Конспект урока литературного чтения " Сказка о царе Салтане"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Карпова Анастасия Вячеславовна

Цель деятельности учителя: углубление знаний о произведении А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», о жизни и творчестве поэта; совершенствование умения давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностей.

 Планируемые результаты:

      Предметные:

                        -знать, как правильно охарактеризовать героев, опираясь на их высказывания и поступки;

                        -уметь читать правильно и выразительно вслух;

                        -уметь анализировать содержание текста с помощью плана.

            Личностные:

                        -проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать  причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saltan_2_pechat.docx28.28 КБ
Файл pushkin_skazka_o_tsare_saltane.pptx662.03 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Этап самоопределения к деятельности

Метод:

Психологический настрой, организация урока.

1 мин

Здравствуйте, ребята. Сейчас я проведу у вас урок литературного чтения.

                                                                                             Эпиграф к уроку

“Что за прелесть эти сказки! 
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин

- Каким бы вы хотели видеть наш урок? 
- Назовите  качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? 

Эмоционально настраиваются на работу.

(Интересным, творческим...)

(Внимательность, активность, старательность...)

Л: проявление

эмоциональной отзывчивости на слова учителя

Р: организация своего рабочего места под руководством учителя

Актуализация знаний

Методы: словесный, учебный диалог.

5 мин

- Вспомните, с творчеством какого автора мы  познакомились на прошлых     уроках литературного чтения?

Вопросы викторины:

- Где  и когда родился А.С. Пушкин?

- Как звали  мать поэта? Отца?

- На каком языке говорили в семье Пушкина?

 - Кто  занимался воспитанием маленького  Александра?  

- От кого маленький Саша узнал  русские народные сказки?

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

 - Что узнали из этих строк?

-   Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.

 - Сколько всего сказок написал Пушкин?

(Как Александр Сергеевич слушал сказки.)

Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

Постановка учебной задачи

Методы: словесный, учебный диалог.

5 мин

- Ребята, из  какой  сказки  эта  иллюстрация?          

- Кто написал эту сказку?  

- Кто знает полное название сказки ?

-Давайте поставим цели на урок.

- Сегодня мы продолжим работу по этой сказке.

Р: отслеживание цели учебной деятельности;

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

3 мин

—  На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?

-Давайте составим план в помощь к следующему заданию.

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедью.

5) Корабельщики на острове.

—  Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».

—  С чего же начинается сказка?

—  Найдите вторую часть.

—  Найдите и прочитайте третью часть.

—  Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки?

—  А каково героям в этом путешествии?

—  Как вы понимаете эти слова?

—  Как спаслись герои? Прочитайте.

Физкультминутка

- Изобразите волны, набегающие на берег.

- Летящую царевну Лебедь

- Гвидона, натягивающего лук.

- Танцующую белку, поющую песенки.

- Богатырей, выходящих из моря

—  Продолжаем работу. Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью».

—  Где оказались мать и сын?

—  О чем сын подумал, выйдя на волю?

—  Что значит «добрый ужин»?

—  Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку?

—  А какая сцена напоминает волшебную сказку?

Зыбей — зыбь — легкая волна.

Клёв — клюв.

—  Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».

—  Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение?

Град - город.

Колымага — большая старинная телега.

Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Венец — драгоценный головной убор.

—  Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи?

—  Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями?

- Какую часть из данного отрывка  вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили? Опишите.

- Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками?

 - Что у неё общего с народными сказками?

 

- В чём отличие?

(Дети читают до слов «В те поры война была...».)

(Со слов «Кабы я была...» То есть начинается с обещаний.)

(Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут...».)

(До слов «Мать и сын теперь на воле...».)

(С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

(Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам...)

(Значит, растет очень быстро.)

(Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон...».)

 (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом...) (Он подумал об ужине.) (Хороший.)

(Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

(Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)

 (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

(Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

(Он захотел увидеть отца.)

(Сказка  Пушкина очень похожа на народные. В ней  добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)

(Сказка  Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме)

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

Рефлексия деятельности

Методы и приемы:

Словесный,

самооценивание

1 мин

- Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

-  Чему учились на уроке?

-  О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?

Запишите домашнее  задание:

Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.

Оценивают свою деятельность на уроке.

П: рефлексия способов и условий действий.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Дата: 9.04.2020г                                                                                                Ф.И.О. учителя: Рощупкина С.В.

Школа: МАОУ «СОШ №91»                                                                                Ф.И.О. студента: Карпова А. В.

Класс: 3 «В»                                                                                                Ф.И.О. методиста: Батуева Л.И.

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: «А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»»

Цель деятельности учителя: углубление знаний о произведении А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», о жизни и творчестве поэта; совершенствование умения давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностей.

 Планируемые результаты: 

        Предметные:

                -знать, как правильно охарактеризовать героев, опираясь на их высказывания и поступки;

                -уметь читать правильно и выразительно вслух;

                -уметь анализировать содержание текста с помощью плана.

        Личностные:

                -проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать  причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип урока: урок «рефлексии».

Оборудование: УМК «ПНШ» учебник литературного чтения 3 класс часть 2 Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 2

Надежда Осиповна и Сергей Львович Пушкины.

Слайд 3

Бабушка Мария Алексеевна. Няня Арина Родионовна.

Слайд 4

И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы ... От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы

Слайд 5

Сказочный мир А.С.Пушкина!

Слайд 6

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд 7

«Сказка о золотом петушке»

Слайд 8

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Слайд 9

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Слайд 11

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Слайд 12

Толкование слов Зыбей — зыбь — легкая волна. Клёв — клюв. Град - город. Колымага — большая старинная телега. Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди. Венец — драгоценный головной убор.

Слайд 13

Сказка о царе Салтане Сходства Зачин, развитие событий и концовка. Народные слова и выражения. Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь. В путь-дорогу собирался. На море, на окияне … Победа добра над злом. Живет и чудо, и реальность. Отличия Стихотворная форма. Много эпитетов, сравнительных оборотов речи.

Слайд 14

Самое интересное задание… Самая трудная работа на уроке… Я хочу узнать …

Слайд 15

Домашнее задание: Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение "Сказка о царе Салтане..."

Конспект урока «Литературное чтение» + презентация Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре ...

презентация к уроку литературного чтения "Сказка о Царе Салтане..."

материал содержит последовательные иллюстрации к сказке для составления плана...

Конспект урока литературного чтения "Сказка о царе Салтане"

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»; совершенствование умения давать характеристику геро...

Тест по литературному чтению "Сказка о царе Салтане"

Проверяется понимание учеником сюжета сказки....

Рабочий лист по литературному чтению "СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ"

Рабочий лист по литературному чтению "СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ"...

открытый урок по литературному чтению "Сказка о царе Салтане..."

Урок с ознакомлением со сказкой " Сказка о царе Салтане..."...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка о царе Салтане"(УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: создание условий для развития умения работать с текстом, составлять сравнительные характеристики героев с опорой на текст на основе произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане....