"Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников"
статья (4 класс)

Юдина Ольга Игоревна

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок, зависит, состоится ли он вообще, как человек. Именно нравственность включает такие понятия как душа, доброта, совесть, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, а это, самые ценные и главные человеческие качества. И мы обязаны воспитывать их в наших детях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yudina_o.i.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок, зависит, состоится ли он вообще, как человек. Именно нравственность включает такие понятия как душа, доброта, совесть, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, а это, самые ценные и главные человеческие качества. И мы обязаны воспитывать их в наших детях.

  Традиционно главным институтом воспитания является семья. Что такое семья — понятно всем. Семья — это дом. Семья — это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Это одни на всех радости и печали. Это привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь любовь и покой. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В семье формируется семейные традиции. Именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания. Семейные традиции — большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи.

  Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. В урочной и внеурочной деятельности хорошим подспорьем для решения обозначенных проблем стали курсы, введенные в начальную школу: «Основы религиозных культур и светской этики» и модуль «Основы православной культуры» (ОПК) в частности. Появление модуля ОПК имеет очень важное значение для школьника, живущего в России, поскольку именно Православие, как известно, стало государственно-образующей религией для Руси. И вся история России неразрывно связанна с Православием. Курс ОПК рассматривает духовные традиции жизни нашего народа в Православии. Ребенок получает возможность в ходе этого предмета вынести для себя много интересных уникальных знаний.

  Темы семьи, ценностей семейной жизни занимают большое место в курсе ОПК. Семья рассматривается как нравственная ценность, как духовный союз любящих и заботящихся друг о друге людей. Курс способствует не только духовно-нравственному развитию ребенка, но и сближению его с семьей. Задания, вопросы, которые даются ребенку построены таким образом, чтобы у него возникла потребность в помощи со стороны своей семьи. Без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение курса ОПК будет неполноценным и односторонним.

Воспитание ребенка в школе и воспитание в семье – неразрывный процесс. Многие виды деятельности подразумевают обращение ребенка за информацией к членам своей семьи, особенно при подготовке творческих работ. Вот и на уроках ОПК дети получают задания, для подготовки которых недостаточно материала учебника, и для их выполнения школьники обращаются к опыту своих родителей и родственников, узнают их точку зрения, знакомятся с существующими традициями семьи. Это делает общение детей с родителями на жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким, что, в свою очередь, способствует формированию новых семейных традиций и укреплению семьи.

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №391 Красносельского района СПб Юдина О. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в образовательном процессе МБОУ ООШ д.Лаптево.

Данный материал и презентация отражают особенности духовно-нравственного воспитания в нашей школе. В своем выступлении  я постаралась кратко передать содержание  образовательного пространств...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных нача...

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника средствами предмета «Окружающий мир» (система учебников «Школа России»)

Раскрыть сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса на основе анализа Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России....

Гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника

      Аннотация: В данной статье рассматривается опыт работы учителя начальных классов  в  направлении гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания личн...

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...