Главные вкладки

    Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
    план-конспект урока по чтению (2 класс)

    Кручинина Светлана Викторовна

    Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, креативные, рефлексивные навыки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Ф.И.О. учителя: Кручинина Светлана Викторовна

    Учебный предмет: литературное чтение.

    Класс: 2 класс

    Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России») Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий - М.: Просвещение (Учебник, 2015)

    Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».

    Тип урока: урок - обобщение.

    Цель: формировать образовательные компетенции (информационные, коммуникативные, креативные, рефлексивные) учащихся 2 «б» класса в предметной области литературное чтение по теме «Я и мои друзья».

    Учебные задачи:                                      

    1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

    1) формировать позитивную самооценку;

    2) развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    3) развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

    2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

    1) формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формировать навык форм личностной рефлексии;

    2) формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её.

    3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    1) формировать навык беглого, выразительного чтения целыми словами;

    2) осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, соотносить основную мысль рассказа с пословицей.

    3) формировать этические представления, понятия о добре и зле, дружбе, честности.

    Средства (оборудование):

    1. учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Плешаков);
    2. проектор-компьютер;
    3.  карточки с фразеологизмами, пословицами;
    4. картинки – раскраски (девочки и мальчики), фломастеры; инструкционные карты, ватман с названием проекта, иллюстрации к рассказам и стихам, портреты поэтов и писателей,

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результаты: формируемые УУД.

    I. Орг. момент

    Цель: организация контролирующей деятельности на предмет готовности к уроку.

    Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

    Учащиеся встают в круг и произносят слова:  

    Собрались все дети в круг,

             Я – твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмемся

             И друг другу улыбнемся.

    Улыбнёмся мы гостям,

    Пусть сияет солнце нам.

    Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания, нравственные ценности учащихся: доброжелательность, доброту, любовь.

    Регулятивные: нацелить на успешную деятельность.

    II. Целеполагание

    Цель:

    формулирование темы и задач урока.

    - О чём говорится в стихотворении?

    - Кто догадался, какая у нас будет тема урока?

    - Какой раздел мы изучали?

    Тема урока: Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

    - Сегодня мы будем составлять проекты.

    - Прочитайте названия своих проектов.

    - Какие задачи мы поставим, чему на уроке мы должны научиться?

    - С помощью наших проектов мы должны привлечь ребят прочитать книги о дружбе.

    -  Как вы думаете, каким должен быть проект?

    - В стихотворении говорится о друзьях.

    - Дружба.

    - Мы изучали раздел «Я и мои друзья»

    1 группа «Стихи о дружбе и друзьях»

    2 группа «Рассказы о дружбе»

    3 группа «По страницам книг В.А. Осеевой»

    - Выразительно читать, читать по ролям, пересказывать, составлять проект.

    Проект должен быть красочным и интересным.

    Коммуникативные:

    формировать умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

    Регулятивные:

    формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

    Дополнять, уточнять высказанные мнения.

    III. Актуализация знаний.

    Цель: выявить знания учащихся полученные на уроках.

    - Чтобы быстро и выразительно читать проведем речевую разминку, прочитаем выразительно стихотворение про щуку.

    - Какие звуки повторяются в стихотворение часто?

    - Может ли щука дружить с рыбами?

    - Вспомним авторов и произведения, которые изучали в разделе «Я и мои друзья»

    - Этот поэт окончил исторический факультет МГУ, ездил на археологические раскопки, написал сборник стихов и сказок «Весёлое лето», «Картинки в лужах»

    - Поэтесса работала в филармонии, училась в оперно – хоровой студии. Первые стихи опубликовала в журнале «Мурзилка». Многие её стихи стали песнями.

    - Писатель работала воспитателем в детских учреждениях, в свободное время сочиняла стихи, пьесы и ставила их вместе с детьми. Её книга «Васек Трубачёв и его товарищи» была отмечена сталинской премией.

    - Писатель – священник, воздвиг храм Державной Иконы Божьей матери.

    - Детский поэт, писатель, переводчик. Написал тексты к мультипликационному сериалу «Незнайка на Луне», стихи к фортепианному циклу П.И. Чайковского «Детский альбом».

    - По профессии он был актёром, играл главные роли в спектаклях. Первые стихи прочитал на радио. Они очень понравились слушателям. Талант писателя пересилил актёра. В каждом его произведении происходит что – то необычное и интересное.

    Разложите портреты писателей и биографии в нужные кармашки.

    Речевая разминка:

    Щука добрая была, дружбу с рыбами вела.

    Из морской капусты щей щука наварила.

    Окуньков, бычков, лещей щами угостила.

    - р -, - щ –

    - Нет, она хищная рыба.

    Валентин Берестов написал стихотворение «За игрой»

    Эмма Мошковская «Я ушел в свою обиду»

    Валентина Осеева «Почему», «Хорошее», «Волшебное слово»

    Николай Булгаков «Анна, не грусти!»

    Виктор Лунин «Я и Вовка»

    Юрий Ермолаев «Два пирожных».

    Выполняют проект «Литературная газета»

    Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

    Познавательные: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию.

    Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

    IV. Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

    Анализ произведений

    Работа в группах.

    Работа в группах.

    Упражнение на релаксацию

    1. Игра «Найди друга» (работа в парах)

    Ребятам даны листы с именами, они должны вспомнить из какого произведения этот герой и найти друга из этого же произведения.

    1. Соотнесите иллюстрацию с произведением.
    2. Работа в группах

    Ребятам даны карточки с заданиями.

    Задание 1

    1. Прочитайте стихотворение Берестова «За игрой»

    2.Что помогло героям быть вместе.

    3.Почему дружба не кончается?

    Задание 2 Стихотворение Э. Мошковской

    1.Что значит «ушёл в свою обиду»?

    2.Зачитайте, что произошло пока мальчик был в обиде.

    3.Каким должен быть друг?

    Прусакова Влада расскажет стихотворение «Подружка Маша»

    - Каким был Вовка?

    - Какое волшебство использовала Маша?        

    - Какой вывод мы сделаем из этих стихов? Что мы поместим в домик дружбы?

    Задание 3

    1.Герой какого произведения старался не помнить обиды?

    2.Зачитайте строчки, когда мальчик был счастлив.

    - Какое слово мы поместим в домик.

    Карточка № 1 Булгаков «Анна, не грусти»

    1.Что произошло на горке?

    2.Зачитайте, какой Аня увидела больницу. (с. 79)

    3.Кто из девочек был печальной Аня или Катя, почему, прочитайте. (с. 83)

    - Какие слова поместим в домик?

    Карточка № 2

     - Послушайте начало рассказа Осеевой «Волшебное слово»

    - Продолжите озвучивать диафильм.

    Карточка № 3

    1.Перечислите действующих лиц в рассказе Валентины Осеевой «Хорошее»

    2. Прочитайте рассказ по ролям.

    - Как нужно читать мысли Юры?

    - Как прочитаете слова, обращенные к сестре, няне, собаке?

    - Вы должны выбрать лучшего артиста.

    – Возьмитесь за руки, закройте глаза (пауза –слушают музыку). Почувствуйте, как тепло ваших рук переходит каждому из вас. Вам спокойно и хорошо вместе. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три».

    Витька и Вовка

    Анна и Катя, Лена и Павлик

    Оля и Наташа

    Юра и Трезор

    Учащиеся взаимодействуют в парах - устанавливают соответствие автора и название произведения.

    - Они после ссор мирились, играли дружно.

    - Значит ни с кем не разговаривал

    Вовка был вредным и плохим.

    Она не стала отвечать злом на зло и Вовка изменился.

    Согласие, мир, понимание.

    Берестов «Гляжу с высоты на обиду», Лунин «Я и Вовка»

    Верность.

    Катя упала и сломала ногу.

    Отзывчивость, забота.

    Пересказ «цепочкой»

    Юра, сестрёнка, няня, Трезор, мама.

    Мысли Юры нужно читать мечтательно, а ответы – грубо.

    Коммуникативные:

    Формировать умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Уметь взаимодействовать в парах.

    Познавательные:

    Развивать навык чтения, умение соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией, воспроизводить по памяти информацию, ориентироваться в книге.

    Коммуникативные:

    Формировать умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

    Регулятивные:

    Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения.

    Личностные :

    Учить выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развивать доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

    Дифференцированная работа по группам

    Работа над проектом.

    Карточка № 1

    1.Восстановить последовательность событий. Расположить иллюстрации в нужном порядке.

    2.Озаглавить части рассказа.

    Карточка № 2

    Работа с фразеологизмами.

    - Подобрать объяснение к фразеологизму. Выбрать те, которые можем отнести к дружбе.

    Карточка № 3

    1.Охарактеризуйте девочек, выберите слова, которые подходят к каждой из них.

    Оля: трудолюбивая, злая, небрежная, добрая, внимательная, ворчливая, отзывчивая, жестокая.

    Наташа: равнодушная, невезучая, ленивая, скромная, себялюбивая, беспокойная.

    2.Чему хотел автор научить читателя.

    - Какие еще слова мы поместим в «Дом дружбы»?

    Выполняют задания в газетах.

    1.Разбитая чашка.

    2.Мальчик обвинил Бума.

    3.Бум на улице.

    4.Мальчик не мог уснуть.

    5.Признание.

    6.Снова вместе.

    Водой не разольёшь – очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

    Рука об руку – вместе, дружно, помогая друг другу.

    Держать себя в руках – контролировать своё поведение

    Записывают характеристики героев.

    Понимание, трудолюбие.

    Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности.

    Познавательные: анализировать содержание произведения, сравнивать и характеризовать персонажи, развивать мыщление.

    Личностные: применять правила делового сотрудничества.

    V. Работа с пословицами.

    Соотнести пословицу с произведением.

    «Дружбу помни, а зло забывай»

    «За шутку не сердись и в обиду не вдавайся»

    «Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен».

    «Дружба заботой да подмогой крепка»  

    «Делу время, а потехе – час»

    «Вежливость ничего не стоит, но много приносит»

    «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить»

    «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

    Выполняют работу в газетах.

    Берестов «За игрой»

    Мошковская «Я ушел в свою обиду»

    Лунин «Я и Вовка»

    Булгаков «Анна, не грусти»

    Ермолаев «Два пирожных»

    Осеева «Волшебное слово»

    Осеева «Хорошее»

    Осеева «Почему»

    Познавательные:

    Развивать мышление.

    Регулятивные:

    Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

    Коммуникативные:

    Формировать умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

    VI. Рефлексия.

    - Оцените свою работу:

    Работал активно, отвечал правильно, аккуратно выполнял задания.

    Встретились трудности, мало работал на уроке и в группе.

    У меня ничего не получилось, не смог работать в группе.

    Раскрашивают одежду детей.

    Зелёный цвет

    Жёлтый цвет

    Красный цвет

    Личностные:

    Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.

    VII. Итог урока.

    - Каким вы хотите видеть своего друга?

    - Каких качеств у друга не должно быть?

    - Получилось ли у вас создать литературную газету, интересна ли она будет для других, кому мы можем её подарить?

    Ответы детей.

    Мы думаем, что газета интересная, мы можем её подарить первоклассникам.

    Познавательные:

    Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

    VIII. Домашнее задание.

    - Написать отзыв о произведении из данного раздела по плану:

    1.Название и автор произведения.

    2.Главный герой.

    3.Почему тебе понравилось произведение?

    4.Хотел бы ты быть похожим на героя произведения?

    - Нарисовать иллюстрацию к любимому произведению.

    Домашнее задание даётся индивидуально, но учитывается желание детей.

    Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    2класс. Технологическая карта урока. Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья"

    Урок литературного чтения во 2 классе по  УМК "Школа Россои" . Произведения Осеевой, Лунина, Берестова, Барто и др. Работо в парах, группах, интерактивная игра, построение пирамиды критика....

    Конспект открытого урока по литературному чтению во 2-м классе на тему: "Я и мои друзья"

    Является разработкой открытого обобщающего урока и включает в себя цели и задачи, направленные на достижение личностных результатов и метапредметных результатов обучения (УУД)...

    Конспект урока : Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Обобщающий урок по разделу  «Я и мои друзья»              Цели урока:  Обобщи...

    Технологическая карта урока «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА По предмету "Литературное чтение"На тему «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».Разработчик:Учитель начальных классовКольцова Ли...

    Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

    Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин....

    Открытый урок по литературному чтению в 1 классе. «Обобщение по теме «Я и мои друзья»»

    Открытый урок по литературному чтению в 1 классе "Я и мои друзья"...

    УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС. Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»

    Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» по учебнику Л.Ф. Климановой УМК «Школа России»...