Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников
статья на тему

Троицкая Галина Юрьевна

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны рекомендации по выбору сказочного материла для решения задач духовно-нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ СКАЗКОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Троицкая Г.Ю., педагог-психолог

ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Тутти»

Центрального района Санкт-Петербурга

                На современном этапе развития общества особое значение приобретает проблема духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

        Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

        Российская педагогика традиционно рассматривает духовно-нравственное воспитание личности, как целенаправленный процесс, включающий в себя формирование воли, морального сознания, нравственных привычек, чувства долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. Задача нравственного воспитания заключается в приведении этих качеств в целостную систему.

        К.Д. Ушинский считал, что сущность нравственного воспитания не в «кодексе правил поведения», а в создании внутренней направленности человека. Поведение же его вытекает из внутренней установки личности: «Создай раньше материал нравственности, а потом ее правила».

        Огромной силой воздействия на внутренний мир и ценностную сферу личности обладает  сказка, как особый литературный жанр и метод психотерапии. Именно поэтому применение сказок в процессе психокоррекционных и психопрофилактических занятий, а также включение элементов сказкотерапии в учебную программу играет важную роль в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся младших классов.

        При составлении программ сказкотерапевтических занятий с младшими школьниками необходимо очень тщательно подбирать сказочный материал, соответствующий поставленным задачам.

        Любой художественный текст, особенно сказочный,  в неявном виде несет в себе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателей, даже если они об этом не задумываются. В текстах, затрагивающих проблемы свободы, добра и зла, любви и дружбы, жизни и смерти, духовная составляющая текста проявляется обязательно — через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, повороты сюжета[3]. Сказка несет в себе богатый духовный заряд, ибо она, по словам Ф.С. Капицы, являет словами целый мир образов, а за образами разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния. [2] Именно поэтому при выборе сказок следует очень внимательно следить за тем, чтобы духовно-нравственная составляющая, которую она несет в себе, полностью соответствовала критериям, принятым в российской культурной традиции.

        Какие же сказки целесообразно использовать в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения? В первую очередь, это, безусловно, художественные сказки, которые принято разделять на народные и авторские (по типологии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [1]).

        Выбирая для работы с младшими школьниками народные сказки, следует делать поправку на этнический состав группы учащихся. В случае, если большинство детей в группе русские,лучше всего, безусловно,  использовать русские народные сказки. Однако для работы с полиэтническими группами, следует выбирать сказки разных народов, внимательно отслеживая, чтобы сказка несла в себе духовно-нравственные принципы, общие для всех культур, народов и религий.

         Особое место среди авторских художественных сказок занимают сказки Г.Х.Андерсена, в которых широко проявляется христианский тип духовности, наиболее органичный для большинства россиян.

        Среди сказок Андерсена хочется  выделить такие известные сказки, как «Дикие лебеди» и «Снежная королева», которые воспевают братскую  любовь, жертвенность, упорство и целеустремленность, терпение и труд, невинность и чистоту, веру и надежду, то есть все те духовно-нравственные качества, которые мы хотели бы видеть в наших детях. Эти сказки можно и нужно  использовать при психологической работе с учащимися 1-4 классов.

        Художественные сказки (народные и авторские) прекрасно подходят как для индивидуальной и групповой работы психолога с учащимися младших классов, так и для совместной работы психолога и педагога. Такая совместная работа, например, может проходить в рамках уроков внеклассного чтения, на классных часах.

        При работе со сказками используются все те же приемы, характерные для сказкотерапии:

  1. разыгрывание сказки по ролям, проигрывание эпизодов, эмоций героев
  2. обсуждение поступков героев, ситуаций
  3. поиск возможных вариантов развития событий
  4. беседа «Почему герой так поступил?»
  5. рисунки и поделки к сказке

        Еще один тип сказок, которые можно широко использовать в работе с учащимися младших классов — это дидактические сказки. Работа с ними, как правило требует сотрудничества учителя и психолога. Дидактические сказки сочиняются педагогом, психологом или самими учащимися, однако при сочинении сказки, внимание уделяется не только предметной, но и нравственной составляющей. Работа с такими сказками осуществляется при помощи  тех же приемов, что и с художественными.

        Подводя итог всему сказанному выше, хочется еще и еще раз подчеркнуть, что сказкотерапия, как метод работы открывает широкие возможности для формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, так как метод этот в большей степени связан с воздействием на ценностную структуру личности и с актуализацией созидательных возможностей человека. Кроме того, работа со сказкой позволяет развивать и укреплять сотрудничество школьных психологов с учителями начальных классов, что, безусловно, положительно сказывается на гармоничном развитии учащихся.

        

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.-СПб.:Речь, 2008. - 320 с.
  2. Капица Ф.С. Славянские традиции, верования, праздники и ритуалы. - М., 2001
  3. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2011. - 169 с.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...

Презентация «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника»

Региональная научно-практическая конференция«Проблемы воспитания младших школьников в образовательном пространстве школы» Благовещенск 2014 год....

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...

"Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников"

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...