Главные вкладки

    Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника на краеведческом материале
    статья по теме

    Валентина Николаевна Олейникова

    Из опыта работы учителя начальных классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc90 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Основная общеобразовательная школа»

    города Котовска Тамбовской области

    Формирование
    духовно-нравственных качеств личности младшего школьника
    на краеведческом материале

    Автор – Олейникова В.Н.,

    учитель начальных классов

    МБОУ «ООШ»

     города Котовска Тамбовской области

    КОТОВСК

    2012

        Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Однако, трудности переходного периода не являются причиной приостановки  нравственного и духовного воспитания, а скорее наоборот, именно сейчас, как никогда, нужно придавать этому вопросу особое внимание.

        Об актуальности такого направления воспитания свидетельствует изменение государственной политики в области образования. Последняя редакция Закона «Об образовании» отдает духовно-нравственному развитию, воспитанию личности обучающегося безусловный приоритет на всех уровнях образования. В настоящее время духовно-нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач.

         Принимая во внимание состояние проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе, мною  была сформулирована цель работы - изучение и практическое обоснование влияния  краеведческого материала на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника. Данную цель я реализовала через решение  следующих задач:

    - создать условия для изучения детьми краеведческого материла,

    - организовать проектную и исследовательскую деятельность,

    - обеспечить условия для участия в конкурсах и акциях различных уровней.

             Развивать духовно-нравственный потенциал младшего школьника можно, лишь включая его в разные виды учебной деятельности.

          Общеизвестно, что после обращения в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 гг. были внесены изменения в Закон «Об образовании», которые определили в качестве основных задач содержания образования интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество. В 2009 г. был принят новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором закреплено данное требование Закона. Министерство образования и науки Российской Федерации в 2009-2010 учебном году включило в школьную программу в качестве федерального компонента новый учебный предмет - Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).

          Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. №ВП-П44-4632 Минобрнауки России Тамбовская область в числе 19 субъектов РФ стала участником апробации нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях региона.

           На основании распоряжения Правительства РФ от 29 октября 2009 г. № 1578-р и в соответствии с Соглашением, заключенным между Рособразованием и главой администрации Тамбовской области О.И. Бетиным, в период с 1 марта в области осуществлялась подготовка учителей к преподаванию нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Мною были пройдены курсы «Основы религиозных культур и светской этики», организованные ТОИПКРО.

           Таким образом, мы с детьми включились в апробацию  нового курса. Мною посещались областные семинары, участвовала в городском методическом объединении учителей, ведущих данный предмет, выступала на общешкольном и городском родительских собраниях, публиковалась в газете «Наш вестник».  Разработан и передан в городской банк данных урок  с презентацией  «Православный храм». С данной разработкой стала  победителем Всероссийского конкурса на лучшую учебно-методическую разработку в рамках апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", организованного Координационным советом Академии повышения квалификации, в номинации "Лучшие разработки уроков по курсу "Основы православной культуры".  Ресурс был размещён в Информационно-методическом  межрегиональном  банке Центрального федерального округа.

        28 октября 2011 на пленарном заседании XVI Питиримовских духовно-образовательных чтений была награждена дипломом победителя в номинации «Лучшая учебно-методическая разработка по курсу ОРКСЭ модуля «Основы православной культуры» регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

         Урок был так же опубликован на сайтах «Открытый класс» и «Педсовет». 2 ноября 2010 года присутствовала на  встрече епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия с педагогической общественностью города Тамбова и Тамбовской области в здании Тамбовского епархиального управления. Нужный материал к урокам, анонсы конкурсов нахожу на сайтах Тамбовской епархии (http://www.eparhia-tmb.ru/), на православном сервере «Канон» (http://www kanon.myftp.org)  

           В урочной деятельности в процессе обучения использовались тексты  нравственного и духовного содержания, активно использовался региональный компонент «Тамбовские писатели – детям».

          Внеурочная деятельность включала  проектные и исследовательские работы, участие в акциях, конкурсах различного уровня. Внеклассная работа предполагала сотрудничество с городскими и областными организациями, классные часы, праздники, экскурсии.

         Книга «Тамбовские писатели – детям» активно использовалась  на уроках  литературного чтения. Творчество тамбовских прозаиков и поэтов  способствовало осознанию обучающимися связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков. С произведением В.Дорожкиной «Какая удивительная сила!» Ширинов Рустам участвовал в городском конкурсе одарённых детей.

         В учебниках русского языка отсутствует материал, раскрывающий особенности малой Родины. Поэтому я использовала сборник «Использование краеведческого материала на уроках русского языка в начальной школе», выпущенный нашим «Институтом повышения квалификации работников образования» (составители С.А.Кравцова, Лунёва, Митропольская) для знакомства обучающихся с природой тамбовского края, легендами, историческими фактами. Всё это способствовало воспитанию гордости за героические свершения земляков, формировало бережное отношение к памятникам духовной культуры, к природе родного края. Включала также и тексты о городе Котовске.

         Модуль «Основы православной культуры» из нового курса «ОРКСЭ» позволил рассказать школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Курс ОРКСЭ также помогает в воспитании подрастающего поколения на традиционных ценностях, укорененных в Православии. Работая в данном направлении, в 2010-11 учебном году приняли участие во Всероссийском творческом конкурсе «Святые заступники Руси», посвященного Георгию Победоносцу; в 2011-12 учебном году, посвященного свтт. равноап. Кириллу и Мефодию. Уже два года активно участвуем с обучающимися в городских конкурсах, проводимых

             Внеурочная деятельность является логическим продолжением урочной. Ребята с удовольствием делали компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские и проектные работы. Класс активно участвовал в акциях и конкурсах различного уровня.

         Активное  участие  обучающихся в конкурсах разных уровней является важным доказательством успешности работы данного направления. Школьный конкурс-смотр строя и песни способствовал формированию высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству.

         Внеклассная работа предполагала сотрудничество с учреждениями города и области, классные часы, праздники, экскурсии. Сотрудничество с городским музейным историко-просветительным образовательным комплексом способствовало сохранению исторической памяти и преемственности поколений, формированию любви к малой Родине, осознанию неповторимости Отечества,  его судьбы.

        Тематические классные часы были также направлены на развитие нравственности, духовности, патриотизма.   Особый интерес у учащихся вызывали сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.      Положительным результатом было  желание детей рассказать о родителях, родственниках, семейном древе, проиллюстрировать традиции и увлечения  семьи. Начальная школа – это обязательно проведение праздников.     В ходе совместной деятельности  приобретался драгоценный опыт толерантного поведения в классе, школе.     Благодаря активной помощи родителей осуществлялись экскурсии.

          Бесспорен воспитательный потенциал изучения  событий Великой Отечественной войны  и связи с историей родного края. Дети с удовольствием слушали рассказы ветеранов войны, свидетелей исторических событий. Сами делали сообщения о мужественных солдатах, которые участвовали во всех сражениях войны. Более эмоциональному восприятию темы помогали беседы у Вечного огня, возложение цветов к мемориалам погибших солдат. Всё это было направлено на  воспитание гордости за героические свершения земляков, формировало бережное отношение к памятникам духовной культуры, позволило рассказать школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов.

         Экскурсии в пожарную и воинскую части способствовали  изучению русской военной истории, воинских традиций, воспитанию высоких нравственных качеств личности.  Экскурсионные прогулки позволили учащимся лучше узнать свой город, область. Совместная деятельность не только сплотила детей, но и помогла пробудить интерес учащихся к природе, людям родного края.

       Опыт работы по данной теме обширно представлен  мною в сети Интернет («Открытый класс», «Сеть творческих учителей», «Педсовет», «Социальная сеть работников образования», школьный сайт), в выступлениях на родительских собраниях, городских и школьных методических объединениях, публикациях в СМИ.  Материалы получили положительные отзывы коллег.

    Результаты нашей работы:

    Исследовательская работа  «История происхождения выражения «тамбовский волк тебе товарищ» - автор Ширинов Рустам -  2 место на школьной научно-практической конференции, 2  место на III городской научно-практической конференции «Открытие», участие в межрегиональной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» на сайте «Кампус»

    В школе проходил конкурс поделок – «Люблю тебя, тамбовский край». Все учащиеся класса приняли активное участие. Поделка Салатова Саши заняла первое место в школе и участвовала во Всероссийской  акции «Зелёная планета», а также в областной акции ««С любовью к России мы делами добрыми едины»

    Анциферова Инна участвовала в областном интеллектуально-творческом конкурсе «Муравей» с сочинением «Моя православная семья».

    Ширинов Рустам со стихотворением тамбовской поэтессы В.Дорожкиной участвовал в городском конкурсе одарённых детей в номинации «Художественное слово»

    Бахурова Дарья, Попов Илья, Аветисян Наира, Кузнецов Даниил стали победителями городского конкурса «Пасхальный подарок – 2011»

    Победители городского конкурса «Рождественский сюжет-2012»

    Участие в I Международном детском творческом онлайн-конкурсе «Пасха православная»

    Участие в Открытой всероссийской олимпиаде «Наше наследие»

    Использованные источники:

    http://www.eparhia-tmb.ru/

    2.        http://www.glinskie.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Учебно-воспитательный процесс как средство воспитания нравственных качеств личности младших школьников»

    Возможности учебно-воспитательного процесса как средства  воспитания нравственных качеств личности младших школьников....

    Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

    Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

    Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности

    Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...

    Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на краеведческом материале Белгородчины

    Современные образовательные технологии как средство реализации в начальной школе системно - деятельностного подхода...