Притча - как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.
консультация по чтению (3 класс)

Шмакова Татьяна Викторовна

В образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с  различными видами текстов.

 Использование текста притчи может стать благодатным материалом для развития  речевых компетенций младших школьников и воспитания духовно-нравственных ценностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pritcha.zip1.82 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Притча - как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. Автор работы: учитель начальных классов МБОУ «Гимназия г.Навашино» Шмакова Татьяна Викторовна

Слайд 2

О чем нам говорит ФГОС? В настоящее время материальные ценности преобладают над духовными, поэтому наши обучающиеся неверно истолковывают понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина России». Поэтому перед современным образованием стоит задача – воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. На уроках литературы и уроках курса ОРКСЭ без излишней морализации и назидания можно получить ответы на многие вопросы: «Что такое добро и зло? Как очиститься от дурных помыслов? Как правильно вести себя в обществе?».

Слайд 3

В образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с различными видами текстов . Использование текста притчи может стать благодатным материалом для развития речевых компетенций младших школьников и воспитания духовно-нравственных ценностей. Развитие речевых компетенций учащихся на основе притчи.

Слайд 4

Притча в русской литературе. Притча является речевым жанром. Возник жанр притчи на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного писания. Особенно много притч распространялось в XVII в., когда появились переводы притч и басен Эзопа. Многие басни и притчи Эзопа впоследствии пересказывались талантливыми писателями и поэтами, например, Лафонтеном во Франции, И. А. Крыловым в России. В ходе перевода древние притчи обретали новое звучание.

Слайд 5

Толкование притчи. Что же такое притча? Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. В.И. Даль толкует притчу как «поучение в примере». В переводе с древнегреческого слова - paraballo , что значит "располагать в ряд". Таким образом, притча - это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. В Церковно-славянском словаре, составленном протоиереем Г. Дьяченко, определение: «Притча -это мудрое изречение, пословица; образ». Каждая притча содержит в себе духовную истину.

Слайд 6

Притчи и прозаические басни часто невозможно отличить друг от друга. С точки зрения литературоведа М.Л. Гаспарова : «Русский язык позволяет ввести удобное терминологическое различие между притчей и басней: за первой можно закрепить название «притча» (от слов «прикинуть», « причитать», а для второй сохранить название «басня» (от слова - «баять»). В басне её герои, в отличие от притч, не только люди, но и животные, растения – действуют как правило в условных ситуациях бытового характера. В притче персонажи безымянны, лишены характеров: некий человек, некая женщина, некий отец, некий сын. Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображён, а в том, какой нравственный выбор сделан человеком. Отличие притчи от басни.

Слайд 7

Притча «Лисица и виноград».

Слайд 8

Басня.» Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целый, Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь".

Слайд 9

Жанровое отличие притчи от басни. притча басня 1.Нет четких жанровых границ: в роли притчи могут выступать сказка и пословица. 1.Жанр сатирической поэзии. 2.Поучение заключается в иносказательном виде. Притча должна быть разгадана, пережита. 2. Имеет чёткий вывод – мораль. 3.Персонажи безымянны, очерчены схематично, лишены характеров. 3. Герои – люди, животные, растения – являются носителями определенных черт характера. 4.Смысл в том, что нравственный выбор сделан человеком. 4. Осмеяние общественных и человеческих пороков. 5. Прозаическая форма. 5. Обычно стихотворная форма. 6. Небольшой по объёму рассказ. 7. Носит поучительный характер. 8. Использует аллегорию.

Слайд 10

Отличие притчи от басни. Притча К.Д. Ушинского «Лисица и виноград». Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: – Они еще зеленые! Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что нет сил, а винят в этом обстоятельства. Басня И.А. Крылова «Лисица и виноград». Глаза и зубы разгорелись – характеристика героя. Хоть видит око, да зуб неймет - поговорка Пробившись попусту час целый, Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь".

Слайд 11

Притчи. При всех различиях трактовки жанра две черты присущи притче: аллегоричность и поучительность. В аллегории присутствуют два уровня смысла. Первый, текстовый, образуется обычно сочетанием смыслов, фраз, составляющих текст. Второй строится на символических значениях, общий смысл часто выносится как заключительное рассуждение. Жанр притчи имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности. Притчи можно разделить на 2 категории: 1) религиозного характера, требующие толкования и использования культурного и исторического контекста; 2) светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.

Слайд 12

Раньше Правда ходила по улицам голая, в чём мать родила. Это, конечно, не понравилось людям, и никто не пускал её к себе в дом. Однажды, когда грустная Правда бродила по улицам, она встретила Притчу, одетую в красивые одежды. Притча спросила Правду: - Почему ты ходишь по улицам голая и такая грустная? Правда печально сказала: -Сестра моя, я опускаюсь всё ниже и ниже. Я уже стара и несчастна, поэтому люди удаляются от меня. - Не может быть, - сказала Притча, - что люди удаляются от тебя потому, что ты стара. Я не моложе тебя, но чем старше становлюсь, тем больше во мне находят. Я открою тебе секрет: люди не любят простых, открытых вещей. Они предпочитают, чтобы вещи были немного скрыты и приукрашены. Давай я тебе одолжу свои красивые платья, и ты сразу увидишь, как полюбят тебя люди. Правда приняла совет Притчи и оделась в её красивые одежды. И вот чудо – с того дня никто не убегал от неё, и её принимали с радостью и с улыбкой. С тех пор Правда с Притчей не расстаются. Притча и Правда.

Слайд 13

Психологический аспект. Младший школьник – «наивный реалист», который относится к художественному произведению на эмоционально-образном и интеллектуально-оценочном уровне. Читательская зрелость учеников 1-2 и 3-4 классов существенно различается. Учащиеся 1-2 классов не могут самостоятельно, без помощи учителя осознать идейное содержание произведения, а воспринимают его только на эмоциональном уровне. У учеников 3-4 классов накоплен читательский, литературный и жизненный опыт, который может быть сознательно обобщён.

Слайд 14

Какие притчи входят в круг детского чтения? Анализируя программу по литературному чтению 1-4 кл ., мы не найдем специального раздела, изучающих притчи. Однако они входят в круг детского чтения и напечатаны в учебниках литературы. Произведения по литературному чтению 1-4 классах. Притчи К.Д. Ушинского: «Ветер и солнце», «Два плуга», «Лисица и виноград», «Лисица и терновник», «Две лягушки». Притчи Л.Н. Толстого: «Лгун», «Лев и мышь», «Муравей и голубка», «Осел и лошадь», «Отец и сыновья», «Деревянная кормушка». Притчи Эзопа: «Волк и козленок». «

Слайд 15

Нравственные ценности притч. Мудрость, праведность, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои, воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, борьба со злом, справедливость. Каждая притча – это выражение духовного опыта многих поколений людей.

Слайд 16

Методика работы с притчами на уроках. Л.Толстой «Деревянная кормушка». Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. — Что ты хочешь сделать? — спросил отец. — Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

Слайд 17

Л.Толстой «Деревянная кормушка» (притча).

Слайд 18

Свойства притчи. 1. Краткость. 2. Не требует доказательств. 3. Подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации. 4. Дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок. 5. Строится на сравнении. 6. Предполагает мыслительную деятельность. Функции притчи. Зеркала Модели Хранение опыта Опосредования

Слайд 19

Функции притчи. 1.Функция зеркала. Человек может сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории. А всегда ли мы поступаем с нашими близкими правильно. А уважаем ли мы старших родственников? 2.Функция модели - отображение ситуаций с предложением возможных способов их решения, указание на последствия. ( В нук изготовил лоханку, которая указывает на последствия для матери и отца, что может их ожидать в будущем) 3. Функция опосредования между людьми при внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. (посредник внук) 4. Функция хранения опыта . Истории являются носителями семейных традиций, культурных отношений между родственниками . Библейская заповедь: «Почитай своих отца и мать».

Слайд 20

Функции притчи.

Слайд 21

Песня -заповедь «П очитай родителей своих»

Слайд 22

Виды работ с притчами. -обсуждение основной идеи и смысла истории; -обсуждение названия притчи. -Притча без окончания - обсуждение, чем она могла бы закончиться. -Иллюстрирование притчи - предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения. - Сформулировать свои вопросы по тексту притчи или ответить на поставленные вопросы. -Выделить ключевые понятия. -Инсценировка по рассказу (истории) -Загадка, на которую нужно дать ответ. -Найти, предположить или вставить пропущенные слова. -Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста). -Рассмотреть притчу с ролевой позиции представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии , профессии, социальной роли т. п. -Задание учащимся: предложить свои варианты вопросов и ответов к тексту притчи, придумать название притчи.

Слайд 23

Методика работы с притчами на уроках. Виды чтения ознакомительно е рефлексивное изучающее поисковое

Слайд 24

Схема анализа притчи Ключевые слова Ключевые образы Основные понятия Символы Вывод

Слайд 25

Работа с притчей. К.Д. Ушинский «Ветер и Солнце».

Слайд 26

Работа с притчей. К.Д. Ушинский «Ветер и Солнце». Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. -Посмотри, - сказал Ветер, -как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного замёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. - Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, лаской и можно сделать гораздо более, чем гневом.

Слайд 27

Приемы работы над притчей «Ветер и солнце». Прием Содержание 1.Загадки Листья гонит по дорожке, у ольхи встряхнул серёжки, шляпу сдул у дяди Пети... Кто проказник этот? - ВЕТЕР ! Утром рано я проснусь, Посмотрю — и засмеюсь, Ведь в моё оконце Ярко светит... СОЛНЦЕ

Слайд 28

Приемы работы над притчей «Ветер и солнце». Прием Содержание 2.Прогноз. Проблемная ситуация. (Вопросы по заголовку. Целеполагание .) -Представьте себе, что солнце и ветер – герои сказки, затеявшие спор между собой. -Кто из них может победить в этой схватке? Как вы думаете? -О таком споре написал притчу Константин Дмитриевич Ушинский. -Кто же сильнее окажется в споре Ветер или Солнца? В чем эта сила заключается? Послушайте притчу.

Слайд 29

Приемы работы над притчей «Ветер и солнце». Прием Содержание 3.Ознакомительное чтение притчи. (Прослушивание аудиозаписи) - Ознакомительное чтение текста -ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации. Понравилась ли притча?

Слайд 30

Приемы работы над притчей «Ветер и солнце». Прием Содержание 4 . Изучающее чтение. имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; -Чтение текста обучающимися. - Назовите персонажей притчи. -О каком споре идет речь в притче? -Кто оказался сильнее в споре -Ветер или Солнце? -В чем эта сила заключается?

Слайд 31

Приемы работы над притчей «Ветер и солнце». Прием Содержание 5. Поисковое ( просмотровое чтение), направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта. 1.Каким по характеру вы представили путешественника? (подберите 3 прилагательных) Терпеливый, упорный, благодарный. 2.Каким же был Ветер? Сердитый, злой, свирепый.

Слайд 32

Приемы работы над притчей «Ветер и солнце». Прием Содержание 6.Прием «Маркировка». Давайте снова прочитаем текст и найдем доказательство в тексте выделенных прилагательных. Терпеливый – крепче закутывался в свой плащ. Упорный – ворчал на непогоду, но ехал дальше. Благодарный – почувствовал теплоту солнечных лучей и приободрился.

Слайд 33

Приемы работы над притчей «Ветер и солнце». Прием Содержание 7.Прием «Восстанови последовательность с помощью нумерации в тексте. 1.Восстановите последовательность действий путника. a ) Ехал всё дальше и дальше; б) крепче закутывался; в) надел свой плащ в рукава; г) ворчал на непогоду; д ) подвязался поясом. 2. Восстановите последовательность действий Солнца. а) выглянуло; б) улыбнулось; в) осушило; г) обогрело.

Слайд 34

Приемы работы над притчей «Ветер и солнце». Прием Содержание 7.Прием «Восстанови последовательность с помощью нумерации в тексте. 1) крепче закутывался; 2) ворчал на непогоду; 3) Ехал всё дальше и дальше; 4) надел свой плащ в рукава; 5) подвязался поясом. 1) улыбнулось 2) выглянуло 3) обогрело 4) осушило

Слайд 35

Приемы работы над притчей «Ветер и солнце». Прием Содержание 8.Вывод Прочитайте итоговое предложение в притче Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. -Можно ли назвать эти слова поучением? Выделите словами предложение-поучение Добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. Поучительный вывод на основании житейской истории

Слайд 36

Приемы работы над притчей «Ветер и солнце». Прием Содержание 9.Рефлексивное чтение -понимать основную мысль и идею текста, -анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения. Солнышко согревает нас своими лучами. А чем мы с вами можем согреть друг друга? Выслушиваются ответы детей.

Слайд 37

Приемы работы над притчей «Ветер и солнце». Прием Содержание 10.Работа с пословицами (подбери пословицы к тексту) Доброе слово лечит, а злое калечит. Семь раз отмерь, один отрежь. Доброму слову — добрый ответ. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Доброе слово доходит до сердца.

Слайд 38

Приемы работы над притчей «Ветер и солнце». Прием Содержание 11.«Сделай комплимент». 12.Инсценирование притчи. 13. Чтение по ролям. 14.Иллюстрирование притчи. Уметь говорить тёплые, ласковые, добрые слова не так-то уж и легко. Давайте попробуем сказать друг другу добрые слова. Попробуйте обратиться к любому однокласснику с просьбой или комплиментом, используя добрые слова.

Слайд 39

Приемы работы над притчей «Ветер и солнце». Прием Содержание 15.Синквейн. 16.Проба пера. Добро. Искреннее, гуманное. Облагораживает, помогает, лечит. Доброта спасет мир. Счастье. Зло. Отрицательное, плохое. Уничтожает, вредит, живет. Зло живет среди людей. Бездна.

Слайд 40

Библейские притчи и их нравственный смысл на уроках ОРКСЭ (модуль «Основы православной этики») В Библии много притч, которые могут подсказать, как поступать в том или ином случае, напомнить о необходимости развитие в себе таких духовных качеств, как милосердие, щедрость, скромность, умение прощать. Одна из книг Библии называется «Книга Притчей Соломоновых». Большая часть притч написана мудрым царём Соломоном. Они состоят из коротких, сжатых поучений.

Слайд 41

Притчи и их мораль на уроках ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») На уроках ОРКСЭ притчи рассматриваются с точки зрения морали (поучительный вывод) Притча «Два волка» (Тема урока: «Совесть»). Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Слайд 42

Беседа по притче. - Кто главные герои притчи? -C чем сравнивает старик внутренний мир человека? - Что представляет собой каждый волк? - Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука? -В чём нравственный урок притчи? В притче время точно не определено, территория не названа. Поучительный вывод здесь виден не сразу. Только поразмыслив, мы понимаем, что в притче «Два волка» внутренний мир человека сравнивается с борьбой двух волков (миров). Два волка представляют противоположные понятия о добре и зле. И человеку всегда необходимо самостоятельно сделать выбор между добром и злом. В данной притче соединяются обобщение и оценка явлений жизни человека с краткость языка, необычностью повествования.

Слайд 43

Библейские притчи и их нравственный смысл на уроках ОРКСЭ (модуль «Основы православной этики») «Притчи о добром самарянине». Цель: определить нравственный смысл евангельской притчи о Добром самарянине. 1.Просмотр видеопритчи .

Слайд 44

Мимо него прошли три человека: священник, левит и самарянин. У каждого из них были свои убеждения: у священника – что ему по иудейскому обычаю запрещено прикасаться к мёртвому, у левита – что этот человек не является ему ни родственником, ни другом, ни знакомым, у самарянина – что по существующим правилам запрещено общаться с иудеями. Священник, первый помощник страждущих, увидев избитого человека, быстро прошёл мимо. Левит подошёл к человеку, посмотрел на него и пошёл дальше. Никто из них не оказал помощи, хотя оба являлись служителями религиозного культа. Самарянин же, человек другой веры, помог иудею: перевязал его раны, отвёз в гостиницу и оплатил все расходы за лечение. Для самарянина избитый являлся не иноверцем (человек другой веры), а прежде всего человеком, нуждающимся в помощи.

Слайд 45

На тот момент он не думал о себе, не думал о своём благополучии, а думал о ближнем своём. Поэтому самарянину легко было сделать добро, а священник и левит не смогли переступить через ступеньку предвзятости и остались холодными и равнодушными к чужому горю. Любой человек сделает для себя вывод, что нравственный смысл этой притчи можно определить вопросом: трудно или легко делать добро  Отвечаем: в любой ситуации человек должен помочь другому человеку, несмотря на внутренние убеждения, веру, национальность и тем более настроение в данную минуту. Важно помнить золотое правило из Нагорной проповеди Иисуса: «Итак, во всём как хотите чтобы с вами поступали люди так поступайте и вы с ними»

Слайд 46

Заключение Притча - это искусство слов попадать прямо в сердце. Притчи помогают в воспитании души ребёнка, т.е. духовно-нравственном воспитании. Используя тексты притч, мы не только проводим работу по развитию речи учащихся, но и развиваем чувства милосердия, любви, сострадания, учим прощать, уважать старших, говорить правду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....