открытый урок по литературному чтению "Сказка о царе Салтане..."
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Елисеева Надежда Васильевна

Урок с ознакомлением со сказкой " Сказка о царе Салтане..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Елисеева Надежда Васильевна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане ...»

Тип урока: ОНЗ

    Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, то есть, обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

  Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Научить учащихся наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом – вот основная причина выбора данной темы.

Конспект урока составлен по УМК «Школа 21 века» для 3 класса.

Цель: Познакомить с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»,

Развивающие: развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Метапредметные ууд:.

Познавательные УУД

1. Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы в тексте. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Оборудование:  

— портрет А.С. Пушкина;

— выставка книг А.С. Пушкина;

Формы работы:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

1. Организационный момент (3 мин)

— Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

— Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? .

У меня тоже хорошее  настроение. Начнём наш урок.

Речевая разминка

-А для того, чтоб у нас все получилось, чтоб мы правильно проговаривали все звуки и все слова, проведем речевую разминку.

Летела муха около уха: ж-ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с,

Летел комар и звенел: з-з-з,

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали (кулачок прижимается к уху)

з-з-з! Пусть летит!

II Актуализация знаний (5 мин)  

Викторина по сказкам Пушкина

1.И ей зеркальце в ответ:
« Ты прекрасна, спору нет;
Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей »

 «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

2.Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

 Говорит одна девица,-

То на весь крещёный мир

 Приготовила б я пир» «Сказка о царе Салтане»

3.Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

 Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда. «Сказка о попе и работнике его Балде»

4.Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

 Они жили в ветхой землянке

 Ровно тридцать лет и три года.

 Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу. «Сказка о рыбаке и рыбке»

5.Негде, в тридевятом царстве,

 В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

 Смолоду был грозен он

 И соседям то и дело

 Наносил обиды смело;

 Но под старость захотел

 Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить. «Сказка о золотом петушке»

-Кто автор этих сказок? (А.С.Пушкин)

-А с какой сказкой мы сегодня познакомимся, вы узнаете  когда соберёте название этой сказки?

Игра «Собери сказку»  (Задание в парах)

(слова написаны на отдельных карточках)

Сказка    о царе     Салтане    о сыне   его   славном    и могучем    богатыре    князе    Гвидоне  Салтановиче    и о прекрасной      царевне    Лебеди

-Прочитайте название сказки. Сегодня мы начнем знакомство со «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Это сказка появилась в далёком 1831 году.

Посчитайте, сколько лет сейчас сказке? (191)

III Постановка  учебной задачи

-Кто- то из вас слышал эту сказку? А может кому - то мама или бабушка читали ее?  А мы сегодня на уроке познакомимся с этим произведением.

IV Открытия нового знания.

-Для этого откройте свои учебники на странице  83  .

-Для того, чтобы узнать, о чем будет говориться в сказке, рассмотрите внимательно иллюстрации к данному произведению. Предположите, о чем пойдет речь?

--А  кто главные герои сказки?

Словарная работа

-В сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи. Как они называются (устаревшие)

-А где мы можем посмотреть что обозначают эти слова( в словаре Ожигова)

 (*Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)

*Позадь забора (за забором)

*К исходу сентября (к концу сентября)

*Светлица (см. словарь Ожегова)-светлая парадная комната в доме

*Сени (см. словарь Ожегова)- Помещение между жилой частью дома и крыльцом

Гонец (см. словарь Ожегова)- В старину: человек, посылаемый куда-нибудь  со срочным известием.

 -Для того чтобы, проверить, правильно ли мы предположили, о чем будет сказка, начнем читать произведение.  

1 часть

— Давайте по цепочке прочитаем первый отрывок сказки до слов «Для законного решения» по цепочке

-С какими героями мы познакомились в перовой части?( -3 сестрицы, царь.)

-О чем мечтали сёстры? (Каждая из сестер мечтала стать царицей.)

-Мечта какой из сестер полюбилась царю? –(Царю полюбилась мечта третьей сестрицы.)

-Найдите и прочитайте строки, где царь обращается к третьей сестре.

-Кем предложил быть царь первой и второй сестрице? (Ткачихой и поварихой)

-Как вы думаете, почему царь выбрал именно третью сестрицу? (-Царю нужен наследник.)

-Если бы вы были на месте царя, слова какой сестры приглянулись бы вам?

-Что сделали ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха? Найдите и прочитайте эти строчки.

-Какой приказ дал царь гонцу? Найдите и прочитайте строчки, где это сказано.

-Как бы вы поступили на месте царя, получив такое известие?

2 часть  фронтальное чтение

-Какой наказ прочитали бояре? Найдите и прочитайте.

-Вспомните, какой наказ действительно дал царь?

-Почему бояре прочитали другой приказ?

-Что все-таки сделали с царицей и ребенком? Найдите и прочитайте эти строки.

-Как бы вы поступили на месте бояр, получив такой указ?

                                       3 часть чтение по цепочке

После прочтения  3 части ( Работа в паре )        

А сейчас я вам предлагаю поработать в паре, заполнить табличку.

На столах у вас лежат листы с таблицами, а на них написаны вопросы. Вам необходимо ответить на эти вопросы ( подписать рядом ответ)

1) Простые вопросы:

-Кого спас царевич от коршуна?

2) Уточняющие вопросы:

Я правильно поняла, что лебедь стала помогать царевичу?

3) Интерпретационные:

Почему лебедь стала помогать царевичу?

4)Творческие:

 Что изменилось бы, если бы царевич не помог царевне лебедь?

5) Практические:

Как бы вы поступили на месте царевича?

6) Оценочные: Как ты относишься к поступку  царевича ?

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Ветер по морю гуляет

(Поднимают руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет,

(Помахивают руками над головой)

Он бежит себе в волнах

(Сцепляют руки над головой в замок)

На раздутых парусах

(Руки впереди себя)

Мимо острова крутого,

(Расцепляют пальцы, приседают на корточки)

Мимо города большого,

(Встают)

Пушки с пристани палят,

(Хлопают)

Кораблю пристать велят.

(Топают)

4часть  чтение про себя

-Как Лебедь отблагодарила юношу?( на острове появился город)

-Кем стал юноша?( князем Гвидоном)

-Хоть мы не дочитали до конца произведение, можем ли сказать, что это сказка? Почему?

-Какие признаки сказки присутствуют? Приведите примеры.

V. Первичное закрепление

-А какая это сказка: авторская или народная?

- С каким произведением мы начали знакомство на уроке?

 -Что вам больше всего понравилось в  прочитанном?

VI. Рефлексия

-У вас на партах перо . Оцените работу на уроке. Если вы считаете, что выполнили все задачи, на пере поставьте крестик на самый верх, если не все-то посередине.
-Покажите свои перья? (дети показывают перья с самооценкой)

VI. Подведение итогов урока

Продолжите:

Я узнал…

Мне было непонятно…

Мне понравилось…

Мне было интересно…

Домашнее задание по выбору учащихся

1. Выучить наизусть отрывок из сказки.

2. Выразительное чтение понравившегося эпизода.

3. Самостоятельно прочитать другую сказку А.С. Пушкина

А я хочу закончить наш урок  такими словами:

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему : А.С.Пушкин" Сказка о царе Салтане..."

Развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...