Конспект урока литературного чтения Тема: «А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»)» «К. Паустовский «Стальное колечко» 3 класс, УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Анна Павловна Чернова

Цели деятельности учителя:

·      Формирование читательской компетентности обучающихся;

·      Формирование умения анализировать и выразительно читать произведение А.Н. Плещеева «Весна»;

·      Формирование умения анализировать и выразительно читать произведение К. Паустовского «Стальное колечко».

Планируемые результаты:

Предметные:

·      знать биографии А.Н. Плещеева, К. Паустовского и их творчество.

·      уметь анализировать и выразительно читать произведение А.Н. Плещеева «Весна»;

·      уметь анализировать и выразительно читать произведение К. Паустовского «Стальное колечко».

Личностные:

·      ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков;

·      понимать причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль, результаты;

·      высказывать своё мнение, подтверждая собственными аргументами.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 

Оборудование: учебник литературного чтения 3 класс, 3 часть (авторы: Кубасова О.В., УМК «Гармония»), учебная презентация, ТПО, аудиоматериал, видеоматериал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 13.04.2020 г.                                                                                                     Ф.И.О учителя: Золотухина Е.Ю.

Школа: МКОУ СОШ № 1                                                                                           Ф.И студента: Чернова А., 42 гр.

Класс: 3 «Г»                                                                                                                              Ф.И.О методиста: Батуева Л.И.  

Кабинет: 34                                                                  

         

Конспект урока литературного чтения

Тема: «А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»)»

«К. Паустовский «Стальное колечко»

Цели деятельности учителя:

  • Формирование читательской компетентности обучающихся;
  • Формирование умения анализировать и выразительно читать произведение А.Н. Плещеева «Весна»;
  • Формирование умения анализировать и выразительно читать произведение К. Паустовского «Стальное колечко».

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать биографии А.Н. Плещеева, К. Паустовского и их творчество.
  • уметь анализировать и выразительно читать произведение А.Н. Плещеева «Весна»;
  • уметь анализировать и выразительно читать произведение К. Паустовского «Стальное колечко».

Личностные:

  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков;
  • понимать причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль, результаты;
  • высказывать своё мнение, подтверждая собственными аргументами.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник литературного чтения 3 класс, 3 часть (авторы: Кубасова О.В., УМК «Гармония»), учебная презентация, ТПО, аудиоматериал, видеоматериал.

Этап урока.

Методы и приемы.

Хроно-метраж

Содержание урока.

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Самоопределение к деятельности

Метод: психологический настрой

2 минуты

- Здравствуйте, ребята! (слайд 1)

-Ребята, посмотрите в зеркало и улыбнитесь себе, подарите улыбки близким и родным вам людям.

- Скажите, что вы сейчас почувствовали?

- Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца нашего урока.

-Я сегодня приглашаю вас в гости, а вот куда. Послушайте стихотворение и помогите мне, доскажите слово.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая –

Значит, к нам пришла …

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая –

Значит, к нам пришла …

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет –

Значит, к нам пришла …

 

Приветствуют друг друга

тепло, радость, хорошее настроение

Весна

Весна

Весна

Л: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2

Актуализация знаний и мотивация

Метод: словесный ( учебный диалог), мозговой штурм

4-5 минут

- Итак, мы идём в гости к весне. Точнее сказать, это она пришла в наши края

- С каким литературным жанром произведения работали на предыдущем уроке?

- Хорошо!

- Чем отличаются стихи от прозы?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним стихотворением о весне.

- Кто может предположить, с какой целью читают стихи?

- Верно!

-С какими лирическими стихотворениями мы уже познакомились?

Ф.Тютчев “Зима недаром злится”

Кому ещё понравилось это же стихотворение? - Что особенно понравилось?

Как называется этот поэтический приём?

И.Северянин “Отчего?”

– Кому понравилось это же стихотворение?

-  Чем именно?

– Какие поэтические приёмы использовал автор?

– А кому больше всего понравилось стихотворение о первом весеннем цветке подснежнике?

Г. Новицкая “Подснежник”.

– Что понравилось в стихотворении?

– Как изображён подснежник?

– Подснежник занесён в Красную книгу.

- Что это значит?

- Какое отношение нам передают поэты и художники в своих произведениях о весне?

-Каким словом это можно назвать?

- Молодцы!

-Посмотрите на следующее произведение.

- Что вы заметили?

- Верно! Оно о весне.

-Какая задача стоит перед нами?

- Наша задача: поработать над этим произведением, научиться читать его выразительно.

- А что необходимо для того, чтобы на уроке каждому было интересно и каждый узнал что-то новое для себя?

- Правильно! Нам необходимо:

- Внимательно слушать, активно работать, думать, размышлять.

- Мы повторили материал, который вы изучали на прошлом уроке, а теперь ответьте мне ещё на один вопрос.

Стихотворение

Рифма, ритм

Получать удовольствие, почувствовать настроение

Зима и весна показаны как живые, противо-

поставляются

друг другу

Олицетворение

Представляются яркие краски весны: цветы, зелень, лес, одетый в молодую листву, звенят ручьи, слышится трель соловья.

Одно и то же слово отчего повторяется, тем самым подчёркивая главную мысль – анафора

как живое существо: он спешит на весенний парад, головка у него русая, поэт назвал его новосёлом –метафора

Любви к родной природе

Патриоты своей страны

П: умение на основе анализа объектов делать выводы.

Л: проявление любознательности, интереса к литературному чтению.

3

Постановка учебной задачи

Методы: словесный

4-5 минут

- Как вы думаете, над какой темой мы сейчас будем работать?

- Верно!

- Как называется раздел, над которым мы работаем?

- Какие цели мы перед собой поставим?

- Замечательно!

Постановка темы

Весна идёт, весне дорогу!

Постановка целей

Р: Целеполагание.

П: Подведение под понятие, построение речевых высказываний.

4

Открытие нового знания

Методы и приемы: репродуктивный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, метод звукового анализа, работа со словарем.

7-8 минут

а) Рассмотрите портрет. (слайд 2)

- Что можно сказать об этом человеке? Какой у него взгляд?

- Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

Биография

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик. Родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода.

Детство провел в Нижнем Новгороде. В 1838 был отдан в школу гвардейских подпрапорщиков; выйдя оттуда, поступил в петербургский университет, но и там курса не кончил. На 19-м году он выступил на литературное поприще переводом из Рюккерта «Песни странника», напечатанным в XXXI т. «Современника» за 1843. Затем помещались стихи Плещеева в «Современнике» и др. журналах («Иллюстрации», «Репертуаре», «Пантеоне» и пр.), а в 1846 вышло в свет первое издание его стихотворений.

26 сентября 1893 он умер в Париже от апоплексического удара.

В стихах Плещеева после его возвращения из ссылки не было уже того светлого настроения и радужных юных мечтаний, какими преисполнены первые его стихотворения. Годы изгнания и неволи надломили силы и наложили на музу поэта черную печать разочарования, тоски, уныния, сознания бесплодности жизни, мучительных укоров совести при виде своей слабости, малодушия и отсутствия деятельного добра.

Читай слитно. Читай быстро. (слайд 3)

ЦВЕТОК-ЛЕПЕСТОК

ГУСТОЙ-ПРЕГУСТОЙ

ЗАЦВЕЛИ-ЗАПЕСТРЕЛИ

- Прочитайте несколько раз вслух.

Читай внимательно. (слайд 4)

ОТОГРЕТЬ-ОБГОРЕТЬ

ПРОСТУПИЛИ-ПРОСТУДИЛИ

ВЕРТУШКА-ВЕРХУШКА

КОЛДУН-КОЛУН

РЖАНЫЕ-РЖАВЫЕ

ПОКИДАТЬ-ПОВИДАТЬ

- Прочитать несколько раз вслух!

- Отлично!

- Жаворонок – это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко-высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты звучат его нежные, переливчатые трели. (слайд 5)

Динамическая пауза

Задание: (слайд 6)

- Откройте учебник на странице 160

- Прочитайте стихотворение вслух

- Рассмотрите иллюстрацию к произведению.

- Подходит ли картинка стихотворению?

- Почему такой рисунок не может быть иллюстрацией к этому стихотворению?

- Какие иллюстрации можно нарисовать к этому стихотворению?

- Какие краски передают это настроение?

 Рассматривают портрет

Отвечают на вопрос

Читают биографию автора

Запоминают информацию об авторе

Читают вслух несколько раз

Читают вслух несколько раз

Слушают пение жаворонка

Читают вслух

Рассматривают иллюстрацию

Отвечают на вопросы

Р: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

П: Смысловое чтение, построение речевых высказываний.

П: Смысловое чтение, выделение информации.

5

Первичное закрепление

 

Методы и приемы: практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, словесный

4-5 минут

- Откройте рабочие тетради на странице 46

- Посмотрите на задание под номером 1

- Объясните, как вы понимаете образное выражение «расцветёт душой старик»

- Запишите свои мысли в тетрадь

- Прочитайте стихотворение выразительно, постарайтесь донести до родителей весеннее настроение этого стихотворения.

- Получилось?

- Отлично!

Открывают рабочие тетради

Выполняют задание

Р: Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

К: Умение слушать и понимать других.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой

Методы и приемы: практический, работа с тетрадью

5-6 минут

- Нарисуйте к стихотворению рисунок

- Рабочая тетрадь: страница 48 задание №4

- Передайте свои впечатления от этого стихотворения только с помощью цвета!

- Желаю вам творческих успехов!

- Молодцы!

Рисуют рисунок к стихотворению

П: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

7

Включение в систему знаний

Методы и приемы:

Беседа  

Практический:

Работа с презентацией

7-8 минут

“Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.
                                К. Г. Паустовский (слайд 7)

- Сегодня мы начнём знакомство с творчеством ещё одного замечательного писателя Константина Георгиевича Паустовского.

- Рассмотрите портрет (слайд 8)

- Что вы можете сказать об этом человеке?

Биография

Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни.»

Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.

После службы в санитарном отряде много работал на различных заводах. А переехав в Москву в 1917 году, сменил работу на более интеллектуальную – стал репортером.
Если рассматривать краткую биографию Паустовского, в 1916 году было начато его первое произведение «Романтики». Работа над этим романом продолжалась целых 7 лет и была окончена в 1923 году, а напечатан роман был лишь в 1935 году.

Когда гражданская война закончилась, Паустовский обосновался в Киеве, но и там не задержался надолго. Много путешествовал по России. Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу. Лишь в 1920-х годах в биографии Константина Георгиевича Паустовского произведения стали печататься.

Константин Георгиевич Паустовский длительное время болел астмой, пережил несколько инфарктов. Скончался писатель 4 июля 1968 года в Москве и был похоронен на кладбище Тарусы.

Смотрят на слайд

Отвечают на вопросы

Внимательно читают биографию

Запоминают сведения об авторе

Изучают биографию

К: умение работать в паре.

П: умение на основе анализа объектов делать выводы.

Р: Овладение способами решения учебной задачи.

8

Рефлексия

Методы: словесный, самооценивание

2-3 минуты

- На завтрашнем уроке мы продолжим знакомство с К.Г.Паустовским

- И начнём его с повторения биографии.

- Мы сегодня побывали в гостях у весны.         - Мы имели возможность лишь прикоснуться к литературному искусству, к музыкальному искусству, к изобразительному искусству.

- Сегодня мы побывали в гостях в волшебном мире искусств.

- Понравилось ли вам в гостях?

- Какой образ весны сложился в вашем представлении?

- Какое лицо у весны?

- Что понравилось?

- Чему удивились?

-Что нового открыли для себя?

-Оцените свою работу на уроке. Удалось ли достигнуть поставленной цели?

Продолжите фразу:

- Сегодня я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

- Записываем домашнее задание: рабочая тетрадь (стр.46-47 задание № 2), биографии знать, учебник (стр 162-172 читать)

- Урок окончен!

 

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Оценивают свою работу

Записывают домашнее задание

П: Рефлексия способов и условий действий.

Л: Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения. Б. Заходер "Как волк песни пел"

Данный конспект урока поможет педагогу в подготовке  и проведению урока литературного чтения....

Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством писателя А.П. Платонова, с произведением «Цветок на земле»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в г...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: углубление и расширение знаний учащихся о произведении «Цветок на земле»; организация исследовательской деятельности, создание условий для развития умений проник...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна») Перспектива 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна»)». Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А....

Конспект урока литературного чтения "Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Г. Скребицкого «Жаворонок»; формирование умений: анализировать художест...

Презентация к уроку литературное чтение Тема: А. Плещеев. Стихи. 2 класс

Данная презентация знакомит ребятс творчеством Плещеева...