«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
статья (2 класс) по теме
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. В статье коротко расказываю о своем опыте работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyaduhovno-nravstvennoe_razvitie...4.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
Зинченко Зинаида Васильевна учитель начальных классов МБОУ СОШ№16 Белоглинского района Краснодарского края высшая категория 353050,Краснодарский край, Белоглинский район, с.Новопавловка,ул.Соболя д.72. e-mail:komdridessa@mail.ru телефон:8-928-443-61-81 |
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:
– патриотизм
– человечество
– семья
– труд и творчество
– традиционные российские религии
-- искусство и литература
– природа
Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь, формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Из опыта своей работы учителем начальных классов знаю, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках я приучаю детей к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, учу слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Вижу, как на уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Таковыми являются уроки кубановедения и ОПК.
Задаюсь мыслью, как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?
Считаю, что проблема обогащения нравственного опыта учащихся строится на внедрении более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно ориентированный), которые способствуют актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
«Родной край, его история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Поэтому на уроках кубановедения я знакомлю детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в кубанской семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. При этом включаю учащихся в самостоятельный поиск, ребята проводят опрос своих старших родственников (бабушек, прабабушек), старожилов села о том как жили раньше ,какие семейные традиции существовали раньше, какие изменения они претерпели во времени. Очень часто уроки кубановедения я провожу в школьном музее, где собраны предметы старины, посуда, домашняя утварь. Обращаемся к музейным экспозициям нашего школьного музея: «Труженики нашего села», «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей», «Новопавловцы-участники Великой Отечественной войны», «Наши орденоносцы», «Новопавловка-село мое родное». Наш музей хранилище памяти, место , где прошлое встречается с будущим, это сохранение духовной культуры нашего села Новопавловка.
Использую следующие формы работы.
1)Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).
Проводим игру «Бабушкин сундучок» Достаем из сундучка старинные вещи прошлого века, изготовленные руками наших прабабушек. Это вышитые рушники, наволочки. кофточки, набожники, салфетки и многое другое. Каждый берет по одной вещи и рассказываем о традициях, обычаях связанных с их применением, опираясь на знания, полученные на уроках и в результате поисковой и исследовательской работы.
На уроке по теме «Казачья хата» ребята рассказывают о том , как наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме ограждают дом от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто её носит. Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубашки, полотенца, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных.
В каждой семье была необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, глечики для хранения молочных продуктов; большие макитры – горшки для хранения и приготовления хлеба; миски, кувшины для вина.
Все это приобщает к опыту поколений, знакомит с формами традиционного семейного уклада, пониманием своего места в семье и готовит ребенка к посильному участию в домашних делах.
2) Знакомлю с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Провожу совместные с родителями праздники, праздничные концерты, участвуем в благотворительных акциях.
Проводим изучение православных праздников и традиций кубанского народа, сравниваем с тем , как в народе отмечают данные праздники или святочные недели. Ребятам очень нравится празднование масленичной недели. Приглашаем родителей, бабушек, дедушек. Я знакомлю с православным аспектом этого праздника: что значит для православных эта неделя. А дети совместно с родителями готовят праздничное выступление на основе традиций сложившихся в нашем селе.
Ежегодно принимаем участие в благотворительных акциях: «Подари игрушку» (перед новогодними праздниками ребята делятся своими игрушками и книгами с воспитанниками Белоглинского спецдетсада), «Посылка солдату»(учащиеся приносят предметы первой необходимости кто ,что может, все это потом отправляем выпускникам нашей школы, которые проходят военную службу в армии). Оказали помощь пострадавшим в наводнении на Кубани, стали активными участниками краевой акции «Цветик-семицветик» (ребята изготовили поделки на уроке и продавали их во время проведения районного благотворительного марафона «Спеши творить добро» ), тем самым внесли посильный вклад в благое дело.
Таким образом происходит формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
3)Использую на занятиях сюжетно-ролевые игры. На уроках цикла «Труд и быт жителей Кубани» играем в ролевую игру «Хозяева и хозяюшки». Девочки знакомятся в процессе игры с семейными обязанностями женщин, мальчики с мужскими.
Это формирует умение понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентирует детей на мужественный и женственный образцы поведения. Способствует воспитанию любви, уважения и милосердного отношения к ближним.
4)Знакомство с устным народным творчеством. Устное народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих славянских народов - русского и украинского. В разных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей Родине.
На каждом уроке перелистываем страницы этой удивительной летописи. Одним из жанров устного народного творчества являются пословицы и поговорки.
В пословицах и поговорках запечатляются национальные черты народа. В них можно встретить много поучительного. Дети узнают у своих бабушек и прабабушек пословицы, поговорки, а потом на уроке мы разбираем ее значение, соотносим с русским вариантом пословицы.
Отвечая на вопрос , какой совет дают нам сочинители этих пословиц , дети вот так ненавязчиво знакомятся с принципами жить по вере и заветам прадедов и дедов.
Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком также должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствует развитию творческих способностей ребенка.
Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:
- чтение, рисование, художественный труд;
- слушание музыки и размышление о ней.
Я веду кружок «Азбука православия» во 2-ом классе. Считаю, что наиболее приемлемой формой занятий является кружок, так как именно в кружковой работе наиболее эффективно можно сочетать все виды деятельности учащихся. Занятия кружка построены на основе авторской программы, созданной по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры» (ее первых разделов «Мы и наша культура» и «Мир вокруг и внутри нас»)
Знакомство с православной культурой дает представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях с учащимися рассматриваем изображения икон и картин с сюжетами из Библии, с православными праздниками, знакомимся с литературными произведениями на религиозные и нравственные темы.
Вот некоторые темы занятий: «Нерукотворная красота природы», «Рукотворная красота культуры», «Человек-хранитель культуры», «Древнейшая книга в России Евангелие», «Иконы», «Храмы», «В храме», «Спаситель мира», «О маме и папе», «В семье».
На занятиях использую ИКТ, что позволяет совершать виртуальные экскурсии. Разрабатываю к ним презентации. Это позволяет сделать процесс обучения более наглядным и содержательным. Ребятам очень нравится данная форма работы.
Приглашаю на свои заседания учащихся 1-го класса. В ноябре провела совместное занятие по теме «Казанская икона Божией Матери». В марте в нашей школе прошла Единая Всекубанская предметная Неделя основ православной культуры. Провела мероприятия в рамках недели православия: ознакомила родителей 1-го и 2-го классов с материалами XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Церковь и общество: соработничество в решении общих задач». На занятии «В храме» ребята 1 и 2 классов с интересом знакомились с внутренним устройством православного храма. Проводили семейный праздник «Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня».Совместно делали «Дерево жизни».На ветках прикрепляли листочки, на которых фотографии каждой семьи в полном составе. Каждая семья заранее на листе ватмана изображала свою семью в форме коллажа. Коллажи развешивали по всему классу. На праздник приглашали дедушек, бабушек, мам, пап, старших, младших детей в семье.
Такие совместные праздники способствуют развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников, прививают уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывают желание подражать благим образам.
Главный результат, на который я очень хочу надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Используемая литература.
1.«Патриотическое и духовно-нравственное воспитание на примере героического прошлого России» (Доклад епископа Шацкого Иосифа
(ныне епископ Ивано-Вознесенский и Кинешменский).
Журнал «Политическое образование»,2009.
2.Материалы к концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения россиян. Постановка проблемы. Протоиерей Евгений
Шестун.http://www.samara.orthodoxy.ru./Shkola /Material/html/
3.Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение»,выпуск №25,сентябрь 2009 г.
4.Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие. Под редакцией игумена Киприана (Ященко).-М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-профессиональных отношений, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....
Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....
« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Духовно-нравственное воспитание – организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ор...
Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности...