сарае, я угодил камнем в глину, а Жучка осталась жива.

Вот с тех пор я и полюбил животных. А потом, когда вырос, стал воспитывать зверей и учить их, то есть дрессировать. Только я их учил не палкой, а лаской, и они меня тоже любили и слушались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.Дуров «Наша Жучка» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Дуров «Наша Жучка»Цели урока: - Воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньш...

Конспект урока по литературному чтению В.Дуров "Наша Жучка"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: В. Дуров «Наша Жучка»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Дурова; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое...