Методическая разработка.Формирование нравственных ценностей младших школьниковчерез работу со сказками
методическая разработка по чтению

Олейникова Евгения Николаевна

 В программу начальной школы включены различные сказки. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность. Дети знакомятся со сказками разных народов, которые отражают разные менталитеты, разные традиции. Сказки учат мыслить, выражать свою точку зрения, делиться впечатлениями, обмениваться мнениями. Рассматривать другое развитие событий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Лицей № 20»

Формирование нравственных ценностей  младших школьников через работу со сказками.

( методическая разработка)

Составитель:

Олейникова Е.Н.

учитель начальных классов

Междуреченск, 2018г.

Содержание

  1. Формирование нравственных ценностей  младших школьников…………………………………………………3
  2. Формы и методы работы со сказкой……………….7
  3. Основные приемы работы со сказкой……………...8
  4. Общие рекомендации по работе со сказкой……...16

  5. Упражнения  и игры для работы  со сказками……20

  6. Рекомендации по использованию приема драматизации сказок……………………………………..24

  7. Примеры сказок, созданных  или пересказанных детьми…………………………………………………….. 27
  8. Список используемой литературы………………...30

Формированию нравственных ценностей  младших школьников.

Одними из первых литературных произведений, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки, мир которых прекрасен и увлекателен. Сказка — самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей. Слушая или читая сказки, дети становятся участниками происходящих событий. Ученики легко «входят» в непривычную для них обстановку, мгновенно превращаясь в героев, как правило, положительных. Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного детскому возрасту присуща еще одна особенность  — желание подражать именно положительным героям сказки.

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Через сказку дети учатся понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Благодаря сказкам дети учатся сопереживать,  гневаться, испытывать огромный спектр эмоций и чувств. Кроме того, сказка ненавязчиво открывает дверь в большой мир, такой разный и многогранный.  В программу начальной школы включены различные сказки. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность. Дети знакомятся со сказками разных народов, которые отражают разные менталитеты, разные традиции. Сказки учат мыслить, выражать свою точку зрения, делиться впечатлениями, обмениваться мнениями.

Одна из главных задач взрослых – познакомить ребенка с содержанием сказки. В лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

А что, если  подойти к использованию сказки  нетрадиционно.

Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и другие формы.

Цель проводимой работы -  научить ребенка осознанно и адекватно действовать в различных жизненных ситуациях, т.е. формировать нравственные ценности на примере различных сказок.

Задачи:

• помочь детям оригинально, непривычно воспринимать содержание сказки;

• преобразовывать ход повествования;

         • придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, рассматривать другое развитие сюжета.

Работа  с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме уроков, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания, драматизация, создание сборников сказок.


Формы и методы работы со сказкой

Сказка - богатый  материал, который может быть использован в нескольких аспектах:

  1. Использование сказки, как метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личности, личной жизни ребенка);
  2. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа (служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, «хорошо - плохо»);
  3. Использование   сказки  как  притчи  -  нравоучения;
  4. Драматизация эпизодов (целой сказки) сказки (дает возможность ребенку почувствовать эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции);
  5. Чтение сказки в лицах ( дает возможность передать характеры героев и выразить своё отношение)
  6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Основные приемы работы со сказкой.

  1. Анализ сказок.

Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за сюжетом, за поступками героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

  • Какое впечатление на вас произвела сказка?
  • Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
  • Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?
  • Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
  • Что делали  герои, что поспособствовало сложившейся ситуации?
  • Как можно было поступить каждому из героев, что бы ситуация развивалась по-другому?
  • Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка и т.д.

Анализ сказок и сказочных ситуаций может проводиться как в  индивидуальной работе, так и в групповой. В групповой работе анализ оказывается наиболее полным, т.к. каждый высказывает свое мнение относительно того, что увидел, почувствовал, пережил в той или иной сказочной ситуации. Каждый видит ситуацию по-разному и отношение к героям может быть различным. Из опыта работы, можно сказать, что встречаются, и нередко, ситуации, когда дети жалеют или оправдывают поступки  отрицательных героев. Часто предлагают другие поведенческие реакции, которые могли бы привести к другому развитию сюжета.

  1. Рассказывание сказок.

Ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Красная Шапочка. Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Лисы,  или пенька, на котором сидел Колобок.

  1. Переписывание сказок.

        Переписывание или дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет поворот событий, ситуаций, конец сказок и т.д. Это важный диагностический материал с точки зрения нравственных качеств. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимых ему персонажей, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему  проявлять свои нравственные качества, личностные устремления.

  1. Драматизация сказки.  ( Инсценировка)

       Драматическая постановка обеспечивает проигрывание ситуаций. Работая с ролью, ребенок учится контролировать свои действия, поступки, слова. Это помогает ему самостоятельно развивать такие важные качества личности как самоконтроль, умение сопереживать, видеть ситуацию с разных точек зрения.

  1. Чтение сказок в лицах

Этот ресурс самый благодатный для учеников начальной школы, он может быть использован на уроке и внеурочном занятии. Дети этого возраста любят перевоплощаться, изменять голоса, играть интонацией.

Этому возрасту присуще критическое отношение к ситуациям сказок или историй. Дети сочувствуют не только положительным героям, попавшим в трудную ситуацию, но и сказочным злодеям, когда их наказывают. Детям, часто кажется, что наказание слишком суровое, нужно простить злодея, если он просит прощение. Дети видят сказки иначе, чем взрослые. Поэтому при чтении в лицах они проявляют то, что чувствуют, играя роль того или иного персонажа. Чтение в лицах развивает в детях умение передавать свои чувства, выражать эмоции и доносить это до собеседников.

6.Творческая работа со сказкой.

Творческая работа со сказкой включает в себя различные виды, такие как: сочинение сказки, иллюстрирование, мультипликацию, создание сборников сказок, театрализацию.

   Ребенок может сочинить сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной теме, или предложенному началу, фразе. В первой фразе взрослой может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способ её решения. Она дает возможность показать значимые для ребенка эмоции, выявить внутренние конфликты, увидеть личностные ориентиры.

Начало сказок может быть разным традиционным: «Жил-был царь, и было у него три сына и одна дочь...».  и нетрадиционным «Один раз пришел Вася  в библиотеку, а там… ». Сказка может иметь и необычное название – вопрос: «Почему у капусты много дежек?»

Сочиняя сказку, ребенок осмысливает свой жизненный опыт, делится им, на бессознательном  уровне строит планы на будущее.

Разнообразные формы работы со сказками совмещаются, комбинируются. Рассказывание и анализ сказок комбинируется с иллюстрированием, сочинение собственных историй - с созданием сборников. Иногда театрализация сказки с созданием костюмов, декораций.

В сказке  возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой ребенок  из волшебного  мира сказок - это осознание собственных поступков и ресурсов, которыми необходимо научиться пользоваться. 

Модель работы со сказкой:

1) выяснение конкретного содержания сказки:

  • выделение персонажей сказки, разграничение их ролей;
  • определение места действия (обычный мир или иной), последовательности событий;
  • определение характерных черт на основании поведения и поступка героя (персонажа);
  • выяснение причин поведения;
  • обсуждение взаимоотношений героев;

2) словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;

3) сравнение персонажей;

4) выявление посыла сказки, морального, этического урока;

5) определение личного отношения к персонажам сказки, событиям, высказывание оценочных суждений;

6) наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями, яркими изобразительными средствами);

7) творческая работа по мотивам сказки.

Рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий

Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Привлекайте к оценке самого ребенка:

  • Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?
  • Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.
  • Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
  • Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
  • Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.
  • Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
  • Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.
  • Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).

Общие рекомендации по работе со сказкой

  • Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).
  • Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.
  • Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.
  • Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.
  • Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.
  • Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.
  • Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).
  • Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.
  • Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.
  • Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.
  • Сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой.
  • Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.
  • Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.
  • Главное в работе со сказкой – извлечение морального, этического урока. Для этого необходимо обсудить события, происходящие в сказке с разных сторон. Например, колобок ушел от бабушки и дедушки.
  • При анализе сказки не следует акцентировать внимание на том, что что-то в ней вымысел, иначе пропадает очарование сказки.
  • После отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по    ролям. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.
  • В связи с чтением сказки возможно изготовление иллюстраций, декораций  и костюмов для  театра.
  • Под руководством взрослым составление детьми киносценариев ( мультфильмов) по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.


Упражнения и игры для работы над сказкой.

Приведенные ниже сказки-миниатюры, темы для сказок, игры  могут послужить основой для создания множества вариантов на заданную тему. Можно вспомнить сказки, в которых герои обладают теми или иными качествами личности, или обсудить и проиграть ситуацию, произошедшую в классе.  При изображении отрицательного качества необходимо проиграть ту же ситуацию, но чтобы в ней была показана модель желательного поведения, а возможно, и несколько его вариантов, предложенных разными детьми. После проигрывания или прослушивания сказок  полезно обсудить его с детьми, задавая следующие вопросы:

  • Что ты чувствовал, когда тебе не помогли (не поделились, соврали и т.д.)? А потом, когда помогли?
  • Приятно ли было совершить добрый поступок? Трудно ли это? Почему?
  • Как, по-твоему, в этом случае поступила бы Баба-Яга ? А как поступил бы ты? Покажи.

Сказка-миниатюра  «Потерянная рукавичка»

Была зима. Дети после уроков выбежали на школьный двор. День был чудесный, с неба падали огромные хлопья снега. Ребятишки кинулись лепить снеговиков и больших, и маленьких. Одна Аленка стояла в сторонке, она  потеряла рукавичку. У нее замерзли руки, пальчики покраснели. Она дышит на ручки, пытается согреть. Один мальчик, увидел это, сказал: "Эх, ты Маша-растеряша! Разве можно зимой без рукавиц? Вот у меня смотри какие теплые, и мне совсем не холодно!" И побежал дальше играть в снежки. А Сережка ничего не сказал, он молча подошел и надел на ее руку свою рукавицу. Девочка с благодарностью посмотрела на него. И вместе они слепили чудесного снеговика в разных рукавичках. Сказка ложь, да в ней намёк…

Темы для сказок – миниатюр:

«Почему у  капусты  много одёжек?»

«История манной каши»

«О чем рассказала школьная тетрадь?»

«Школьная лестница и тайны 4 «А»»

Варианты могут быть любыми, предложите детям придумать название сказки для соседа по парте. Это оживляет работу над сказкой, привносит элементы неожиданности, ведь у каждого ребенка свой внутренний мир. Необходимо ориентировать детей на проигрывание разных вариантов, на оценивание ситуации с разных сторон. И в этом помогут небольшие игры. Приведем несколько примеров.

Игры

"Угадай  героя"

Учитель называет какую-либо черту характера, а дети вспоминают героев, которые обладают этой чертой характера. Если это не первоклассники, то  можно разделить детей на две команды.

"Сказка на новый лад"

После чтения сказки и обсуждения ее героев детям предлагается вспомнить, какие качества являются противоположными. После этого учитель предлагает детям сочинить сказку, в которой разные герои  попадают в другое время, место. Или возможен вариант, когда герои меняются характерами. Колобок становится хитрым, а Лиса наивной.

"Угадай, кто это?"

Ведущий (в роли ведущего по очереди выступают дети) загадывает какого-либо известного сказочного героя (или героя мультфильма) и описывает его. Задача остальных участников – узнать этого героя.

"Письмо любимому герою"

Детям предлагается написать письмо одному из героев прочитанной сказки. В нем он должен выразить свое отношение к нему, описать свои чувства, переживания. На первых порах это задание может вызвать затруднение у детей.

Исходя из возраста  детей, возможен вариант устного письма к герою сказки. Также можно предложить детям послать телеграмму герою сказки или поговорить с ним по телефону.


Рекомендации по использованию приема драматизации сказок

Часто имеет смысл драматизировать сказку, поэтому можно предложить несколько правил драматизации, которые помогут учителю выполнить эти задания:

  • Правило индивидуальности. В драматизации нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети «встают» на место героя, переживают за него, действуют от его имени. Зайчик, сыгранный одним ребенком, будет беззаботный, подвижный, шумный, а другим – тихий, осторожный, сдержанный. Тот же самый ребенок, играя во второй раз того же Зайчика, может быть совсем другим, не похожим на описанных двух.
  • Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Не беда, если не хватает ролей для изображения людей и зверей. Деревья, кусты, ветер, избушка тоже могут стать активными «участниками» спектакля. Они могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев – возможности здесь не ограничены.
  • Правило свободного выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет проиграть.
  • Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли необходимо ее с ребенком обсудить, "проговорить". В этом могут помочь следующие вопросы:

-Что ты хочешь делать?

-Что тебе мешает? Что поможет сделать это?

-Что чувствует твой персонаж? Какой он?

-Что он хочет сказать? О чем мечтает?

  • Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение. Учитель задает детям вопросы:

-Какие чувства ты испытывал во время спектакля?

-Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?

-Кто тебе больше всего помог в игре?

-Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

  • Атрибутика (элементы костюмов, масок, декораций) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше "почувствовать" своих героев, передать их характер. Атрибутика не должна быть сложной: детали костюмов дети делают, по возможности, сами.

    Примеры сказок, созданных  или пересказанных детьми

Почему у капусты много одёжек?

Случилось это в сказочном городке, который населяли овощи.  В сентябре был объявлен бал! Все овощи готовились к нему. Свёкла и Морковь расчёсывали свои пышные причёски, Зелёный лук – выстраивал свой ирокез! А Капуста крутилась перед зеркалом и всё никак не могла понять, какой же наряд ей надеть! Заглянул к ней Салат в своём шикарном воздушном и многослойном плаще. Капуста кинулась к нему за помощью:

- Помоги мне наряд выбрать!

- С радостью!

Капуста давай демонстрировать все свои наряды по очереди. Смотрел, смотрел Салат и вдруг говорит:

- Все наряды твои хороши, но они так похожи, может, ты их все наденешь сразу! И красиво будет и необычно!

Послушала его Капуста, пришла на бал во всех своих нарядах сразу. Кружилась, танцевала на балу и веселилась! Да так хороша была, что стала «Королевой бала». С тех пор у Капусты много одёжек.

( Муравьева Ксения, 1 класс)

  Пересказ  сказки «Лиса и Журавль»

1 группа детей.

…Поставила Лиса перед Журавлем тарелку с манной кашей, такую же, как и себе. Да и принялась за трапезу.

Журавль, увидел угощение, и сказал: «Лисонька, подружка, не могла ли ты поискать мисочку поглубже. Погляди, какой у меня клюв длинный, не смогу я оценить твой обед…»

Лиса всплеснула лапками  и побежала искать кувшинчик для дорогого гостя.

2 группа детей предложила совершенно другой вариант развития событий.

….Журавль ничего не сказал Лисе, поблагодарил за угощение и позвал ее в другой раз в гости зайти. Приготовил Журавль угощение, себе в кувшин налил, а Лисе в чашечку. Лиса  увидела это, извинилась перед Журавлем, за то, что не подумала о нем. Поняла Лиса, что о друзьях заботиться нужно….»

После такой работы нужно обсудить варианты новых сказок, это дает возможность каждому ребенку задуматься, а как бы он поступил в похожей ситуации. Не это ли и есть формирование нравственности и личностных качеств через сказку. На мой взгляд, именно такая работа со сказкой дает наилучший результат в формировании нравственных идеалов учащихся.

Список используемой литературы

  1. Зимина. И. народная сказка в системе воспитания дошкольника // Дошкольное воспитание, 2005. №8. – с. 26-
  2. Пропп, В. Я. Русская сказка М. 2000. – 423 с.
  3. Родари, Дж. Грамматика фантазии - Калуга, 1992. – 231с.
  4. . Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия - М., 2000. - 138с.
  5. Фесюкова, Л. Б, Гончарова, Л. Игры и упражнения– Бишкек: Мактен, 1991. – 376с.
  6. Фесюкова, Л. Воспитание сказкой.  М. 2000. - 462с.