Литературное чтение Пришвин "Ребята и утята" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

познакомить с биографией Пришвина, научить работать с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon конспект урока и презентация2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока   литературного чтения     во 2 б классе                                          Дата урока 25.11.16.

Тип урока: урок - исследование

Обобщение урока: животные , как люди, заботятся о своём потомстве.

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята»

Цели: познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; учить выделять смысловые части произведения; воспитывать любовь к природе, животным.

Планируемые результаты

 Предметные:  Познакомятся с творчеством М.М.Пришвина, будут учиться выделять смысловые части текста.

 Метапредметные :

 Познавательные: овладевают навыками  смыслового чтения, выявляют авторское отношение к персонажам, характеризуют персонажи.

Регулятивные : выдвигают и обосновывают гипотезы, находят факты для подтверждения гипотезы.

Коммуникативные: коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение.

Личностные: соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

Оборудование: интерактивная доска, портрет М. М . Пришвина, изображения животных и людей.

Этапы урока

Деятельность учителя                                                                                                              

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

На доске портрет М.М.Пришвина.

Вступительное слово учителя. М.М. Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а перед этим долго путешествовал по  северным краям. Пришвин был влюблён в свою  Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, птиц и зверей.

На интерактивной доске появляются изображения животных с детёнышами, мам с детьми.

-Посмотрите на доску. Что вы видите?

-Можно ли навести порядок среди этих картинок? По какому принципу?

-Что объединяет эти две группы? Какая общая идея может их связать?

-как вы думаете, можно ли найти подтверждение выдвинутой вами гипотезы в рассказах Пришвина?

Совместно формулируют цель исследования: проверить предположение на основе изучения рассказа М.М. Пришвина» Ребята и утята».

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Ответы детей. Картинки , изображающие животных с детёнышами, мам  с детьми.

Учащиеся делят картинки на две группы: животные и люди.

Ребята высказывают свои предположения и формулируют общую идею: животные , как и люди заботятся о своём потомстве.

Дети высказывают свои мысли.

2. Фронтальное исследование

Перед началом чтения составляют  план  работы.

  1. Прочитать рассказ «Ребята и утята» вслух.
  2. Отметить карандашом в тексте те эпизоды, в которых содержатся факты, подтверждающие гипотезу.

 Организует чтение рассказа вслух.

Словарная работа:

Чирок – свистунок - самая маленькая уточка, она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается  и садиться вертикально.

В обход деревни - обходя стороной. Не заходя в деревню.

Верста - старая русская мера длины, равная 1.06 км.

Вода спала - меньше стало воды.

Кузница - мастерская с горном для ручной  ковки металла. Для подковывания лошадей.

Зашвыряли - закидали.

Паровое поле-поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

Места открытые для глаз человека - видно кругом далеко.

Обсуждают план работы.

Читают текст  вслух.

Подчёркивают найденные факты, подтверждающие гипотезу.

3.Обмен информацией

Для анализа текста, выделения позиции героев и автора и стимулирования процесса осознания собственной позиции  предлагается  ряд вопросов для обсуждения:

-Кто такой чирок-свистунок?

-Где уточка устроила своё гнездо и почему так далеко от озера?

-Что вы можете сказать о ребятах? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные? Почему вы так считаете?

- Как к ребятам относится автор?

Работа в группах:

Учитель раздаёт каждой группе часть текста и просит выделить в них факты, подтверждающие нашу гипотезу , а так же факты, опровергающие её.

Ответы учащихся.

Ребята зачитывают найденные факты и обсуждают их.

Ребята выделяют факты, выписывают их на листы бумаги.

4. Оценивание информации и подведение итогов

Зачитайте  все факты, подтверждающие гипотезу, и укажите те, которые опровергают её.

Доказана ли гипотеза о том ,  что животные, как  люди, заботятся о своём потомстве?

Дети зачитывают:

-Уточка не выпускала утят из виду ни  на минуту.

-мать бегала за утятами с раскрытым клювом.

-перелетала в разные стороны в величайшем волнении.

-бросалась спасать своих сыновей и дочерей.

Ребята делают заключение о том , что все найденные факты подтверждают гипотезу, а фактов, опровергающих её , обнаружено не было.

-Да.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-С каким рассказом мы познакомились сегодня?

-Кто его автор?

-Как рассказ Пришвина помог нам доказать  выдвинутую гипотезу?

-Какую ошибку совершили мальчики?

-Кто им помог её исправить?

- О чём автор заставил нас задуматься?

-Как бы вы поступили на месте ребят? 

Ответы учащихся.

6. Домашнее задание

Пересказ рассказа от имени любого героя рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Итоговый тест по литературном у чтению за первое полугодие (составлен по учебнику Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса)

Итоговый тест по литературному чтению за первое полугодие (составлен по учебнику Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса)....

Формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся на уроках литературного чтения в 3-м классе.

В данной работе попытаюсь раскрыть основную задачу курса «Литературное чтение», и как провожу работу по решению данной задачи на уроках литературного чтения в 3-м классе.  Задачей явл...

Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)

       Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогн...